Сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы на сегодняшний день обусловлена тем, что развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение инноваций, как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.
Целью данной работы является раскрыть сущность инновационного менеджмента.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрыть содержание и сущность инновационного менеджмента;
- рассмотреть инновационный процесс и инновационную стратегию;
- изучить классификацию инноваций.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие инновационного менеджмента…………………………4
2. Инновационный процесс………………………………………….8
3. Инновационная стратегия…………………………………………13
4. Классификация инноваций……………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

сущность инновационного менеджмента.docx

— 58.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

  • продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
  • процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

  • новые для отрасли в мире;
  • новые для отрасли в стране;
  • новые для данного предприятия (группы предприятий).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

  • инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные.

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому  признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления. [7;286]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инновационная стратегия

Главное внимание в инновационном  менеджменте уделяется выработке  стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии  фирмы, так как определяет все  остальные направления ее развития.

Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

  1. разработку планов и программ инновационной деятельности;
  2. наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
  3. рассмотрение проектов создания новых продуктов;
  4. проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;
  5. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
  6. обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
  7. создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

Выбор стратегии является залогом  успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать  на них вовремя. Выбор стратегии  – важнейшая составляющая цикла  инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Стратегическое планирование преследует две основные цели.

1. Эффективное распределение  и использование ресурсов. Это  так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

2. Адаптация к внешней  среде. Ставится задача обеспечить  эффективное приспособление к изменению внешних факторов.

Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

При выборе цели нужно учитывать  два аспекта: кто является клиентами  фирмы и какие потребности она может удовлетворить.

После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

1) прибыльность — добиться  в текущем году уровня чистой  прибыли 5 млн. д.е.;

2) рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии);

3) производительность, например, средняя часовая выработка на  одного рабочего 8 ед. продукции;

4) продукция (общий объем  выпуска, выпуск новых товаров  или снятие некоторых моделей  с производства и др.);

5) финансовые ресурсы  (размер и структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала; размер оборотного капитала и др.);

6) производственные мощности, здания и сооружения;

7) НИОКР и внедрение  новых технологий (основные показатели, технологические характеристики, стоимость, сроки внедрения);

8) организация — изменения  в организационной структуре  и деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;

9) человеческие ресурсы  (их использование, движение, обучение  и т.п.);

10) социальная ответственность.

Стратегическое планирование опирается на тщательный анализ внешней  и внутренней среды фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции. Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным факторам внешней  среды относятся социально-поведенческие  и экологические. Фирма должна учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

Стратегия является отправным  пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут  различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали  себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет  принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает. [3;277]

    1. Классификация инноваций

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций, приведем следующую классификацию инноваций.

По типу:

  1. Материально-технические. Включают продуктовые и технологические инновации. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних и за счет увеличения объема продаж. Технологические инновации позволяют обеспечивать рост прибыли за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса. Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований.
  2. Социальные. К социальным инновациям относятся новые стратегии, концепции, идеи и организации, которые удовлетворяют любые социальные потребности – от условий труда и образования до развития сообществ и здравоохранения, способствуя расширению и упрочению гражданского общества.

По инновационному потенциалу выделяют:

  1. Базисные инновации. Включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления, формирующих новую отрасль или подотрасль. Позволяют выполнить ранее недоступные функции или уже известные, но качественно новым способом.
  2. Модифицирующие инновации, приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм, т.е. заключают в себе сравнительно низкую степень новизны. Каждое из улучшений - безрисковое и повышает потребительскую ценность продукции, снижает издержки ее производства.
  3. Псевдоинновации. несущественно изменяют базисные или модифицирующие. Характерна сомнительная степень востребованности потребителем. Такие инновации появляются достаточно часто, не смотря на то, что объективная потребность рынка в подобном нововведении отсутствует.

По принципу отношения  к предшественнику инновации  подразделяются на:

  1. замещающие;
  2. отменяющие;
  3. возвратные;
  4. открывающие;
  5. ретровведения.

В зависимости от технологических  параметров:

  1. продуктовые (включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов);
  2. процессные (связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли  в мире;

б) новые для отрасли  в стране;

в) новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций  в системе (на предприятии) можно  выделить:

а) инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на: 1) технологические; 2) производственные; экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области  управления [10].

Вывод: классификация инноваций  позволяет систематизировать знания о видах инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы.

Инновационный менеджмент - система управления инновациями, в  которой задействованы все организационные  структуры с целью получения  конкретного нового продукта. Субъекты: работник (группа работников). Объекты: инновация, инновационный процесс. Функции: прогнозирование; планирование; организация; регулирование; координация; стимулирование; контроль. Цели ориентированы  на разработку, модернизацию, развитие и ликвидацию. Задачи - управление на всех уровнях посредством качественных и количественных изменений. Инновационный  процесс – это процесс последовательного  превращения идеи в товар через  этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта. Субъекты инновационного процесса: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство, отстающие. Управление инновационным процессом  осуществляется на основе таких специфических  принципов управления как принципы гибкости, учета фактора времени, комплексности, учета неопределенности инновационных работ, учета их творческого  характера. Инновация – это внедренный продукт интеллектуальной деятельности человека. Прослеживается тесная связь  термина "инновация" с понятиями "изобретение" и "открытие". Классификация инноваций позволяет  систематизировать знания о видах  инноваций, их проявлениях и позициях в системе фирмы. [4;162]

Информация о работе Сущность инновационного менеджмента