Оценка и генерация идей в отрасли фототехники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является генерация и оценка идей в отрасли производства фототехники.
Задачами исследования являются:
- изучение теоретических аспектов инновационной деятельности;
- исследование инновационных моделей фотоаппаратов;
- рассмотрение методов поиска инновационных идей и методов селекции конкурирующих предложений;
- выбор перспективной инновации из имеющихся предложений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………4
1. Теоретическая часть………………………………………………………...6
1.1. Основные понятия и терминология в инноватике………………..6
1.2. Классификация инноваций………………………………………….13
1.3. Жизненный цикл инноваций……………………………………….19
1.4. Процесс генерирования идей………………………………………28
1.5. Моделирование инноваций в российской и зарубежной
практике…………………………………………………………………...31
Практическая часть………………………………………………………..39
2.1. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли фототехники………………………………………………….39
2.2. Методы поиска инновационных идей………………………………44
2.3. Процесс отбора новых видов фотоаппаратов на основе модели
Кима Кларка и Стивена Уилрайта………………………………51
2.4. Селекция конкурирующих предложений……………………………55
2.5. Результаты исследования…………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………………57
Список использованной литературы………………………………………….59

Файлы: 1 файл

kursovik_po_teorii_innovatsy_Shibaeva.docx

— 450.71 Кб (Скачать файл)

Второй этап динамического моделирования. Это анализ нелинейных механизмов, которые определяют общее поведение бизнес-системы и влияют на непредсказуемую динамику инновационного процесса.

Различают шесть  основных классов нелинейных механизмов: «петли взаимного усиления»; «петли ограничений»; «механизмы запирания»; временные задержки; механизмы отбора; механизмы создания инноваций и внесения в них корректив.

«Петли взаимного  усиления» появляются в том случае, когда два элемента системы влияют друг на друга. Усиление (ослабление) признаков  одного элемента соответственно влияет на усиление (ослабление) другого. «Петли взаимного усиления» приводят к  тому, что небольшие события способствуют значительным результатам.

«Петли ограничений». Известно, что каждому процессу роста  рано или поздно приходит конец, тогда  и появляются «петли ограничений». По своему характеру эти ограничения могут быть физическими (касаются особенностей, свойств продукта, технологии), экономическими, социальными, правовыми или какими-то другими.

 «Механизмы запирания» связаны с технологиями, инвестициями, организационной структурой, подготовкой персонала и другими факторами. Изменения в роли какого-то фактора приводят к опосредованному влиянию всех других. Это может увеличить расходы и перекрыть будущие выгоды.

Временные задержки. Они связаны с колебаниями  спроса.

Механизмы отбора. Они действуют, когда потребители  принимают решения о покупке определенных товаров или услуг, основываясь на своих предпочтениях и восприятиях характеристик продуктов.

Различные конфигурации процессов могут привести к появлению разных нелинейных механизмов. Существует два важных аспекта динамических систем: эволюция и самоорганизация. Эволюция — это процесс, происходящий под влиянием действия трех основных механизмов: отбора, «запирания», создания инновационных систем и внесения в них корректив. С точки зрения самоорганизации важную роль играют такие нелинейные механизмы, как «петли взаимного усиления», «петли ограничений», «механизмы запирания» и временные задержки. Зная и понимания их сущность, можно обеспечить преимущества для своей компании и добиваться успехов. [20,с.119]

Модель инновационного процесса Уилрайта-Кларка и Купера

Инновационный процесс чрезвычайно сложен в  силу следующих обстоятельств. Во-первых, успешные идеи должны быть найдены  на ранних стадиях данного процесса. Во-вторых, процесс разработки продукта является чрезвычайно затратным. Поэтому  чтобы преуспеть, надо доводить до стадии разработок только наиболее перспективные идеи.

Процесс отбора и преобразования идей в конечный продукт (инновационный процесс) может  быть проиллюстрирован моделью типа «Воронка», разработанной Стивеном Уйлрайтом и Кимом Кларком. Изучая процесс разработки новой продукции, они сфокусировали свое внимание на процессе отбора (скрининга) инновационных  идей. Модель описывает процесс движения от большого количества незрелых идей к ограниченному числу многообещающих вариантов продукции (рисунок 7).

Рисунок 7 –  Модель Ким Кларка и Стивена Уилрайта типа «воронка»

 

Эта модель характерна для больших технологически интенсивных фирм, в которых различные  идеи, обычно разработанные R&D подразделениями, конкурируют за ресурсы внутри организации. Напротив, небольшие фирмы с ограниченными ресурсами и фирмы на начальной стадии развития часто строятся вокруг единственной идеи.

«Воронка» представляет собой набор фундаментальных  действий, характерных для успешного  инновационного процесса, природа которого определяется тем, как организация  идентифицирует, отбирает и рассматривает  каждый проект.

Тем не менее, в эффективном управлении воронкой разработки для любой организации  существуют две важнейшие проблемы: расширить вход воронки и сузить ее горловину. Чтобы выполнить первую задачу, организация должна расширить  свою базу знаний и доступ к информации, необходимых для генерирования  большего числа новых идей о продуктах  и процессах. Для сужения горловины  требуются эффективный процесс  отбора идей, соответствующий технологическим  и финансовым ресурсам и стратегическим целям компании, а также фокус  на наиболее привлекательных идеях. [5,с.67]

Американский  гуру инновационного менеджмента, основатель и президент Института разработки продукции Роберт Купер также  концентрируется на отборе (скрининге) идей. В так называемой модели «Ворота» (Stage-Gate Model) основное внимание он сосредотачивает на процессе принятия решения (рисунок 8).

Рисунок 8 –  Модель «Ворота» инновационного процесса Р.Купера

 

В модели Купера инновационный процесс разделен на предопределенный ряд этапов, каждый из которых включает набор конкретных действий. Этапы в данной модели «межфункциональны» (к примеру, нет этапа маркетинга или исследований и разработок). В то же время каждая фаза состоит из набора параллельных действий, осуществляемых людьми из разных функциональных сфер фирмы, работающих вместе как команда и имеющих своего лидера.

Перед каждой стадией существуют «ворота», которые  служат для контроля качества проекта, определения его приоритетности, принятия решения о продолжении / прекращении проекта и выделении  соответствующих ресурсов.

Все «ворота» имеют общий формат: входы (результат  деятельности на предыдущем этапе, который  команда проекта представляет к  собранию); критерии (вопросы или  количественные мерки, по которым проект оценивается с целью принятия решений о его продолжении / прекращении  и приоритетности); выходы (результат  собрания – принятое решение: план действий, дата следующего собрания и  необходимая входящая информация).

В целом модель Купера содержит элементы управления инновационным процессом. К ее недостаткам  следует отнести невозможность  возврата проектов на более ранние этапы.

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. СОСТОЯНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА  РЫНКЕ ФОТОАППАРАТОВ

Специалисты делят рынок цифровых фотокамер  на два больших сегмента — фотоаппараты со съемной оптикой (это в основном зеркальные камеры, так называемые «зеркалки») и камеры с несъемным  объективом (самые дешевые из них  обычно называют «мыльницами»).

«Мыльницы»  — более дешевый и гораздо  более массовый товар: по данным японской ассоциации CIPA (Camera and Imaging Products Association), мировой объем производства камер  со съемными объективами выпускают  почти в семь раз меньше, чем  «мыльниц». Данный сегмент гораздо  более широко представлен различными аппаратами.  
Динамика развития этих двух сегментов рынка также разная. В настоящее время на мировом рынке наблюдается снижение продаж цифровых фотокамер, которое происходит как раз за счет сокращение продаж «мыльниц». Основной причиной этого явления является насыщение рынка компактных камер — в развитых странах одна семья может иметь несколько «мыльниц». Кроме этого, на сегмент дешевых компактных камер оказывает давление растущее число фотогаджетов — многие фотолюбители теперь предпочитают делать снимки с помощью смартфонов или мобильных телефонов с интегрированными камерами. Даже если телефоны делают менее качественные снимки, пользователи зачастую выбирают именно их, поскольку они позволяют отправлять сделанные фотографии в социальные сети и различные фотосервисы.

Одновременно  с этим, сегмент «зеркалок» сейчас переживает бурный расцвет. Популярность этого сегмента эксперты объясняют  двумя основными факторами: с  одной стороны, цены на них постепенно снижаются, а с другой — этот рынок  даже в развитых странах еще недостаточно насыщен: не каждая семья располагает  таким почти профессиональным фотооборудованием. И по мере того как оно становится доступнее, все больше людей хотят купить принципиально более качественную фотоаппаратуру. В результате, по данным CIPA, в последние годы мировой прирост продаж этого вида фототехники составляет 20–25%. Этот продуктовый сегмент отличается чрезвычайно быстрой скоростью развития технологий, а растущее число возможностей подталкивает потребителей к приобретению второй и даже третьей камеры.  
По данным компании iSuppli, к 2013 году мировые продажи цифровых камер достигнут своего пика, а затем они пойдут на убыль. Ожидается, что в 2014 году мировые поставки уменьшатся на 0,6% и составят 135,4 млн единиц.

Что касается российского рынка, то по данным компании GfK, в начале 2011 года зеркальных камер  на российском рынке было лишь 7%, а  в последние месяцы 2011 года их стало  уже 14%. В настоящее время эксперты говорят о повышении интереса потребителей к профессиональной и  полупрофессиональной фотографии, о  появлении новых школ и курсов фотографии, о проведении выставок фотографий, что свидетельствует  о высоком потенциале для дальнейшего развития сегмента.

Если говорить о западноевропейском рынке, то там  ситуация уже другая – аналитики  отмечают стагнацию рынка. Поскольку  фотокамеры не являются товаром повседневного  спроса, рынок в значительной степени  пострадал от финансового кризиса. Объем рынка, по данным «ГФК Русь», в 2010 году составил 785 млн. долл., что значительно  выше, чем в 2009 году, когда рынок  составил 660 млн. долл, но ниже показателей 2008 года, когда объем рынка равнялся 1038 млн. долл. Эксперты компании «ГФК Русь» отмечают, что, несмотря на то, что рынок сильно упал в кризис, сейчас он продолжает уверенный рост.

Таким образом, в ближайшее время российский рынок фототехники может стать  одним из самых крупных в Европе. (Рисунок 9)

Рисунок 9 - Объем российского рынка фототехники, млн. долл США

 

Тройка лидеров  среди производителей фототехники  не меняется уже несколько лет: Canon, Sony и Nikon – в 2010 году, по оценкам аналитиков Digitimes Research, удерживали почти половину (48,5%) глобального рынка. При этом в сегменте «зеркалок» Canon и Nikon в  совокупности контролируют более 80% сегмента.  Что касается ситуации в России, то по данным российского офиса Canon, этот бренд занимает сегодня 45% рынка зеркальных камер в стране и 20% - в сегменте компактных фотоаппаратов. По данным «Никон Россия», в целом по рынку доля Nikon приближается к 17% в стоимостных единицах. (Рисунок 10)

 
Рисунок 10 - Структура мирового рынка цифровых камер в 2010 году

Эксперты  отмечают, что прорыв на рынке цифровых зеркальных фотоаппаратов произошел  в 2003 году, когда компания Canon вывела на рынок модель EOS 300D по революционно низкой цене – менее 1 тыс. долларов, сделав «зеркалки» доступными более широкому кругу покупателей.

После этого, аналогичные продукты выпустили  и конкуренты, и сегмент зеркальных камер начал стремительно расти. В 2007 году продажи «зеркалок» в мире увеличились на 41%, при этом сегмент  «компактов» прибавил почти вдвое  меньше – 22,7%. Кризис 2008–2009 годов несколько  отбросил рынок назад, но уже очевидно, что мода на зеркальные камеры стала долгосрочным трендом. 

Для рынка  фотокамер характерно постоянное обновление модельного ряда и регулярный выход  новинок от компаний-лидеров. Развитие фоторынка стимулирует и рост его технологичности. Ведущие мировые  производители стремятся заманить покупателей все новыми и новыми функциями. Особенно это характерно для рынка «мыльниц», где конкуренция  обострена до предела и игроки стремятся выделиться яркими технологическими новшествами.

В 2011 году производители  анонсировали 163 новые модели фотокамер. Лидерами по их числу стали компании Sony с 22 новыми моделями и Fuji и Panasonic –  с 21 моделью каждая. В свою очередь, лидеры рынка – Canon и Nikon – представили 18 и 17 аппаратов соответственно. Компания Olympus провела 19 презентаций, Samsung - 15.

Аналитики отмечают, что заметную роль в сегменте компактных камер играют рекламные кампании производителей, которые пытаются доказать покупателю, что та или иная новая  функция ему будет очень полезна. Так, например, в течение 2011 года наблюдался рост сегмента камер с большим  оптическим зумом и производители  сопровождали свои новые модели агрессивной  рекламой. Кроме этого, в последнее  время покупатели часто обращают внимание на такую новую функцию  компактных камер, как автоматическое распознавание лиц в кадре, функцию панорамной съемки, а также способность снимать видео высокой четкости (HD).

Специалисты рынка утверждают, что в сегменте фотоаппаратов со сменной оптикой  зреет технологическая революция: здесь появился новый тип фототехники  — беззеркальные камеры со сменной  оптикой. Само появление беззеркальных  моделей со сменной оптикой, которые  позволяют получать снимки сопоставимого, а порой и более высокого, чем  у бюджетных зеркальных камер, качества, стало возможным благодаря новым  технологиям: производству малошумных и “быстрых” матриц, качественных электронных видоискателей и LCD-экранов. Компактные камеры со сменной оптикой  показывают наиболее высокие темпы  роста: по данным экспертов сети магазинов Media Markt, в 2009 году эта категория техники  занимала всего 0,1 процента от общего количества проданных фотокамер, а в 2011-м  их доля в объеме продаж сети выросла  до пяти с небольшим процентов. Продавцы фототехники считают, что в ближайшем  будущем продажи беззеркальных  камер будет увеличиваться.

Еще одно новшество, предлагаемое производителями фототехники - появление камер со встроенным GPS-модулем, позволяющим запомнить  координаты места снимка. Большинство  фотоаппаратов оснащается стандартными устройствами навигации, но к концу  года ожидается появление на рынке  альтернативных GPS-технологий для фотоаппаратов. В России, возможно, в скором времени  появятся фотокамеры, оснащенные навигацией системы ГЛОНАСС.

Причины выбора фотолюбителями того или иного бренда – достаточно сложный для маркетологов вопрос. Лидеры рынка Canon и Nikon - бренды в полном смысле этого слова: с  историей, традициями и лояльностью  потребителей. Аналитики отмечают, что пока компании не допускают серьезных  стратегических промахов и не экономят на качестве, конкуренция между Canon и Nikon будет продолжаться.[16]

 

2.2. МЕТОДЫ ПОИСКА ИННОВАЦИОННЫХ  ИДЕЙ

Существует множество методов  поиска идей. С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

  1. Методы психологической активизации мышления.
  2. Методы систематизированного поиска.
  3. Методы направленного поиска.

Информация о работе Оценка и генерация идей в отрасли фототехники