Этапы инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 12:46, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение этапов инновационного процесса. Предметом исследования выступает процесс инноваций.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- ознакомиться с понятиями «новшество» и «инновация»;
- охарактеризовать инновационный процесс;
- рассмотреть этапы инновационного процесса;

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 27.98 Кб (Скачать файл)

         Введение 

 

       На сегодняшний момент в условиях научно-технической революции решающую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия играют инновации. Благодаря инновациям предприятие будет способно конкурировать на рынке, выживать в долгосрочной перспективе и, соответственно, извлекать прибыль, что, в основном, является главным в функционировании любой организации. Это обуславливает актуальность рассматриваемого вопроса.

       Целью данного реферата является изучение этапов инновационного процесса. Предметом исследования выступает процесс инноваций.

        Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- ознакомиться с понятиями «новшество» и «инновация»;

- охарактеризовать инновационный процесс;

- рассмотреть этапы инновационного процесса;

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Раскрытие понятий «новшество»  и «инновация»

        На сегодняшний момент в условиях научно-технической революции решающую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия играют инновации. Под термином «инновация» подразумевают два понятия. Во-первых, инновация – это, новшество. То есть новый или модернизированный продукт, услуга, технология, внедренные на рынок, в производственно-хозяйственную деятельность, потребление, общественную жизнь; во-вторых, это сам процесс изменения, внедрения новшества.

        Но, тем не менее, понятия «новшество» и «инновация» имеют разграничение. Новшество представляет собой оформленный результат фундаментального, прикладного исследования, разработки или экспериментальной работы в какой-либо области деятельности по увеличению ее эффективности. Новшество может существовать в виде открытия, изобретения, патента, товарного знака, рационализаторского предложения, документации на новый или модернизированный продукт, ноу-хау, научных подходов или принципов и т. д. Вложение средств в разработку новшества — лишь половина возможного успеха. Самое главное это внедрение новшества, превращение новшества в форму инновации, т. е. завершение инновационной деятельности и получение положительного результата, затем продолжение диффузии инновации. Для осуществления разработки новшества требуется проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), организационно-технологической подготовки производства, производство и оформление результатов.

        Инновация же является конечным результатом внедрения новшества, преследующим цель – изменить объект управления и получение экономического, научно-технического, экологического, социального или другого вида эффекта.

            2. Характеристика инновационного процесса

        Под процессом инновации понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения, созданного на ее основе новшества. Поэтому требуется целостная система по управлению инновациями.

        Инновационный процесс определяется как процесс поэтапного перехода идеи в товар, который проходит стадии фундаментальных, прикладных исследований. Конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, – процесс коммерциализации технологий.

        Инновационный процесс может быть рассмотрен с множества позиций и с разной степенью детализации.

        Во-первых, как параллельно- последовательское осуществление научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга.

        Во-вторых, как временные этапы жизненного цикла нововведений от возникновения идеи до ее разработки и распространения.

        В-третьих, как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги. В этом случае он выступает одним из частных случаев широко распространенного в хозяйственной практике инвестиционного проекта.

        В общем виде инновационный процесс заключается в получении и коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продуктов и услуг, решений производственного, финансового, административного или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности.

        

          3. Этапы инновационного процесса.

       Инновационный процесс состоит из нескольких этапов

     

        1) Фундаментальные исследования

        Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка,определение возможности реализации.

Он делится на теоретический и поисковый; в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории; в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.

 

        2) Прикладные исследования

        Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.

 

        3) Опытно- конструкторские разработки

 

Опытно- конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:

- разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию, -принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД, цену;

- формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия;

- изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием;

- подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;

- создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;

- изготовление, испытание, доводка опытного образца.

 

        4) Освоение производства нового изделия.

        Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.

        Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          4. Понятие, виды и результат инновационной деятельности.

        Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на созданий и внедрение новшества.

         Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау; производственной проектирование.

        Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.

        На этапе фундаментальных исследований это – научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований –результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ –научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.

        Результатом инновационной деятельности можно считать также:

- мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ;

-  программную продукцию;

- научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры;

- консалтинговые услуги;

- хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

        

 

          Заключение

       В результате экономического развития стран на смену управления функционированием приходит управление развитием. Источником же развития, как известно, являются противоречия, которые рано или поздно приведут к системному кризису, трансформации ее в новое качество. Но система всегда стремится к стабильности, поэтому необходим определенный раздражающий фактор. Таким фактором служат инновации. Причем очень важно, чтобы изменения, вызываемые инновациями, воспринимались не как разрушение, а как новый шанс на успех. Для этого необходимо научиться эффективно управлять инновациями и инновационным процессом. В результате начинает активно развиваться особое направление в менеджменте предприятий - инновационный менеджмент.

        В последнее время усиление внимания российских экономистов к проблемам инновационного менеджмента объясняется не только мировыми экономическими тенденциями (усложнение структуры экономики, ускорение темпов НТП, вызывающее противоречие между уменьшением срока рыночной жизни продукта и увеличением продолжительности его потенциальных возможностей и т.д.), но и сугубо российскими экономическими проблемами. В условиях общего кризиса, переживаемого сейчас нашей страной, инновационные инвестиции в наибольшей мере ставятся под удар. Хотя инвестиционный кризис пока менее заметен, нежели, например, кризис потребительской сферы, но по своим последствиям он далеко превосходит все остальные составляющие упомянутого общего экономического кризиса. Поэтому реализация инноваций в условиях дефицита финансовых ресурсов требует высочайшего профессионализма.

       Однако и во времена кризиса, и в периоды положительного развития инновации в современной экономике в мире составляют основу конкурентоспособности фирм, отраслей, стран. Именно они позволяют выигрывать состязание за рынки сбыта и закупок без риска вступления в ценовую войну с конкурентами. Причем инновативность тем важнее, чем более разборчивы потребители. И это не обязательно означает их богатство и опыт. У российских потребителей зачастую наоборот, так мало средств, что им приходится тщательно выбирать, какой продукт и за какую цену приобрести.

        Необходимо отметить, что всю область управления инновациями можно разделить на две сферы: рыночную и нерыночную. В первой главной движущей силой инноваций является стремление предприятий максимизировать прибыль. Во второй побудителем инноваций служат общественные или коллективные коммерческие интересы, опосредуемые государством, которое само в условиях рыночной экономики выступает контрагентом и заказчиком предприятий, вовлекаемых в инновации, регулирует и организует для них рынок. И хотя во втором случае вряд ли можно использовать понятие "менеджмент", ведь данные инновации не являются коммерчески прибыльными, предприятия, их реализующие, не могут не заниматься оптимизацией инновационного процесса, и в этом смысле их деятельность попадает в рамки инновационного менеджмента.

       

         

 

 

 

 

 

 

 

 Список используемой литературы

1.Медынский В. Г. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: Инфра-М, 2008

2.Уткин Э.А. и др. Инновационный  менеджмент. М.: Акалис, 2007.

3.Управление исследованиями  и инновациями. М.: Наука, 2006.

 

 

 

 


Информация о работе Этапы инновационного процесса