Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 09:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - доказать то, что инновационная деятельность в бизнесе играет не маловажную роль в экономике государства.
Объект - инновационная деятельность бизнеса.
Предмет- влияние инноваций на бизнес

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность инновационного менеджмента……………………………4
1.1 Понятие и классификация инноваций……………………………………..4
1.2 Государственная политика по развитию инновационной деятельности в РФ……………………………………………………………………………......13
Глава II. Инновации в малом бизнесе…………………………………………15
2.1 Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства………………………………………………………………………15
2.2 Государственное регулирование инновационной деятельности сферы малого и венчурного бизнеса…………………………………………………..18
Глава III Инновационный бизнес на примере ООО “НПФ Стелла”………...46
Глава IV Анализ эффективности инвестиционной деятельности……….…..50
Заключение……………………………………………………………………...54
Список литературы………………………………………………………….…..58
Приложение 1…………………………………………………………………....60

Файлы: 1 файл

Инновации и их роль в развитии бизнеса - курсовая работа1.doc

— 271.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ни одно общество, от самого централизованного до самого децентрализованного, не способно в  настоящее время создать эффективно функционирующий механизм. Большое  значение имеют социальные, политические и технологические факторы. Объективная реальность свидетельствует в пользу такого положения, что в общем и целом экономика является стройной и логичной системой, а реальные проблемы и сложности, стоящие перед любым обществом, как российским, так и американским выступают проявлением не только и, может быть, не столько экономических законов, а тех политических и моральных ценностей, которые господствуют в обществе, основой которого выступают политика и мораль в виде коллективной воли и личной системы ценностей. Кризис переживает вся человеческая цивилизация. Не существует; какого-то одного лекарства в виде рынка, плана, прогноза, закона спроса и предложения, а необходима их оптимальная комбинация в каждом конкретном этапе (временном промежутке), которая во многих случаях достижима в условиях именно инновационной монополии. В плане развития системы прогнозирования и планирования на уровне предприятия наибольшими возможностями обладают именно инновационные монополии.

С позиций развития современных  экономических систем и достижения наибольшей эффективности их функционирования государственная политика в экономической сфере наряду с другими должна преследовать цели и задачи образования инновационных монополии, не допуская их превращения в «классические» монополии. В этом плане можно выделить два вида рынков:

- традиционный - где в саду объективных  законов конкуренции происходят  процессы концентрации и специализации  капитала, приводящие в конечном  итоге к образованию монополии.  В этой ситуации правительство  должно предпринимать весь комплекс мер, направленных на развитие конкуренции и ограничение монополистических тенденций;

- новый - когда предприятие объективно  получает монопольное положение,  обусловленное проведением эффективной  инновационной деятельности. В этом  случае государство уже имеет дело с инновационной монополией и должно поощрять сохранение ее инновационного характера.

Существуют следующие основные подходы, которые можно принять, чтобы определить наличие или  отсутствие на том или ином рынке  монополии.

Во-первых, рыночные результаты, когда осуществляется сравнение идеального (гипотетического инновационно-монополистического) рынка с реально существующей ситуацией. Во-вторых, поведение экономических субъектов, когда рассматривается экономическое поведение монополии на предмет выявления ее инновационной сущности. Большое значение приобретают выявление, анализ и предупреждение элементов сговора и негласных соглашений между предприятиями. В-третьих, структура рынка, когда, вследствие ограничения возможности для предприятия свободного выхода из отрасли или вступления в нее, возникают серьезные проблемы с поощрением конкуренции.

Критериями определения границ эффективного государственного вмешательства  в экономические системы в  плане поощрения инновационной  составляющей в деятельности монополий выступают эффективность функционирования предприятий-монополистов, обеспечение эффективности воздействия на протекание экономических процессов в области инновационной деятельности, эффективность бюджетной политики. В плане обеспечения эффективности функционирования государство должно выступать основным гарантом обеспечения всем гражданам экономической свободы, без которой немыслима свобода политическая, инновационная, предпринимательская, духовная, научная, творческая и т.д. В плане конкретизации данного положения государство должно стремиться к объективной оценке собственной совместимости с рынком, инновационной деятельностью и конкуренцией и находить пути для достижения эффективной совместимости. В случаях, когда государство не в состоянии обеспечить в конкретный временной промежуток достижение образования и развитие инновационных монополий, оно должно ограничить свое вмешательство в экономические процессы. И наоборот, когда государство имеет все возможности способствовать экономическому развитию данного вида монополий, то его бездействие очень часто неправомерно и может привести к негативным последствиям как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Все методы государственного регулирования рыночной экономики должны быть направлены не на подавление рыночных сигналов, в том числе связанных и с появлением инновационных монополии, а на прогнозирование вероятных последствий их изменении и основываться на институтах рыночной организации общественного производства. Государство должно, проводить активную государственную структурную политику, основной целью которой должно выступать стимулирование порожденных рынком инновационных монополий и структурных сдвигов. Структурная политика должна способствовать обеспечению и стимулированию социально приемлемого приспособления предприятий-монополистов к быстро меняющимся условиям, особенно в отраслях, стоящих на пороге спада, стагнации или рост которых нестабилен, когда эти вопросы трансформируются в проблемы занятости населения. В то же время требуется решительная структурная трансформация в отраслях, которые не в состоянии утвердиться в современных экономических условиях. Структурная политика должна концентрироваться на поощрении технического прогресса и заключаться в прямой и косвенной поддержке инновационных предприятий, в т.ч. и инновационных монополий. Косвенными методами здесь выступают стимулирование НИОКР и государственное вмешательство в рамках технологической политики.

В этих условиях государственная поддержка  малого предпринимательства в инновационной сфере необходима для стабилизации на первом этапе производственного процесса и более эффективного использования его ресурсного потенциала; для последующего их поддержания на уровне, достаточном для достижения непрерывного и с поступательной тенденцией низкоинфляционного социально-экономического развития, сопровождаемого стабильным производственным ростом, снижением уровня безработицы путем создания новых рабочих мест и ростом покупательских способности населения России; для решения в перспективе стратегической цели социально-экономического развития любого демократического государства — повышение благосостояния народа.

Государственная поддержка малого предпринимательства в инновационной  сфере в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов должна основываться на взаимосвязи осуществляющих ее федеральных и региональных органов и выработке ими единой политики, адаптируемой в каждом конкретном случае к специфическим региональным условиям. Поддержка малого предпринимательства в инновационной сфере на федеральном уровне предполагает определение государственных приоритетов его развития и формирование необходимого для инвестирования фонда финансовых ресурсов за счет средств федерального бюджета. Учет реальных потребностей регионов требует, чтобы федеральная политика основывалась не на территориальной принадлежности малого предпринимательства, а на целевом подходе. Средства инвестирования на поддержку конкретных направлений развития малого предпринимательства должны выделяться на федеральном уровне по целевому принципу, исходя из того, насколько конкретная региональная программа или конкретный региональный проект поддержки малого предпринимательства отвечают общегосударственным задачам формирования конкурентной среды, создания дополнительных рабочих мест, конверсии, повышения научно-технического уровня производства, поддержки определенных категорий населения и улучшения экологической обстановки. Внутрирегиональная политика поддержки малого предпринимательства в инновационной сфере должна включать два блока — программы и мероприятия, имеющие значение для развития данного конкретного региона, реализуемые непосредственно на региональном уровне за счет местных ресурсов; программы и мероприятия, имеющие межрегиональное значение и отвечающие задачам общегосударственной программы формирования системы поддержки малого предпринимательства. Взаимосвязь федеральных и региональных органов поддержки малого предпринимательства, выработка ими единой политики должны находить конкретное выражение в сбалансированности различных источников финансирования региональных программ развития малого предпринимательства.

Государственные инвестиционные ресурсы  должны быть сконцентрированы на наиболее важных сферах функционирования малого предпринимательства, отвечающих как  федеральным, так и региональным интересам, а именно, в малом бизнесе в инновационной сфере. На федеральном уровне государственные функционально-целевые приоритеты в инвестировании малого предпринимательства в инновационной сфере должны включать обеспечение интересов последнего в ходе межведомственной координации деятельности федеральных ведомств, осуществляющих господдержку инновационной деятельности по следующим направлениям:

-формирование и реализация единой  государственной инвестиционной  и инновационной политики (согласование целей трех; основных агентов экономической деятельности — собственно, «инноваторов», генерирующих идеи и проектирующих средства их реализации; предпринимателей; юридических лиц любых организационно-правовых форм, реализующих инновационные проекты; органов государственной власти, устанавливающих законодательные нормы и подзаконные стандарты и нормативы);

- стимулирование активности участников  единой государственной инвестиционной  и инновационной политики, включая  прямую поддержку участников, обеспечивающих «межпрограммную» координацию инновационной деятельности в интересах оказания государственной поддержки малому предпринимательству.

Достижение обеспечения интересов  малого предпринимательства в инновационной  сфере может быть реализовано  в рамках решения на федеральном уровне следующих основных задач:

1. Планирование отраслевой, функциональной, территориальной структуры развития инновационной деятельности и госбюджетных ресурсов на ее государственную поддержку.

2. Организация и ведение федерального реестра по учету заявок на поддержку инновационных проектов.

3. Реализация госзаказа на господдержку инновационной деятельности.

4. Совершенствование федеральной контрактной системы по части селективного управления господдержкой.

5. Содействие развитию малого предпринимательства в инновационной сфере и конверсии оборонных предприятий, а также повышению научно-технического уровня производства.

6. Содействие кооперированию как самих инновационных фирм (венчурных компаний), так и их кооперированию и сотрудничеству с крупными и средними предприятиями.

7. Поддержка в сфере внешнеэкономической деятельности.

8. Формирование социальной сферы.

9. Поддержка в улучшении экологической обстановки.

10. Поддержание определенных диспропорций и неравновесных состояний в экономике для перераспределения ресурсов и организация перераспределения ресурсов в пользу инновационных монополий.

11. Создание и развитие инфраструктуры поддержки.

12. Проведение налоговой политики господдержки в инновационной сфере.

13. Проведение инвестиционной политики господдержки в инновационной сфере.

 

1. Планирование отраслевой, функциональной, территориальной структуры развития  инновационной деятельности.

В соответствии с «Основами» основными  мерами государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в области совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества являются:

-проведение инвентаризации научно-технического  комплекса, в том числе наукоградов,  включая изменение (в необходимых  случаях) организационно-правовой  формы и формы собственности  научных организаций;

-совершенствование академического  сектора науки за счет концентрации  ресурсов на решении фундаментальных  научных проблем, оптимизации  системы управления научной и  научно-технической деятельностью,  уточнения количества подведомственных  научных организаций и численности сотрудников;

-придание государственным научным  центрам Российской Федерации  функций ведущих организаций  по важнейшим направлениям развития  технологий и техники;

-реализация излишнего имущества  и незавершенных строительством  объектов, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, с использованием получаемых средств для дополнительного финансирования мероприятий по укреплению материально-технической базы научных организаций;

-использование в установленном  порядке части основных фондов научных организаций, высвобождаемых в процессе реструктуризации научно-технического комплекса, для поддержки малого научного и инновационного предпринимательства, создания научных и технологических парков, инновационно-технологических центров и других объектов инновационной деятельности;

-совершенствование действующей системы аккредитации научных организаций, переход к их аттестации и сертификации с учетом международных стандартов качества;

-доведение целевого финансирования  развития приборной: базы, содержания уникальных стендов и установок, используемых при проведении исследований и разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники до 5% от объема средств, выделяемых из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента