Состояние инновационной 
деятельности и сущность инновационного 
менеджмента
 
 
Состояние инновационной 
деятельности является важнейшим индикатором 
развития экономики и общества. В 
реализации инновационного пути развития 
важная роль принадлежит базовому звену 
экономики – предприятиям, являющимся 
непосредственными субъектами инновационной 
деятельности. 
    Инновационная деятельность 
и ее результативность рассматриваются 
в аспекте конкурентных преимуществ. 
    Инновационность 
предприятия отражает его способность 
реагировать на изменения внешней среды 
путем выпуска новой или усовершенствования 
производимой продукции, внедрения новых 
технологий производства и сбыта, реструктуризации, 
усовершенствования систем организации 
и управления. 
   В настоящее время сформировалось 
два основных подхода к раскрытию содержания 
инновационной деятельности предприятия. 
   Традиционно инновационная деятельность 
предприятия рассматривается в рамках 
его научно-технической политики, связанной 
с разработкой и внедрением нового продукта. 
В этом случае инновационная деятельность 
предприятия представляется в виде процесса 
по стратегическому маркетингу, НИОКР, 
организационно-технологической подготовке 
производства, производству и оформлению 
новшеств, их внедрению (или превращению 
в инновацию) и распространению в другие 
сферы (диффузия). 
   В качестве основных этапов 
инновационной деятельности выступают: 
разработка, внедрение, освоение и коммерциализация 
инноваций. Реализация 
обозначенных этапов предусматривает 
следующие виды деятельности: 
  - проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по разработке идеи новшества, лабораторных исследований, изготовление образцов новой продукции, видов техники, новых конструкций и изделий, подбор необходимого сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
 
  - разработка технологического процесса изготовления новой продукции;
 
  - проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники, необходимой для изготовления новой продукции;
 
  -  
  разработка и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств; 
  - исследование, разработка или приобретение информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
 
  - подготовка, обучение, переквалификация персонала, необходимого для проведения НИОКР;
 
  - проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
 
  - организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций и др.
 
    В современных условиях 
важное значение в решении проблем коммерциализации 
инноваций имеет патентно-лицензионная 
деятельность предприятий, связанная 
с оформлением патентов и продажей лицензий 
на промышленное или коммерческое использование 
объектов промышленной собственности. 
    Комплексный подход к инновационной 
деятельности предприятия ориентирован 
на использование нововведений, затрагивающих 
все сферы и области деятельности предприятия. 
В рамках комплексного подхода инновационная деятельность – это деятельность 
по проведению изменений во всех сферах 
хозяйственной деятельности предприятия 
для адаптации к внешней среде с целью 
достижения эффективности функционирования 
и обеспечения развития. 
    Инновационная деятельность 
предприятий обладает рядом особенностей: 
  - высокой степенью неопределенности результата и, соответственно, риска;
 
  - значительным отставанием момента получения результата от времени осуществления затрат;
 
  - особым значением человеческого фактора. Успех инноваций во многом зависит от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда;
 
  - необходимостью концентрации значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;
 
  - высокими затратами на начальных этапах и стадиях освоения нововведений;
 
  - высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создает трудности для распространения инноваций.
 
 
Для отражения участия 
предприятия в инновационной 
деятельности используется понятие инновационной активности. Уровень инновационной 
активности предприятияопределяется 
количеством видов выполняемой инновационной 
деятельности, ее качественными характеристиками 
и результативностью. 
    Специфика инновационной деятельности 
требует особых подходов к ее управлению, 
которые реализует инновационной менеджмент, представляющий 
особый процесс управления инновационной 
деятельностью предприятия и ее результатами, 
включающий функции планирования, маркетинга, 
организации, контроля и анализа эффективности 
инновационной деятельности. 
 
Принципы современного инновационного менеджмента: 
    - комплексность – создание системы (организационной структуры, инновационного маркетинга, планирования, контроля и анализа), позволяющей максимально эффективно использовать преимущества инноваций;
 
    
  - перманентность, что предполагает создание постоянно функционирующей инновационной базы, позволяющей максимально результативно использовать ресурсы для внедрения инноваций;
 
  
    - целеполагание и стратегическое планирование инновационных процессов для согласования предприятия с целями конкретных инновационных проектов;
 
    - сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследования и разработки, инновационного маркетинга, организации и оперативного управления инновационными проектами;
 
    - коллегиальность в принятии важнейших решений и обеспечение участие всех звеньев управления и сотрудников в процессе планирования нововведений и инноваций.
 
В целях повышения эффективности 
функционирования предприятия инновационная 
деятельность должна обеспечивать: 
  - наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей;
 
  - конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства, достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии. Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств;
 
  - эффективность в широком спектре радикальности нововведений и гибко приспосабливаться как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями и программным управлением радикальными нововведениями;
 
  - организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.
 
В настоящее время в 
стратегиях многих предприятий происходит 
определенная переориентация, т.е. переход 
от всемерного использования экономического 
эффекта крупномасштабного производства 
к более целенаправленной инновационной 
стратегии . Нововведения представляют 
собой важнейшие средства обеспечения 
стабильности хозяйственного функционирования, 
эффективности функционирования и конкурентоспособности. 
Существует строгая зависимость между 
конкурентными позициями, эффективностью 
предприятия и его инновационным потенциалом. 
Эффективность функционирования предприятия 
можно достигнуть за счет повышения качества 
продукции, реализации политики ресурсосбережения, 
выпуска новых, конкурентоспособных проектов, 
освоения рентабельных бизнес-проектов.
 
 
Сущность инновационного 
менеджмента
  - Инновационный менеджмент - это совокупность принципов, методов, средств и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. 
    Цель инновационного менеджмента - изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики. 
    Содержание понятия «инновационный менеджмент» можно рассматривать в следующих аспектах: наука и искусство управления инновациями; вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях; аппарат управления инновациями. 
    Основные задачи инновационного менеджмента: 
  1.   Определение тенденций развития научно-технического прогресса в конкретных секторах экономики. 
   2. Организация управления развитием организаций. 
    3.   Определение перспективных направлений инновационной деятельности; 
    Оценка эффективности инновационных процессов; 
    Выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений; 
   Разработка проектов внедрения нововведений; 
    Создание системы управления инновациями; 
      Формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям; 
    Принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации; 
     Обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска. 
    Функции инновационного менеджмента в кадровой работе: 
    1) как объекта управления: организация и проведение научно-аналитических работ в области развития кадровой работы государства, региона, отрасли, организации, разработка прогнозов, планов, программ, проектов и оценка экономической и социальной эффективности кадровых нововведений, ресурсно-мотивационное обеспечение кадровых нововведений, организация внедрения и контроль за ходом реализации кадровых нововведений; 
    2) по направлениям и сферам управления персоналом: организация подготовки персонала, повышение его квалификации; поиск, набор, отбор кадров для организации; деловая оценка персонала; передвижение персонала внутри организации (планирование карьеры); работа с элитными кадрами; организация работы службы управления персоналом на основе внедрения кадровых нововведений. 
    Объекты инновационного менеджмента в кадровой работе — процессы обновления и развития, инновационные свойства, потребности и параметры кадров и кадровых служб организационных структур различного уровня. 
    Методы инновационного менеджмента в кадровой работе — совокупность приемов, используемых по всему циклу «образование — трудовой процесс — высвобождение (в т.ч. увольнение)» с целью повышения эффективности работы с кадрами. В области подготовки кадров к методам инновационного менеджмента в кадровой работе относят развитие и превращение высшего образования в динамичную, инновационно-восприимчивую разветвленную систему, действующую на основе государственной поддержки и саморегулирования в целях создания наиболее благоприятных условий и приоритета деятельности высокопрофессиональной, наиболее творческой части научнопедагогических работников и структур, коллективов-новаторов, педагогов и студентов. В области комплектации, использования персонала, повышения его квалификации и переподготовки важным условием использования того или иного метода является строгое соответствие кад-рово-образовательной политики новым направлениям развития организации. В области сокращения персонала используются различные методы увольнения: «открытого окна», «селективного сокращения», «тактика запугивания». 
    Метод «открытого окна» — форма инновационного менеджмента в кадровой работе в области сокращения персонала, который используется администрацией организации в случае значительного сокращения персонала, при этом предоставляется право уйти на пенсию с более низким трудовым стажем. 
    Метод «селективное сокращение» — форма инновационного менеджмента в кадровой работе в области сокращения персонала, при которой администрация организации позволяет сотрудникам уволиться по льготному режиму в течение ряда лет путем избирательного отбора по подразделениям и лицам в зависимости от сложившейся ситуации. 
    Метод «тактика запугивания» — форма инновационного менеджмента в кадровой работе в области сокращения и увольнения персонала для стимулирования добровольных увольнений, путем сообщения индивидуального рейтинга работникам, что приводит к увольнению по собственной инициативе работников с низким индивидуальным рейтингом. 
    Нововведения в кадровых системах научных, научно-образовательных и инновационных структур и их подразделений (это как бы кадровые нововведения «в квадрате» — новое в инновационных структурах). 
    Функции инновационного менеджера выполняются либо традиционным менеджером, либо специалистом, приглашенным со стороны, например, из консалтинговой фирмы. Главная цель инновационного менеджера — снизить риск в жизнедеятельности фирмы и создать комфортные условия работы для сотрудников. Основными сферами ответственности инновационного менеджера являются: разработка стратегии развития предприятия; организация дела (формирование эффективной структуры и технологии управления) и работа с персоналом.