Экономическое стимулирование инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть экономическое стимулирование инновационного процесса.
Задачи исследования:
рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
проанализировать особенности финансирования инновационного процесса;
выявить инструменты налогового регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………..…………………..5
1.1. Задачи экономического стимулирования инновационного процесса….5
1.2. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности…………………………………………………………………...9
1.3. Финансирование инновационного процесса…………………………..14
1.4. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. моя контрольная работа..docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………..…………………..5

    1.1. Задачи экономического стимулирования инновационного процесса….5

    1.2. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности…………………………………………………………………...9

     1.3. Финансирование инновационного процесса…………………………..14

     1.4. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности………………………… 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

АНОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время ситуация в России в сфере  инновационной деятельности достаточно сложная.

Несмотря  на существенное снижение финансирования научных исследований и сокращение численности научных работников, Россия все еще имеет достаточно высокий уровень науки, известные  в мире научные школы. Кроме того, в стране накоплен значительный запас  нереализованных идей и технологий.

Существует  необходимость регулирования и стимулирования инновационной деятельности, с одной стороны, это связано с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества и укрепления национальной безопасности, с другой стороны, обусловлено ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов. Кроме этого, необходимость стимулирования нововведений в переходной экономике России порождена кризисными тенденциями в науке, производстве и потребностью выхода из экономической депрессии.

Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов, органов  управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования, продуктов  труда и т.д.

Сегодня инновационная  деятельность в технологической  сфере осуществляется преимущественно  на промышленных предприятиях, являющихся основными потребителями инноваций, а также в организациях малого бизнеса. Источники финансирования инновационных процессов – в  основном (75%) собственные денежные средства предприятий. Финансовая поддержка  со стороны государства играет меньшую  роль. Тем не менее, государство пытается оказывать на инновационную деятельность определенное влияние. Это, прежде всего, относится к законодательной  базе, при помощи которой государство намерено создать благоприятные условия промышленности, малому бизнесу, научно-техническим организациям, университетам, инкубаторам, государственным научным центрам, технопаркам и т.п. для их участия в производстве и коммерческой реализации научных знаний и технологий. 

Цель данной работы – рассмотреть экономическое  стимулирование инновационного процесса.

Задачи исследования:

  • рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
  • исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
  • проанализировать особенности финансирования инновационного процесса;
  • выявить инструменты налогового регулирования инновационной деятельности.

При написании  контрольной работы использовались методы анализа, сравнения, классификации и обобщения.

 

 

 

 

 

 

1. экономическое стимулирование инновационного процесса

1.1. Задачи  экономического стимулирования  инновационного процесса

Современный этап экономического развития характеризуется  высокими темпами морального устаревания  и обновления как выпускаемых  промышленностью изделий, так и  технологического оборудования. Это  означает, что эффект "накопления" производственного потенциала, характерный  ранее, начинает играть существенно  меньшую роль. На первое место выходит  накопление экономических возможностей для непрерывной радикальной  модернизации технологического комплекса. Возникает возможность в короткие сроки "догнать и перегнать" технологического лидера, даже если несколько  ступеней технологического развития было пропущено.

Развитая  система международного разделения труда дает определенную возможность  сконцентрировать научные и инженерные усилия на ряде приоритетных "критических" направлениях, обеспечивая развитие других направлений за счет механизмов международного обмена. Такая ситуация наблюдается в электронной промышленности США и Японии. США являются абсолютным лидером в производстве микропроцессоров. Япония лидирует в технологии матричных  структур, и США не тратят силы на работы в этом направлении.

Массовое  устаревание основных производственных фондов диктует необходимость их ускоренного обновления на новых  технологических уровнях. Сохранение технологического отставания может  повлечь тяжелые последствия  внешнеполитического характера, ослабление международного авторитета и снижение политического влияния, что для  России совершенно неприемлемо. Это  еще один немаловажный фактор развития инновационной сферы [4, c. 11].

Перечисленные особенности не могут не определять государственную инновационную  политику России на нынешнем этапе. И  руководство России четко ориентируется  на инновационный путь развития. Определены фундаментальные составляющие государственной  инновационной стратегии: укрепление человеческого потенциала, модернизация производственного комплекса, концентрация усилий на "критических" направлениях развития общественного производства, развитие инновационной инфраструктуры, создание системы стимулов инновационного поведения. Можно констатировать, что  инновационная политика вновь становится одним из основополагающих приоритетов  государства, для успеха которой  необходимо сосредоточиться на следующих  направлениях [4, c. 14].

В решении  задач, связанных с развитием  человеческого потенциала, помимо создания необходимых условий для его  нормального воспроизводства (материальное обеспечение, медицинское обслуживание, поддержка института семьи и  др.) важно особое внимание уделить  факторам нематериального стимулирования. Это, прежде всего вопрос социального престижа профессий ученого и инженера. Для многочисленных работников малого инновационного сектора важно знать, что их деятельность небезразлична государству. Решение задач, имеющих вполне четкое экономическое выражение в виде повышения личной отдачи огромного числа ученых и инженеров, в значительной мере зависит от позиции государства. Необходимо уделять внимание проблеме возврата в инновационную сферу значительного количества старых научных и инженерных кадров, вынужденно сменивших профессию. Такие люди являются носителями и хранителями развивавшихся в советское время научных и инженерных школ и направлений.

Задача четырехкратного  повышения производительности труда  предусматривает радикальную модернизацию всего промышленного комплекса. Инновационная модернизация может  быть осуществлена за счет приобретения иностранного технологического оборудования. Вместе с тем резерв модернизации промышленности представляет обладающий значительным потенциалом отечественный машиностроительный комплекс. Но ему нужны определенный "стартовый импульс", выгодные конкурентные предпосылки. Поэтому задачами государственной инновационной политики на этом направлении должны стать финансовая поддержка машиностроительных предприятий в формах прямого и косвенного финансирования, привлечение в эту сферу частных инвестиций. Необходимо создать условия, позволяющие отечественным предприятиям работать по лизинговым или арендным схемам поставок технологического оборудования. Это в свою очередь требует реального доступа предприятий к финансовым ресурсам банковского сектора. Требуется государственное участие в создании системы гарантий и страхования подобных операций. Эксплуатация современного технологического оборудования требует наличия высококвалифицированных кадров, что ставит задачу восстановления системы профессиональной подготовки. Такая система должна функционировать не только за счет предприятий, но и с непосредственным участием государства.

Для развития новых областей конкуренции, базирующихся на наукоемких технологиях, необходима значительная концентрация материальных, интеллектуальных, технологических  ресурсов на соответствующих направлениях. Их координация возможна лишь при  условии направляющей роли государства. Эффективность реализации подобных программ существенно зависит от финансирования, которое должно быть достаточным и своевременным. Оно  должно контролироваться, стимулироваться  и в значительной степени производиться  за счет государства. Немаловажно также  обеспечить защиту отечественного производителя  наукоемкой продукции от недобросовестной конкуренции на внешних рынках, содействовать  продвижению инновационного отечественного продукта, в том числе и политическими  средствами [4, c. 17].

Развитие  инновационной инфраструктуры должно в значительной степени оптимизировать инновационный процесс. Прежде всего, необходимо организовать режим продвижения  инновационной разработки от научной  идеи до конечного продукта. Поэтому  новые элементы инновационной инфраструктуры должны объединять предприятия, работающие на различных фазах инновационного цикла. Необходимо обеспечивать возможность  координации усилий многочисленных субъектов инновации и содействовать  непосредственному субъекту инновационного процесса с точки зрения решения  задач материально-технического снабжения, информационного обеспечения и  т. п. Это означает, что инновационные  структуры типа технопарков или  технополисов должны эффективно регулировать вопросы обеспечения инновационного процесса, брать на себя "коллекторные" функции, оставляя субъекту инновации  непосредственное решение научных  и технических задач. Развитие финансирования инновационной деятельности зависит  от реального включения венчурных  механизмов, льготного кредитования и программ целевого финансирования научных и технических разработок.

Система мотивации  инновационного поведения предусматривает  решение нескольких взаимодополняющих  задач. Прежде всего, необходимо создать  условия, при которых внедрение  инноваций стало бы выгодно и  доступно предприятиям реального сектора экономики. Это может быть реализовано путем развития системы косвенного финансирования, налоговых льгот и преференций, введения норм ускоренной амортизации оборудования и т. п. С другой стороны, требуется постоянно совершенствовать систему нормативов и стандартов (технических и экологических), что делало бы использование устаревшей техники невозможным или невыгодным.

Нужна также  схема, при которой интеллектуальный продукт научно-исследовательской  или опытно-конструкторской стадии инновационной цепочки может  принимать рыночную, товарную форму  в виде патента, лицензии или промышленного образца. При этом задача государства - совершенствование норм авторского и патентного права, четкий контроль за их выполнением.

Должен быть налажен механизм финансирования поисковых  работ и фундаментальных исследований, результат которых непредсказуем. Он не может принимать товарной формы  и не может быть востребован рыночным сектором. Очевидно, что финансирование таких работ - задача государства, как  и создание системы нематериальных стимулов, которые также имеют  большое значение с точки зрения мотивации инновационного поведения.

Рассматривая  круг проблем инновационной деятельности в современной России, необходимо также обратить внимание на следующие  моменты. Первый из них: трансформирование  и адаптация сохранившихся в  ходе кризиса 1990-х гг. элементов инновационного механизма, доставшегося в наследство от советской экономической системы, должны производиться максимально  бережно, с сохранением необходимого уровня государственного финансирования. Второй: изменение структуры базового элемента инновационного процесса - научного сектора в пользу увеличения удельного  веса академической науки следует  рассматривать как тревожный  признак, свидетельствующий о тенденциях к разрыву связей наука - производство. В соответствии с этим следует  сформулировать задачу восстановления системы отраслевой науки, имеющей  непосредственный выход в сферу  реального производства. Все это  важно для создания инновационной  системы хозяйства в России [4, c. 19].

 

1.2. Государственное  регулирование и стимулирование  инновационной деятельности

Важность  государственного регулирования инновационных  процессов обусловлена в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Вклад НТП в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%. Таким образом, можно выделить ряд аспектов общегосударственного значения инноваций и их решающего влияния на макроэкономические показатели. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

Частный сектор не в состоянии взять на себя функцию  финансирования науки в полном объеме по одной простой объективной причине — это привело бы к возрастанию издержек производства, а значит, к уменьшению прибыли. Снижение эффективности неизбежно отразилось бы на конкурентоспособности. Но как уже неоднократно подчеркивалось, в современных условиях именно научные знания являются одним из важнейших факторов успешного экономического развития.

Выход из этою замкнутого круга состоит в том, что часть непосредственных расходов на науку принимает на себя государство. Оно, как правило, финансирует не только фундаментальные исследования, но и те НИОКР, результаты которых по различным причинам не могут найти в ближайшее время широкого применения в коммерческом секторе, например дорогостоящие космические исследования и разработки или НИОКР в военной области.

Другой комплекс причин необходимости регулирования  инноваций и предпринимательства в этой сфере связан с ограниченностью рыночных механизмов в области получения и внедрения научно-технических результатов. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли и источником сверхприбыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику [3, c. 214].

Результаты  научных исследований и разработок в момент их коммерциализации становятся достоянием общества, что осложняет максимизацию прибыли фирмы-новатора. Стоимость идеи может быть определена, только когда покупатель с ней ознакомится. Однако по разным причинам покупатель может отказаться от ее приобретения, при этом он уже обладает знаниями для воплощения идеи в жизнь. Подобные ситуации могут негативно сказаться на стремлении фирм — продавцов инновационных идей к их генерированию и продаже.

Информация о работе Экономическое стимулирование инновационного процесса