Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность в бизнесе играет не маловажную роль в экономике государства.
Объект - инновационная деятельность бизнеса.
Предмет- влияние инноваций на бизнес

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность инновационного менеджмента……………………………4
1.1 Понятие и классификация инноваций……………………………………..4
1.2 Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ……………………………………………………………………………......13
Глава II. Инновации в малом бизнесе…………………………………………15
2.1 Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства………………………………………………………………………15
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности сферы малого и венчурного бизнеса…………………………………………………..18
Глава III Инновационный бизнес на примере ООО “НПФ Стелла”………...46
Глава IV Анализ эффективности инвестиционной деятельности……….…..50
Заключение……………………………………………………………………...54
Список литературы………………………………………………………….…..58
Приложение 1…………………………………………………………………....60

Файлы: 1 файл

Инновации и их роль в развитии бизнеса - курсовая работа1.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

«Морозовский проект» — масштабная программа поддержки малого бизнеса  в инновационной сфере, направленная на оказание образовательных, консультационных, информационных, организационно-правовых услуг предпринимателям через систему региональных учебно-деловых центров. С целью развития системы финансирования малого предпринимательства в инновационной сфере ежегодно в рамках «Морозовского проекта» проводится Всероссийский смотр венчурных инвестиционных проектов «Инвестпроект». В ближайшей перспективе предполагается осуществление двух новых программ: проведение конкурса венчурных инвестиционных проектов в области малого бизнеса «Венчур» и реализация программы «СтартИнвест», предоставляющей возможность МПИД на начальном этапе разработки венчурных инвестиционных проектов кратко изложить свои инновационные идеи в системе Интернет в целях привлечения внимания и поиска потенциальных венчурных инвесторов, в том числе зарубежных партнеров, для их реализации.

Основные цели Ассоциации «Технопарк» — содействие определению и формированию приоритетных направлений инновационной деятельности и реализации перспективных научно-технических венчурных инвестиционных проектов. Основное направление работы — научно-методическое и организационное обеспечение технопарков, инновационных центров и бизнес-инкубаторов.

11.4 Другим элементом инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства  в инновационной сфере могут  стать территориально-производственные  зоны, формируемые на базе предприятий оборонных отраслей промышленности с целью размещения на временно незагруженных и неиспользуемых производственных площадях МПИД с использованием такой формы инвестирования, как селинг.

11.5 Для малого предпринимательства  в инновационной сфере необходима  налаженная инфраструктура передачи технологий, взаимодействия между разными секторами науки, наукой и производством, наличие развитой сети коммуникаций для малого предпринимательства. Такая структура не только не создана, но разрушены ее основы, существовавшие в дореформенный период. Компьютерные базы данных, содержащие информацию о публикациях, переведены в научных библиотеках, как правило, на коммерческую основу и доступны лишь ограниченному кругу пользователей. Серьезное значение в настоящее время имеет проблема создания базы данных об имеющихся разработках и спросе на них и оказание помощи в доступе к такой информации.

11.6. Значительную помощь МПИД  может оказать создание центров  по оценке технологий. К их  задачам должна относиться оценка  перспективности новых технологий и ноу-хау, анализ сравнительного эффекта от их внедрения, прогноз конкурентоспособности в России и за рубежом. Центры должны получать помощь в приобретении методик по оценке технологий и инновационных проектов в подключении через информационную сеть к базе данных, содержащей сведения о внедренных в мире технологиях аналогично типа. Другое направление работы центров - оценка вредных экологических эффектов от внедрения и распространения технологий и созданной на их основе техник. Сложная экологическая обстановка в Российской Федерации и недооценка вредных эффектов от внедрения технологии требуют привлечения к работе центров по оценке технологий экспертов-экологов. Еще одно направление деятельности центров - подготовка кадров по теории и практике научно-технического прогресса. До сих пор нет специальных учреждений по подготовке менеджеров высокотехнологичных предприятий и специалистов по маркетингу наукоемкой продукции и разработок. Целесообразно создать специальные курсы для управляющих МПИД, работающих в инновационной сфере.

11.7. Еще одним элементом инфраструктуры  поддержки МПИД в области технического  прогресса должны стать региональные  центры инновационного развития. Деятельность таких центров должна  ориентироваться на малые и  средние предприятия, не имеющие своих исследовательских подразделений. Помощь этим предприятиям может заключаться в распространении инноваций, передаче эффектных технологий из государственного сектора в частный, оказание консультационной помощи. Результат деятельности таких центров – сохранение и преобразование региональной науки в интересах конкретных регионов и первоочередное развитие прикладных исследований.

11.8. Основным механизмом привлечения  финансовых ресурсов в малое предпринимательство в инновационной сфере должны преимущественно венчурные компании и фонды (фонды содействия развитию малых и средних форм предприятий в научно-технической сфере, фонды технологического развития), созданию которых следует уделить в ближайшей перспективе особое внимание в рамках государственной поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере. До создания достаточно мощной и разветвленной инфраструктуры венчурных компаний и фондов в России функцию привлечения финансовых ресурсов в малое предпринимательство в инновационной сфере могут и должны взять на себя государственные структуры, частные лица, коммерческие банки, инвестиционные фонды.

12. Проведение государственной  налоговой политики поддержки  малого предпринимательства в  инновационной сфере. Бремя инфляционного  налога, испытываемое всеми предприятиями, особенно сильно в посткризисный период отразилось на предприятиях с длительным производственным циклом, в том числе в наукоемком производстве, где материальные и временные затраты на НИОКР составляют весьма значительную долю в цикле, охватывающем разработку, внедрение, производство и доведение готовой продукции до потребителя, то есть на МПИД. Поэтому в современных условиях государство должно целенаправленно стимулировать инновационную активность в экономике введением разнообразных налоговых льгот и особых условий хозяйствования в первую очередь для инновационных монополий.

Наиболее действенное влияние  на стимулирование инновационной активности оказали принятые в 1999 г. решения  по совершенствованию налогового законодательства, в частности, снижение с 1.04.99 г. предельной ставки налога на прибыль для предприятий и организаций с 35% до 30%, а также освобождение от налогообложения прибыли, полученной от вновь созданного производства, организованного на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, на период его окупаемости, но не более трех лет, и средств, направленных научными организациями непосредственно на проведение НИОКР в порядке и по перечню, установленными Правительством РФ, что должно позволить предприятиям использовать прибыль, остающуюся в их распоряжении, на осуществление НИОКР, развитие инновационной деятельности. Однако этого совершенно недостаточно для стимулирован инновационной активности в России, и совершенствование налогового законодательства по стимулированию инновационной активности МПИД должно предусматривать:

1. Упрощение налоговой системы  для МПИД. Введение особых режимов  налогообложения для МПИД (единый  налоговый платеж в форме «вмененного  налога»), как гарантии против  административного произвола на местном уровне.

2. Взаимодействие налогового механизма  с кредитно-банковской политикой,  процентными ставками, в рамках  предоставления определенных преимуществ  финансовым, кредитным учреждениям  и предприятиям, использующим долгосрочные  ссуды при инвестировании МПИД.

3. Выравнивание уровней налогового  бремени, возлагаемого на различные  категории налогоплательщиков за  счет сокращения числа налоговых  льгот (индивидуальных и отраслевых), не имеющих социальной направленности  и не связанных с научной и инновационной, деятельностью, и привлечение к уплате налогов предприятий, работающих с огромными неучтенными денежными оборотами.

4. Введение льгот или освобождение  от налога на прибыль, налога  на добавленную стоимость, налогам,  взимаемым в дорожные фонды, если средства будут инвестироваться в российские МПИД. Выведение из-под налогообложения прибыли, инвестируемой в развитие реального производства, его модернизацию и в инновационную деятельность(НИОКР) и зачисляемой на инвестиционные счета;

5. Отмену льгот по налогу на прибыль, если МПИД не использует полностью на цели накопления (инвестирования) амортизационные отчисления. Неиспользованная на инвестиционные цели амортизация должна включаться в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль. Базой применения льгот должна быть не сумма прибыли, а сумма платежей в бюджет, что определит зависимость суммы льгот от объема платежей в бюджет.

6. Создание производителям максимально благоприятного режима налогообложения для освобождения производства от неиспользуемого оборудования, что будет способствовать экономии МПИД на производственных издержках и оживлению внутреннего спроса.

Для этого требуется:

-разработка упрощенного порядка  консервации незагруженных мощностей  с освобождением таких активов  от налогообложения и амортизационных начислений;

-стимулирование вывода из состава  имущества предприятия неиспользуемых  мощностей за освобождения от  налога на добавленную стоимость  безвозмездно передаваемых неликвидных  и не участвующих в производственной  деятельности основных фондов и товарно-материальных ценностей (у принимающей стороны освобождение от налога на прибыль);

-введение для излишних и неиспользуемых  видов производственной техники  режима «неликвидных каникул»  длительностью свыше 1—2 лет,  предполагающего реализацию неликвидов и неиспользуемого оборудования при необходимости по ценам ниже их учетной стоимости, подкрепленного мерами стимулирующей налоговой поддержки;

-внесение изменений в порядок  налогообложения при реализации  основных фондов ниже балансовой стоимости, чтобы, не подрывая налоговую дисциплину, дать возможность предприятиям избавляться от неликвидов, реализовывать неиспользуемое оборудование, устранять искусственное завышение цен, созданное вследствие применения бартера и денежных суррогатов.

7. Включение средств, выделяемых  МПИД на пополнение оборотных  фондов, в расчет налоговой базы, как элемент издержек производства

8. Устранение налогообложения «сверхнормативного»  с затрат на подготовку кадров  для МПИД и в первую очередь  подготовку менеджеров инноваций.

9. Освобождение от налогообложения  доходов и прибыли МПИД, экспортирующих  не менее 50% товаров, изготовленных  с использованием российской  интеллектуальной собственности  на период возврата инвестиций.

10. Освобождение в целях стимулирования  организации совместного производства на определенный период от всех видов налогов (с последующим 50% налогообложением) при условии выпуска МПИД импортнозаменяющей продукции и реализации ее внутри России.

11. Подготовка и принятие нормативных  актов и налоговых льгот по франчайзингу.

13. В соответствии с «Основами»  основными мерами государственного  стимулирования научной, научно-технической  и инновационной деятельности  в приоритетных направлениях  развития науки, технологий и  техники в области финансов  являются:

-финансирование инвестиций за  счет средств федерального бюджета  научных исследований и экспериментальных  разработок на уровне, обеспечивающем  реализацию целей и задач «Основ»;

- направление ежегодного прироста  ассигнований по статье федерального  бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу» на фундаментальные исследования и обеспечение научного сопровождения важнейших инновационных проектов государственного значения;

-обеспечение эффективного использования  средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование инвестиций для фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу;

- целевое выделение бюджетных  средств для реализации научного  сопровождения важнейших инновационных  проектов государственного значения, концентрация бюджетных ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий федерального значения;

-поиск и эффективное использование  внебюджетных источников для  финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых по заказам федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации, а также для вовлечения в хозяйственный оборот научных и научно-технических результатов, полученных за счет бюджетов всех уровней;

-стимулирование деятельности благотворительных  организаций и иных хозяйствующих  субъектов, направленной на финансирование  инвестиций для фундаментальных  исследований;

-обеспечение государственной поддержки  наукоградов за счет бюджетов всех уровней;

-стимулирование развития малого  научно-технического и инновационного  предпринимательства, включая поддержку  за счет бюджетов всех уровней  инфраструктуры малого бизнеса,  стимулирование развития венчурного  инвестирования, лизинга, кредитования и страхования рисков наукоемких проектов подготовки специалистов по инновационному менеджменту, а также поддержки на конкурсной основе научно-технических и инновационных проектов.

Система финансирования инвестиций в  малое предпринимательство в инновационной сфере за последние годы значительно изменилась. Многие МПИД в этой сфере сохраняют статус государственных только потому, что в качестве их учредителей выступают государственные предприятия. Государственное финансирование таких предприятий постоянно сокращается. Соответственно, возрастает роль других источников финансирования инвестиций. Важнейшим источником финансовых ресурсов становятся средства от реализации готовой продукции и продукции, произведенной специально по заказу других предприятий и организаций. Существенную роль в поддержке МПИД играют средства коммерческих и финансовых структур. Растет поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере за счет средств и грантов российских и зарубежных благотворительных фондов. Если сами по себе МПИД могут развиваться в той или иной мере (в том числе и полностью) за счет собственных средств и поддержки частного сектора, то создание инфраструктурных учреждений поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере требует государственного инвестирования. Заинтересованность частных фирм в техническом совершенствовании оказывает на инфраструктурные учреждения поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере лишь косвенное влияние, опосредуемое МПИД. Оно может выражаться в ощутимой мере лишь после создания такой инфраструктуры. Особенно значительной должна быть роль государства в создании технопарков, технополисов, инновационных центров региональных органов власти, основным инвестором которых должен быть именно государственный сектор. Первоначальная инвестиционная поддержка государства в процессе становления этих учреждений может быть заменена другими формами поддержки и. прежде всего, льготами по налогам. Учитывая риск вложений и их продолжительный характер, необходимо освобождать от налога на прибыль часть капитала, инвестируемую в венчурные компании и фонды, снизить ставки налога на получаемые инвесторами дивиденды на вложенный при этом капитал, разрешить создание резервов из необлагаемой налогом прибыли. Система финансирования инвестиций в малое предпринимательство в инновационной сфере должна включать установление аналогичных льгот на капитал, вложенный в МПИД, в рамках привлечения инвестиций для стимулирования технических разработок инновационного характера, и делающих выгодным для крупного и среднего бизнеса сотрудничество с малым бизнесом. Это особенно важно для МПИД, научно-технические разработки которых сопряжены с определенным риском, и в первую очередь для фирм, на которые по роду их деятельности не распространяется инвестиционный налог, а также для сферы научно-консультационных услуг. В настоящее время не все изменения в финансовой политике государства по отношению к малому и венчурному бизнесу можно оценивать положительно. Введение в налогооблагаемую базу нематериальных активов дестимулирует приобретение объектов интеллектуальной собственности, ведет к снижению научно-технического уровня отечественных разработок. Снятие льгот по обложению налогом имущество вновь созданных предприятий неизбежно ухудшит финансовое положение МПИД, поскольку они работают, как правило, на арендованном оборудовании и в первоначальный период (до нескольких лет) своей деятельности зачастую не имени сколько-нибудь существенных доходов и нуждаются в финансовой поддержке. Существующие в государственной политике по отношению к малому предпринимательству в инновационной сфере противоречия (стремление наряду с поддержкой малого предпринимательства сэкономить на малых фирмах в результате отмены льгот) можно разрешить, закрепив дифференцированный подход к малым предприятиям различных типов — в частности, оказывая поддержку в первую очередь МПИД. Значение инновационной деятельности для России и активизация в ней малого и венчурного бизнеса требуют особого внимания со стороны государства.

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента