Инновационный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Более правильным представляется определить сущность инновации как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль. Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Файлы: 1 файл

Инновац процесс.docx

— 59.68 Кб (Скачать файл)

                                              Введение

       Понятие  «инновация» является  синонимом нововведения, или новшества,  и может использоваться наряду  с ними (это можно заметить, заглянув в английские терминологические словари). В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения:     

- в одном случае нововведение  представляется как результат  творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.     

- в другом - как процесс введения  новых изделий, элементов, подходов, принципов вместо действующих.       

Более правильным представляется определить сущность инновации как результат  творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль.     

Таким образом, понятие инновации распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.     

Инновация возникает в результате использования  результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.1     

По  определению, данному в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.     

Методология системного описания инноваций в  условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Инновационные процессы являются основой экономического развития.Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения).Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура. Что касается диффузии инноваций, то это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  ИННОВАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА  

                                   1.1 Понятие и виды инноваций. 

    Сегодня в условиях второго этапа НТР  решающее значение в обеспечении  конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация»  вкладывают два понятия. Инновация  – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств. Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности. 

    В условиях рыночной экономики инновационная политика предприятий является определяющим инструментом в конкурентной борьбе, обеспечивающим условия для реализации запросов потребителей. Инновации являются важнейшим фактором стабильного функционирования предпринимательских, финансовых, кредитных, любых других структур, обеспечивающих их экономический рост и конкурентоспособность. Причем, наибольшего успеха добиваются те предприятия, у которых инновационная деятельность и внедрение нового товара представляют собой непрерывный процесс управления инновационной активностью.3

   Так что же такое инновация? Понятие «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе с английского означает «введение новаций» (новшеств). Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, новая продукция или технология, новое явление. В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Вообще в литературе насчитывается около сотни определений понятия «инновация». Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.Так, например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход, И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Согласно Международным стандартам в статистике науки, техники и инноваций, инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность. В связи с этим, инновации должны обладать новизной и удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю.

Цель инновации - повысить отдачу на вложенные ресурсы.

Необходимо различать инновации  и какие-либо незначительные видоизменения  в продуктах и технологических  процессах. Большое значение имеет  такой показатель, как новизна  инновации. Она оценивается по технологическим  параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций:

1) в зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются  на продуктовые и процессные;

- продуктовые инновации включают  применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих,  получение принципиально новых  продуктов.

- процессные инновации означают  новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть  связаны с созданием новых  организационных структур в составе  предприятия.

2) по типу новизны для рынка  инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире ;

- новые для отрасли в стране ;

- новые для данного предприятия  (группы предприятий).

3) По месту в системе (на  предприятии, в фирме) можно  выделить:

  • инновации на входе предприятия;
  • инновации системной структуры предприятия;
  • инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии).

4) В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют  инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

В ряде источников инновация рассматривается  как процесс. Отсюда возникает понятие  «инновационный процесс». Инновационный  процесс - представляет собой процесс  использования новшества, связанный  с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества. Распространение  нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса .

Различают три логических формы  инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простой инновационный процесс  предполагает создание и использование  новшества внутри одной и той  же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно  товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте.4

1.2 Классификация инноваций и их сущность

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

Классификация инновационных  проектов осуществляется на основе классификаций  инноваций. Например, по уровню утверждения, финансирования и реализации инновационные  проекты могут подразделяться:

- на межгосударственные;

- на федеральные (государственные);

- на региональные;

- на отраслевые;

- на инновационные проекты  отдельного предприятия.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на:

- продуктовые инновации,  они включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов  и комплектующих; получение принципиально  новых продуктов;

- процессные инновации  означают новые методы организации  производства (новые технологии). Процессные  инновации могут быть связаны  с созданием новых организационных  структур в составе предприятия  (фирмы).

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли  в мире;

- новые для отрасли  в стране;

- новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По принципу отношения  к своему предшественнику инновации  подразделяются на:

· замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение  более эффективного выполнения соответствующих  функций);

· отменяющие (исключают  выполнение какой-либо операции или  выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен);

· возвратные (подразумевают  возврат к некоторому исходному  состоянию в случае обнаружения  несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения);

· открывающие (создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников);

· ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы).

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

- инновации на входе  предприятия (изменения в выборе  и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации  и др.);

- инновации на выходе  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

- инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В Научно-исследовательском  институте системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная  классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому  признаку выделяются инновации:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

Также под общим названием  «инновации» оказываются принципиально  отличные по характеру, уровню новизны, длительности и последствиям нововведения:

Эпохальные инновации  осуществляются раз в несколько  столетий, длятся десятилетиями, ведут  к глубоким трансформациям той или  иной сферы жизни общества и знаменуют  переход к новому технологическому или экономическому способу производства, социокультурному строю, очередной мировой цивилизации. В качестве примеров можно принести освоение земледелия и скотоводства, появление письменности, создание государства, промышленную революцию, научно-техническую революцию, распространение глобализации, создание огнестрельного и термоядерного оружия и т.п.

Базисные инновации выражаются в радикальных изменениях в технологической  базе и способах организации производства, государственно-правового и социокультурного строя, духовной жизни и т.д. Примерами могут служить формирование акционерных обществ, монополий, государственно-монополистического капитализма в рамках индустриального способа производства. Базисные инновации находят также выражение в создании новых отраслей, форм организации производства, государственно-правовых институтов, научных и художественных школ и т.п.

Радикальные инновации включают создание принципиально новых видов  продукции, технологий, новых методов  управления. Потенциальными результатами радикального нововведения являются обеспечение  долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они  являются источником всех последующих  улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп  потребителей и других модернизаций товара. Создание радикальных нововведений связано с высоким уровнем  рисков и неопределенностей: технических  и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная.

Улучшающие инновации  приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной  в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется.

Информация о работе Инновационный процесс