Система мероприятий государственной поддержки инновационных процессов в России (законодательные акты)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:10, контрольная работа

Описание работы

Виды государственной поддержки инновационной деятельности и формы ее реализации. Налоговое и таможенное стимулирование инновационной деятельности. Государственная организационно-правовая поддержка инновационной деятельности. Государственная информационная поддержка инновационной деятельности. Полномочия органов государственной власти в сфере поддержки инновационной деятельности.

Файлы: 1 файл

Инновационный Анализ- КР ГОТОВАЯ.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Государственная организационно-правовая поддержка инновационной деятельности

Статья 23. Формы государственной  организационно-правовой 
поддержки инновационной деятельности

1. К формам государственной  организационно-правовой поддержки  инновационной деятельности относятся: 
1) разработка и утверждение в установленном порядке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, перечня критических технологий федерального уровня, прогнозов технологического развития Российской Федерации, обеспечение их инновационной направленности; 
2) разработка и реализация за счет средств бюджета федеральных и региональных программ и проектов инновационной направленности, обеспечение разработки и реализации отраслевых (ведомственных) программ инновационной направленности; 
3) участие государства в продвижении инновационной продукции на внутренний рынок путем размещения государственных заказов и закупки инновационной продукции для государственных нужд; 
4) создание и содействие созданию субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры, государственных институтов развития инновационной направленности; 
5) создание организационных и правовых условий для ресурсного обеспечения инновационной деятельности, в том числе обеспечение инновационной деятельности государственными информационными ресурсами, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность, подготовка специалистов по инновационному менеджменту за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 
6) охрана прав и законных интересов авторов результатов научной и/или научно-технической деятельности и иных правообладателей; 
7) техническое регулирование в интересах технологического перевооружения производства на основе отечественных и зарубежных результатов научной и научно-технической деятельности; 
8) организация международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере, содействие реализации отечественной инновационной продукции за рубежом; 
9) иные организационно-правовые формы государственной поддержки инновационной деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 
2. В целях развития инновационной деятельности в Российской Федерации государственная организационно-правовая поддержка инновационной деятельности осуществляется путем использования существующих и создания специальных организационных механизмов, а государственная правовая поддержка инновационной деятельности – путем принятия в установленном порядке законов и иных нормативных правовых актов.

Статья 24. Федеральный  инновационный фонд России

1. В целях развития  инновационной деятельности в  Российской Федерации, в том  числе для оказания финансовой  поддержки субъектам инновационной  деятельности на основе государственно-частного  партнерства, Правительство Российской Федерации выступает инициатором и организатором Федерального инновационного фонда России, который учреждается совместно Правительством Российской Федерации и частными инвесторами. Федеральный инновационный фонд России призван аккумулировать финансовые ресурсы из различных, не запрещенных законом, источников, которые могут расходоваться исключительно на стимулирование создания результатов научной и научно-технической деятельности, приобретение прав на них в целях их дальнейшей передачи для использования производителям инновационной продукции, на обеспечение правовой охраны результатов научной и научно-технической деятельности в России и за рубежом, для поддержки субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры, проведение мероприятий, способствующих продвижению российских научных и научно-технических достижений и инновационной продукции на российский и международные рынки, в частности, путем проведения научных, научно-практических конференций и образовательных семинаров, выставок, ярмарок и конкурсов. 
2. Федеральный инновационный фонд России является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма которой определяется его учредителями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 
3. В качестве соучредителей Федерального инновационного фонда России наряду с Правительством Российской Федерации выступают: 
1. специализированные инвестиционные государственные организации; 
2. банки и другие кредитные организации; 
3. иные российские инвесторы; 
4) иностранные инвесторы. 
4. Соучредителями Федерального инновационного фонда России могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 
5. Структура Федерального инновационного фонда России включает в себя региональные отделения, создаваемые на территории субъектов Российской Федерации. 
6. Органы управления Федерального инновационного фонда России осуществляют свои функции с учетом интересов каждого из инвесторов и общей цели организации.

Статья 25. Участие государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в оказании государственной поддержки инновационной деятельности

1. Для предоставления  финансовой и иной поддержки  субъектам инновационной деятельности  в форме инновационных грантов  государство привлекает государственные фонды государственной поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, наделяя их соответствующими правами, в том числе правом проведения государственного конкурса инновационных проектов. 
2. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности вправе оказывать поддержку инновационной деятельности в форме инновационных грантов - денежных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно субъектам инновационной деятельности на условиях, предусмотренных грантодателями для: 
1) осуществления инновационного проекта; 
2) подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта; 
3) патентования (государственной регистрации) результатов научной и научно-технической деятельности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях и сертификации инновационной продукции; 
4) выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; 
5) приобретения права на использование инноваций по гражданско-правовому договору. 
3. Инновационные гранты предоставляются на конкурсной основе в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации. 
4. Предоставление инновационных грантов осуществляется на основании гражданско-правового договора, который заключается между устроителем конкурса на получение гранта и субъектом инновационной деятельности, получившим право на получение гранта по итогам конкурса. 
5. Предоставление грантов в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи производится по результатам государственной научно-технической экспертизы. 
6. Инновационный грант на патентование результатов научной и научно-технической деятельности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях и сертификацию инновационной продукции предоставляется лицу, обладающему правами на получение охранных документов. 
7. Грант на приобретение прав на использование результатов научной и (или) научно-технической деятельности предоставляется при условии обязательного внедрения грантополучателем результатов научной и/или научно-технической деятельности в течение срока, определяемого договором о предоставлении гранта, с представлением периодических отчетов в уполномоченный орган о мерах, принятых по внедрению технологий.

Статья 26. Использование  государственных целевых программ в целях развития инновационной деятельности

1. При разработке, принятии  и реализации государственных  целевых программ учитываются  потребности развития инновационной  деятельности. 
Поддержка субъектов инновационной деятельности может осуществляться в рамках принимаемых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных целевых инновационных программ. 
2. Государственная целевая инновационная программа включает в себя комплекс организационных мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по развитию инновационной деятельности и ее стимулированию на территории Российской Федерации или ее отдельных регионов применительно к определенной отрасли экономики. 
3. В федеральную целевую инновационную программу включается перечень мероприятий, направленных на реализацию государственной поддержки инновационной деятельности на очередной финансовый год, и выделяемые под них объемы финансовых ресурсов, мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры. 
4. Проект федеральной целевой инновационной программы на очередной финансовый год разрабатывается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности, и утверждается Правительством Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. 
5. Для оказания государственной поддержки в государственных целевых инновационных программах могут выделяться специальные целевые группы субъектов инновационной деятельности: 
1) производящие товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; 
2) осуществляющие разработку и освоение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства; 
3) иные группы субъектов инновационной деятельности. 
6. Федеральные органы исполнительной власти вправе направлять средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. 
7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направлять средства своих бюджетов, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в местные бюджеты. 
8. Порядок подготовки, принятия и реализации государственных целевых инновационных программ устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации по науке и инновациям, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Статья 27. Организация  государством конкурсного отбора инновационных  проектов

1. Если получение государственной  поддержки обусловлено победой  на конкурсе инновационного проекта,  федеральный орган исполнительной власти по науке и инновациям вправе уполномочить физическое или юридическое лицо на организацию и проведение такого конкурса при условии предварительного выделения средств на финансирование затрат на проведение такого конкурса и предоставления устроителем конкурса отчета в расходовании этих средств в сроки и в порядке, которые установлены законом, иными нормативными правовыми актами и распоряжением об уполномочии. 
2. Специальное полномочие федерального органа исполнительной власти по науке и инновациям на организацию и проведение такого конкурса не требуется Федеральному инновационному фонду России, государственным академиям наук, государственным фондам поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, специализированным фондам государственной поддержки, государственным корпорациям.

Статья 28. Инновационная  направленность государственного или  муниципального заказа на создание результатов  научной и научно-технической  деятельности, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, поставку инновационной продукции.

1. При формировании  и размещении государственного  или муниципального заказа на  создание результатов научной  и научно-технической деятельности, выполнение научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических работ, поставку инновационной продукции учитывается их инновационная направленность. В этих целях: 
1) государственный заказ размещается с учетом показателей, позволяющих оценить потенциальные возможности полученных результатов непосредственно для производства инновационной продукции; 
2) условие о цене не должно доминировать над условиями, определяющими инновационное качество результата, полученного при выполнении или в связи с выполнением размещаемых государственных или муниципальных заказов; 
3) государственный или муниципальный заказ размещается с учетом того, что исполнители должны отвечать требованиям, предъявляемым к субъектам научной, научно-технической или инновационной деятельности. Субъект научной или научно-технической деятельности вправе выдвигать на конкурс альтернативные предложения при условии, что каждый из них подготовлен разными авторами (авторскими коллективами), состоящими в трудовых отношениях с данным субъектом; 
4) если по условиям государственного или муниципального контракта право на получение патента или исключительное право на результат научной и/или научно-технической деятельности будет принадлежать государству или муниципальному образованию, государство или муниципальное образование принимают на себя обязательство охранять и использовать эти результаты, в том числе путем включения в условия конкурса и/или контракта наименования государственного или муниципального унитарного предприятиям или учреждением, за которым соответствующее право будет закреплено, или указания, что государство или муниципальное образование предоставят право использования полученного результата этим или иным лицам на основании лицензионных договоров; 
5) при прочих равных условиях преимущественное право на заключение государственного или муниципального контракта имеют субъекты инновационной деятельности, чьи товары, работы и услуги обладают наиболее высокими инновационными показателями; 
6) для выявления инновационных характеристик результатов научной и научно-технической деятельности или инновационной продукции, возможностей их дальнейшего эффективного использования привлекаются специалисты из соответствующих областей знаний, а также субъекты инновационной деятельности, заинтересованные в использовании результатов, полученных по государственному или муниципальному контракту, при производстве собственной инновационной продукции. 
2. Законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд могут предусматриваться и другие условия, направленные на цели развития инновационной деятельности в Российской Федерации.

 

 Государственная информационная поддержка инновационной деятельности

Статья 29. Формы государственной  информационной поддержки инновационной  деятельности 
1. Государственная информационная поддержка инновационной деятельности осуществляется в формах: 
1) организации государственного учета результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности; 
2) организации и обеспечения деятельности государственной системы научно-технической информации, иных федеральных и региональных информационных систем, содержащих информацию о результатах научной и научно-технической деятельности, иную информацию, необходимую для осуществления инновационной деятельности; 
3) использования информационных технологий для хранения, обмена и предоставления информации об инновационных продуктах – электронных бирж интеллектуальной собственности, электронных площадок для обмена информацией, мультиагентных систем информационной поддержки инновационной деятельности и других современных технологий; 
4) поддержки участия и представления результатов научной и научно-технической деятельности, инновационной продукции и инновационных проектов на отечественных и зарубежных выставках, ярмарках, конференциях и иных информационно-рекламных мероприятиях. 
2. Государство гарантирует равный доступ субъектов инновационной деятельности к государственным ресурсам научно-технической, патентной и иной информации, необходимой для осуществления процессов инновационной деятельности.

Полномочия  органов государственной власти в сфере поддержки инновационной  деятельности.

Статья 30. Полномочия Правительства  Российской Федерации в сфере  государственной поддержки инновационной  деятельности

1. Правительство Российской Федерации: 
1) организует разработку и реализацию федеральной государственной политики в сфере инновационной деятельности, составной частью которой является государственная поддержка инновационной деятельности и стимулирование ее развития; 
2) определяет приоритетные направления развития науки, технологии и техники Российской Федерации и перечень критических технологий Российской Федерации; 
3) определяет приоритетные для целей инновационного развития отрасли экономики и порядок предоставления государственной поддержки на создание и практическое применение результатов научной и научно-технической деятельности при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции); 
4) утверждает федеральные целевые программы, проекты и иные мероприятия в области развития инновационной деятельности, составной частью которых является государственная поддержка субъектов инновационной деятельности; 
5) определяет полномочия федерального органа исполнительной власти по науке и инновациям и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере реализации государственной поддержки инновационной деятельности; 
6) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по оказанию государственной поддержки инновационной деятельности и иных органов, уполномоченных государством на осуществление этой поддержки; 
7) обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении государственной поддержки инновационной деятельности; 
8) обеспечивает создание условий для выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки товаров и услуг; 
9) организует международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности; 
10) обеспечивает создание и развитие федеральных общедоступных информационных систем в сфере инновационной деятельности; 
11) осуществляет поддержку государственных академий наук, подведомственных им научных организаций, иных научно-исследовательских и научно-конструкторских организаций и научных центров в организации научных исследований по проблемам инновационной деятельности; 
12) содействует защите прав и законных интересов субъектов инновационной деятельности. 
2. Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации специальный доклад о ходе реализации мероприятий по государственной поддержке инновационной деятельности.

Информация о работе Система мероприятий государственной поддержки инновационных процессов в России (законодательные акты)