Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение инноваций, как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Целью данной работы является раскрыть сущность инновационного менеджмента.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть содержание и сущность инновационного менеджмента;
- рассмотреть инновационный процесс и инновационную стратегию;
- изучить классификацию инноваций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие инновационного менеджмента…………………………4
2. Инновационный процесс………………………………………….8
3. Инновационная стратегия…………………………………………13
4. Классификация инноваций……………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

сущность инновационного менеджмента.docx

— 58.50 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт

внешнеэкономических связей, экономики и права»

Филиал НОУ  ВПО «Санкт-Петербургский институт

внешнеэкономических связей экономики и права» в г. Перми

Экономический факультет

Заочное отделение

Кафедра экономики и менеджмента

Специальность 080507 «Менеджмент  организации»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине Инновационный менеджмент

Тема: Сущность инновационного менеджмента 

 

 

 

 

 

Студента 5 курса

Кривошеина Кристина

Дмитриевна

 

Преподаватель:

Лыскова Марина

 Александровна

 

 

 

Пермь 2012 

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

  1. Понятие инновационного менеджмента…………………………4
  2. Инновационный процесс………………………………………….8
  3. Инновационная стратегия…………………………………………13
  4. Классификация инноваций……………………………………….16

Заключение………………………………………………………………..19

Список литературы……………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его  целью является определение основных направлений научно-технической  и производственной деятельности фирмы.

Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена  тем, что развитие рыночных отношений  значительно повлияло на темпы и  характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение инноваций, как основы экономического роста, повышения  конкурентоспособности организаций  и экономики в целом.

Целью данной работы является раскрыть сущность инновационного менеджмента.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- раскрыть содержание и сущность инновационного менеджмента;

- рассмотреть инновационный  процесс и инновационную стратегию;

- изучить классификацию  инноваций.

Объектом исследования выступает  инновационная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент - управленческая деятельность, ориентированная  на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого  и др.) в результате разработки и  реализации неординарных управленческих решений.

Целью инновационного менеджмента  является установление основных векторов научно-технической и производственной деятельности компании в следующих  областях:

• разработка, совершенствование  и внедрение новой продукции (собственно инновационная деятельность);

• дальнейшая модернизация и развитие старых рентабельных производств;

• закрытие старых производств.

Основная задача инновационного менеджмента - управление инновационными процессами на любом уровне посредством  их качественного и количественного  изменения в результате применения методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном  продукте.[5;123]

Необходимым условием совершенствования  экономического механизма управления инновационной деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент базируется на основе:

1) целенаправленного поиска  идеи, служащими фундаментом для  инновации;

2) организации инновационного  процесса для данной инновации  (что предполагает проведение  организационно-технического комплекса  работ по превращению идеи  в новый продукт, готовый для  продвижения на рынке);

3) процесса продвижения  и реализации инновации на  рынке.

Субъектом управления в инновационном  менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам), которые  посредством различных приемов  и способов управленческого воздействия  осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте  являются инновации, инновационный  процесс и экономические отношения  между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Инновационный менеджмент выполняет  определенные функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Если говорить в целом, то они способствуют выявлению направлений осуществления изменений, тенденций научно-технического развития и изменения спроса потребителей; способствуют выработке и воплощению плановых заданий; установлению взаимосвязей между структурными подразделениями организации для реализации инвестиционной программы; способствуют регулированию технико-технологической и экономической систем; координированию работ звеньев системы управления; проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций.

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной  общественности и предпринимательских  кругов России. Именно в настоящее  время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. [2;211]

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла, закономерности процесса внедрения и т. п.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего  использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение  достижений науки и техники в  производство и тому подобное, что  характерно для централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую  и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании отдельных понятий в  области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие  “нововведение” является русским  вариантом английского слова  innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества [7,69].

Таким образом, с момента  принятия к распространению новшества  приобретает новое качество –  становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок  принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

В повседневной практике, как  правило, отождествляют понятие  новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Новшеством может  быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что  новшество используется. С момента  принятия к распространению новшество  приобретает новое качество и  становится инновацией.

Любые изобретения, новые  явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом  качестве они выступают как нововведения (инновации). [1;205]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инновационный процесс

Общеизвестно, что переход  от одного качества к другому требует  затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и тому подобное). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система  экономических отношений купли  – продажи товаров, в рамках которой  формируются спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Новшества  формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности.

 

Схема инновационной деятельности

Рынок новшеств (новаций)

ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Рынок чистой конкуренции

Рынок капитала (инвестиций)

 

Под инновациями в широком  смысле понимается прибыльное использование  новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс. [9;190]

Термины "инновация" и "инновационный процесс" близки, но не однозначны. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций. Создатели  инновации (новаторы) руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области. Научно-технические разработки и нововведения выступают как  промежуточный результат научно-производственного  цикла и по мере практического  применения превращаются в научно-технические  инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и  изобретения являются приложением  нового знания с целью его практического  применения, а научно-технические  инновации (НТИ) — это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений  и научно-технических разработок в процессе производства с целью  их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации  являются научно-техническая новизна  и производственная применимость.

Следовательно, научно-технические  инновации должны:

  • обладать новизной;
  • удовлетворять рыночному спросу;
  • приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой  внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс  переходит в товарный за две фазы: 1) создание новшества и его распространение; 2) диффузия нововведения. Первая фаза — это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации. На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения (НВ), а также между производителями и потребителями.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента