Система природоохранных законодательных актов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Российская федерация является страной с обширной территорией, богатой природными ресурсами. Объектом исследования является орган природоохранной деятельности, задача которого, состоит в надзоре за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны природных ресурсов нашей страны от уничтожения, либо их неправомерного использования. Все полномочия и механизмы органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются действующим законодательством, анализ которого и есть цель моей работы.

Содержание работы

Введение
Понятие природоохранного законодательства
История природоохранного законодательства России
Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны окружающей среды
Анализ федерального закона об охране окружающей среды
Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ФГБОУ Самарский государственный экономический университет.docx

— 40.19 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ Самарский государственный экономический университет

 

Кафедра «Региональной  экономики государственного муниципального управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По экономике природопользованию

 

По теме: «Система природоохранных  законодательных актов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 1ого  курса

Группа ЭУИ

Харитонова А.О.

 

Проверила

Минаева В.П.

 

 

 

 

 

 

Самара,2012

Система природоохранных  законодательных актов России.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Понятие природоохранного законодательства
  • История природоохранного законодательства России
  • Обзор действующих нормативно-правовых актов в области защиты и (или) охраны окружающей среды
  • Анализ федерального закона об охране окружающей среды
  • Проблемы Российского законодательства в области охраны окружающей среды
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

Введение

Российская федерация  является страной с обширной территорией, богатой природными ресурсами. Объектом  исследования  является орган природоохранной деятельности, задача которого, состоит в надзоре за соблюдением действующего законодательства в сфере охраны природных ресурсов нашей страны от уничтожения, либо их неправомерного использования. Все полномочия и механизмы органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды определяются действующим законодательством, анализ которого и есть цель моей работы.

 

Понятие природоохранного законодательства отечественной доктриной определяется через предмет правового регулирования двояко: в узком и широком смыслах. В первом случае оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие только охрану окружающей среды. Во втором случае в предмет правового регулирования включается использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности и правопорядка.

Природоохранное законодательство представляет собой результат, конечный продукт  правотворчества, осуществляемого  на разных уровнях различными субъектами. В то же время оно является упорядочивающим  поведение людей фактором, более  или менее согласованной системой дозволения, запретов, ограничений  и санкций.

Построение системы природоохранного законодательства - достаточно сложная  задача. Дело не только в том, что ее можно конструировать, исходя из нескольких критериев, например юридической силы актов, их формы, пространственно-территориального или временного действия, классификации источников права, видов правовых норм, наборов правовых институтов или инструментов (средств) регулирования, уровня кодифицированности и др. Приходится учитывать факторы интенсивности развития, размытость границ между старыми и новыми, фундаментальными и комплексными отраслями права, а также постоянно возникающие социально-экологические проблемы; проявление не осознаваемых ранее признаков глобального, региональных и национальных экологических кризисов, что, как правило, ставит создателей экологических норм перед необходимостью решать все новые задачи, надстраивая, изменяя действующую систему.

В настоящее время систему российского  экологического законодательства можно  представить, выделив в ней международноправовые акты (одной из сторон которых является Российская Федерация), содержащие нормы, имеющие либо прямое действие на территории России, либо в той или иной форме и степени инкорпорированные в российское законодательство, и национальное законодательство РФ.

Рассматривать систему законодательства удобнее с помощью классификаций  составляющих сто актов. Для этого  обычно используются разные критерии. Например, выделяют следующие акты:

1) по юридической силе и форме  - Конституцию, конституционные законы, законы и подзаконные акты, т.е.  указы Президента и акты губернаторов, мэров, акты Правительства, а  также ведомственные акты;

2) по территориальному действию - распространяющиеся на все страны, группу стран, территорию Российской  Федерации в целом и действующие  на территории отдельного субъекта  РФ или нескольких субъектов  РФ, локальные;

3) по предмету регулирования  - общие экологические, специальные  экологические и содержащие отдельные  экологические нормы или обеспечивающие  реализацию, защиту экологических  предписаний, но относящиеся к  другим отраслям законодательства  нормы;

4) по объекту регулирования - устанавливающие правила: а) охраны  и использования средообразующих элементов (земель, лесов, недр, вод, воздуха, животного мира); б) осуществления отдельных видов деятельности (например, биотехнологий и генной инженерии, мелиорации, рекультивации земель, ветеринарии и т.п.); в) функционирования отдельных групп объектов или отраслей народного хозяйства (например, регулирующие промышленную безопасность опасных производственных объектов, безопасность гидротехнических сооружений); г) обращения с отдельными видами материалов, веществ, отходов производства и потребления, пестицидов и агрохимикатов; к этой группе относятся и акты, в которых содержатся обеспечивающие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение экологического законодательства (УК РФ, КоАП РФ) и т.д.;

5) по субъекту принятия - принятые  парламентом, главой исполнительной  власти, правительством, руководителем  (или коллегией) министерства, ведомства,  высшим судебным органом и  т.п.

Наконец, необходимо учитывать, что  по источникам права в массиве  экологических норм выделяются предписания, содержащиеся в: а) законодательных  актах; б) нормативных актах органов  управления (исполнительной власти); в) правовых обычаях; г) судебной практике и судебном прецеденте; д) правовой доктрине (юридической науке); е) нормативных актах частных организаций; ж) договорах; з) актах общественных организаций, в том числе программах партий, уставах и т.п.;

Для того чтобы получить самое общее  представление о системе российского  природоохранного законодательства, обратимся  к перечню федеральных законов. Как указывалось выше, в их числе  можно выделять общие и специальные  экологические законы, а также  обеспечивающие их реализацию акты. В  качестве общих выступает Федеральный закон "Об охране окружающей среды".

Специальные законы с определенными  оговорками можно сгруппировать  в зависимости от основного объекта  регулирования, выделяют, в частности, законы, регламентирующие следующее:

- охрану атмосферного воздуха,  климата - Федеральные законы "Об  охране атмосферного воздуха"  и "О гидрометеорологической  службе";

- охрану животного мира и  заповедных территорий - Федеральные  законы "О животном мире", "Об  особо охраняемых природных территориях", "Об охране озера Байкал", "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях  и курортах";

- охрану морской среды - Федеральные  законы "О континентальном шельфе  Российской Федерации", "Об  исключительной экономической зоне  Российской Федерации", "О внутренних  морских водах, территориальном  море и прилежащей зоне Российской  Федерации";

- охрану земель (почв) - Федеральные  законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании  обеспечения плодородия земель  сельскохозяйственного назначения", "О государственном земельном  кадастре";

Особое место в системе природоохранного законодательства занимают кодифицированные акты: Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ…, а также, хотя и носящий название закона, но аналогичный Водному или  Лесному кодексу РФ по кругу регулируемых вопросов и использованных приемов  юридической техники Закон РФ "О недрах" (в ред. от 3 марта 1995 г.).

 

 

История природоохранного законодательства России

Если немного углубиться в историю экологической и  природоохранной культуры, так сказать, найти корни этих явлений, то ещё  со времён Древней Руси существовали правила бережного обращения  с землёй-матерью. Что характерно для самоопределения первобытного человека в окружающей его природе, так это сакральное начало, вера в божество, тревожить и злить которое ни в коем случае нельзя, иначе простой смертный мог за это поплатиться.

Имеющая высшую юридическую  силу и прямое действие Конституция  Российской Федерации создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности, которые к концу прошлого века стали глобальной проблемой современного мира. В ХХI веке экологический кризис обостряется и проявляется в усилении дефицита питьевой воды, борьбе за разведанные месторождения полезных ископаемых, поиске чистого воздуха в столичных мегаполисах и даже возможностей продажи его в другие страны.

Первые конституции нашей  страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности  на землю и другие основные природные  ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв.

Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон "Об охране природы в РСФСР", провозгласивший основы правовых отношений "человек - природа". Немало из содержавшихся в нем положений себя оправдали и нашли дальнейшее развитие - например, о преподавании охраны природы в учебных заведениях и пропаганде ее издательствами, музеями, телевидением, редакциями газет и журналов, об общественной природоохранной экспертизе проектов крупнейших строек, о необходимости рационального использования природных ресурсов и государственной охране объектов природы, об ответственности руководителей ведомств и предприятий, а также граждан за нарушения природоохранных правил. Но многие законодательные положения оказались излишне декларативными и не подкрепленными подзаконными актами.

На конституционном уровне экологическая тема получила отражение  в Конституциях СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., когда в ст. 18 (после международной Стокгольмской конференции 1972 г.) был закреплен принцип, согласно которому в интересах настоящего и будущих поколений в России принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Конституционный институт охраны окружающей среды имел ярко выраженный экономический, социальный, политический характер, хотя уже тогда наукой ставились и обосновывались перспективные  задачи перенесения приоритета на социальные цели, связанные с обеспечением здоровья человека, его местообитанием и жизнью; вовлечения в экологический контроль общественности, человека, право которого на благоприятную среду предполагалось, но не гарантировалось; превращения граждан из объектов в субъекты экологического управления.

Конституция РФ 1993 г., со дня  принятия которой исполнилось десять лет, содержит более конкретные экологические  предписания и принципы, которые  должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в  Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить. Это повышает фундаментальность влияния Конституции  как на развитие экологического законодательства - федерального и регионального, так  и на принятие и применение иных нормативных правовых актов на территории Федерации.

Федеральный закон, принятый государственной думой Российской федерации и одобренный Советом Федерации в декабре 2001года об охране окружающей среды является новейшим нормативно-правовым актом, существующим на данный момент.

Обзор действующих  нормативно-правовых актов в области  защиты и (или) охраны окружающей среды

Конституция Российской Федерации  является нормативно-правовым актом, обладающим высшей юридической силой. В конституции  содержится множество статей, в которых, так или иначе, регулируются общественные отношения в области окружающей среды.

Например, ст.9: «1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории

2.Земля и другие  природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»

В ст. 42 Конституции РФ чётко  определено, что каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии  и на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим  правонарушением. В Конституции  закрепляются только основы государственного и общественного устройства, а  конкретные механизмы прописываются  в нижестоящих по компетенции  нормативно-правовых актах, либо в международных  договорах и соглашениях. Как  и в других государствах, этот конституционный  тезис представляется слишком общим, нуждается в конкретизации, подкреплении иными актами и правоприменением. Иски граждан, основанные на этой статье Конституции РФ, либо остаются без  удовлетворения, а если удовлетворяются, то остаются нереализованными.

Информация о работе Система природоохранных законодательных актов России