Экономическое стимулирование инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть экономическое стимулирование инновационного процесса.
Задачи исследования:
рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
проанализировать особенности финансирования инновационного процесса;
выявить инструменты налогового регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………..…………………..5
1.1. Задачи экономического стимулирования инновационного процесса….5
1.2. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности…………………………………………………………………...9
1.3. Финансирование инновационного процесса…………………………..14
1.4. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. моя контрольная работа..docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

Внебюджетные  фоны освобождаются от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин [2, c. 93].

К перспективным  источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

Лизинг - это  особая форма аренды, связанная с  передачей в пользование машин, оборудования, иных материальных средств  и имущества. В широком значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных  отношений, связанных с передачей  имущества во временное пользование  на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга, договор купли-продажи, договор займа).

Фактически, лизинг - это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. Существенной особенностью этой формы предпринимательской деятельности является разделение функций собственности, а именно - отделение использования имущества от владения им.

Лизинг как  источник финансирования имеет ряд отличительных особенностей:

  1. лизинг обычно не требует авансовых платежей, что немаловажно для новых и развивающихся организаций.
  2. лизинг способствует быстрой замене старого оборудования на более современное, сокращает риск морального износа.
  3. лизинг часто является более гибким, так как лизинговые соглашения содержат гораздо меньше ограничительных статей, чем обычные кредитные соглашения.

Выделяют  финансовый и оперативный лизинг:

  • финансовый лизинг представляет собой лизинг имущества с полной окупаемостью или с полной выплатой его стоимости. Данный вид имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции. При финансовом лизинге срок, на который оборудование передается во временное пользование, по продолжительности совпадает со сроком его полной амортизации;
  • при оперативном лизинге срок договора короче, чем экономический срок службы имущества. Объект оперативного лизинга – оборудование с высокими темпами морального старения. При этом виде происходит частичная выплата стоимости данного арендуемого имущества, т.е. лизингодатель за время действия данного договора возмещает лишь часть стоимости оборудования и поэтому он вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз [6, c. 235].

Венчурное финансирование можно представить как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых  обычно на 5-7 лет вновь создающимся  или функционирующим в составе  крупных корпораций организациям для  их модернизации и расширения.

Венчурный капитал  представляет собой товарищество с  ограниченной ответственностью, формируемое  за счет личных средств состоятельных  партнеров, средств пенсионных и  благотворительных фондов, страховых  организаций, свободных средств  крупных корпораций.

Основной  принцип деятельности заключается  в финансировании сравнительно небольших  и несвязанных между собой  проектов в расчете на окупаемость  инвестиций с высокой нормой прибыли  на инвестированный капитал без  каких-либо гарантий или обеспечения. По этой причине такое финансирование носит название рискованного, так  как инвесторы берут на себя все  риски, характерные для ссудного капитала. Венчурное финансирование осуществляется в расчете не на процент  и не на регулярные доходы на инвестированный  капитал, а на развитие самих рисковых организаций и их инноваций, доход  от повышения цены акций или массового  выпуска новых акций успешных инновационных организаций и  размещение их через фондовые биржи.

 

1.4. Инструменты  налогового регулирования инновационной  деятельности

Как показала практика, в современных российских условиях не срабатывает традиционное рыночное саморегулирование, призванное побуждать товаропроизводителей широко использовать инновации.

Экономическая специфика научных и инновационных  организаций определяется следующими признаками:

  1. В отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда, а следовательно, и на уплату единого социального налога (ЕСН).
  2. Инновационная продукция обладает большой добавочной стоимостью, и в совокупной налоговой нагрузке этих организаций велика доля налога на добавленную стоимость (НДС). В этой связи применение действующих ставок этих двух налогов для данной категории налогоплательщиков является одним из основных факторов сдерживания их развития.

Очевидно, что  довольно значимой проблемой для  научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

В мировой  практике инструмент налоговых льгот  не рассматривается самодостаточным  для регулирования инновационных  процессов, он встроен в систему  мер, таких, как прямое бюджетное  финансирование, гранты государственные  и частные, создание государственных  корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная  политика, таможенные преференции, государственные  гарантии, государственный заказ.

Как показывает зарубежный опыт, между уровнем налогообложения  и склонностью к предпринимательству  вообще, инновационному в частности  наблюдается прямая зависимость [5, c. 19].

Учитывая  складывавшиеся в отечественной  инновационной практике в течение  многих лет условия, базовыми структурными единицами национальной инновационной  системы выступают следующие  организации: вузы, НИИ (отраслевые и академические), рационализаторы, организации — потребители инновационной продукции, венчурные компании, малые инновационные предприятия, кредитные организации, страховые компании, патентные бюро и др.

Действующим налоговым законодательством установлены  определенные стимулы для получателей  инвестиционного налогового кредита:

  • предусмотрен практически заявительный характер его получения;
  • установлен достаточно льготный размер уплачиваемых по данному кредиту процентов (не менее одной второй и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России) [5, c. 21].

Однако позитивная идея стимулирования инвестиционной деятельности с помощью налогового кредита  не оказала действенного влияния  на инвестиционную деятельность организаций  в форме капитальных вложений. Так, по состоянию на 1 января 2007 г. всего лишь пять организаций получили инвестиционный налоговый кредит на сумму 219,5 млн. руб., из которых более 97% были предоставлены за счет региональных и местных средств. Причины такого неиспользования механизма инвестиционного налогового кредитования заключаются в основном в условиях его предоставления. В частности, налогоплательщиков не вполне устраивают сроки предоставления данного кредита, а также пределы уменьшения текущих платежей по соответствующим налогам. В получении инвестиционного налогового кредита имеется серьезное ограничение: при проведении НИОКР или технического перевооружения производства кредит предоставляется в размере 30% стоимости приобретенного этой организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей. Такие условия препятствуют развитию этой формы инвестирования в экономику [6, c. 305].

Фактически  инвестор может получить данный кредит только при проведении технического перевооружения собственного производства. В таких проектах срок предоставления кредита в пределах до пяти лет  слишком мал: за подобный период капитальные затраты подобного характера не всегда могут окупиться. Сроки предоставления данного налогового кредита должны устанавливаться в пределах срока окупаемости инвестиционного проекта.

В связи с  этим целесообразно пересмотреть цели кредита, условия его предоставления. Кроме того, желательно расширить  сферу применения инвестиционного  налогового кредита, который должен выдаваться организациям сферы материального  производства на реализацию любых инвестиционных проектов. При этом основным условием предоставления данного кредита  должно быть наличие у инвестора  собственных финансовых средств, а  также участие в проекте банковских ресурсов.

Одновременно  следовало бы расширить и перечень федеральных налогов, за счет которых  может быть выдан инвестиционный налоговый кредит.

Освобождение  налогоплательщика на определенный период времени получило название налоговых  каникул. Российское налоговое законодательство имело опыт предоставления налоговых  каникул в части налога на прибыль (малым предприятиям) и налога на имущество организаций. Такая льгота действовала до принятия второй части НК РФ [1].

Среди прочих мер налогового стимулирования инновационной  деятельности нередко высказывается  мнение о необходимости введения нового специального налогового режима.

Эта мера позволила  бы осуществить комплексное решение  вопросов налогообложения указанных  организаций и урегулировать  проблемы, связанные с налоговым  учетом, отчетностью и налоговым  администрированием.

В рамках указанного специального налогового режима предлагается освободить научные и инновационные  организации от уплаты налога на прибыль  организаций, единого социального  налога, налога на добавленную стоимость (за исключением ввоза товаров на таможенную территорию России), налога на имущество организаций и земельного налога. Представляется целесообразным вместо этих пяти налогов установить для данной категории налогоплательщиков единый налог, уплачиваемый с полученных организацией доходов по ставке 6% [5, c. 24].

По мнению ряда российских экономистов, основной проблемой в области налогообложения  кредитных организаций является отсутствие действенного механизма, направленного  на стимулирование инвестиций банков в реальный сектор экономики.

Объективно  максимальная эффективность инновационных  вложений может обеспечиваться только при условии их доступности широкому кругу субъектов рынка. Предоставляя льготы банкам, осуществляющим кредитование организаций инновационного типа, необходимо создать преимущества в порядке  налогообложения как доходов, полученных от осуществления такой деятельности, так и понесенных расходов.

В настоящее  время в государственной инновационной  политике налицо недоучет вопросов, связанных  с управлением рисками. Страховые  компании как опытные риск-менеджеры  способны заполнить эту нишу в  инновационной политике, разработав стратегию минимизации инновационных  рисков. В то же время коммерческие страховые компании зачастую не желают принимать на страхование инвестиционные и инновационные риски, страхование рисков инновационной деятельности по-прежнему носит случайный характер.

Для того чтобы  инновационные предприятия чаще прибегали к страховой защите, необходимы не только более активные действия со стороны страховых организаций, но также содействие со стороны органов  государственной власти и управления России: государство могло бы выступить  дополнительным гарантом для страховщика  при страховании инвестиционных и инновационных рисков [4, c. 31].

Заключение

И так, можно  подвести итоги, и отметить, что существует необходимость стимулирования инновационной деятельности, и это связано с возрастающим значением инноваций для стабилизации социально-экономического развития общества, и укрепления национальной безопасности, а также, необходимость стимулирования нововведений в переходной экономике России порождена кризисными тенденциями в науке, производстве и потребностью выхода из экономической депрессии.

Инновационная деятельность – это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов, органов  управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования, продуктов  труда и т.д.

Массовое  устаревание основных производственных фондов диктует необходимость их ускоренного обновления на новых  технологических уровнях. Сохранение технологического отставания может  повлечь тяжелые последствия  внешнеполитического характера, ослабление международного авторитета и снижение политического влияния, что для  России совершенно неприемлемо. Это  еще один немаловажный фактор развития инновационной сферы.

Для развития инновационной деятельности необходимо финансирование, которое является важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и, в конечном счете, успех инновационной деятельности.

Различают две  формы финансирования инноваций - прямое и косвенное.

Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные  процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования  ресурсов, формированию инновационного климата.

Система мотивации  инновационного поведения предусматривает  решение нескольких взаимодополняющих  задач. Прежде всего, необходимо создать  условия, при которых внедрение  инноваций стало бы выгодно и  доступно предприятиям реального сектора экономики. Это может быть реализовано путем развития системы косвенного финансирования, налоговых льгот и преференций, введения норм ускоренной амортизации оборудования и т. п. С другой стороны, требуется постоянно совершенствовать систему нормативов и стандартов (технических и экологических), что делало бы использование устаревшей техники невозможным или невыгодным.

Очевидно, что  довольно значимой проблемой для  научных и инновационных организаций является высокий уровень совокупной налоговой нагрузки (особенно с учетом налога на прибыль, налога на имущество организаций и земельного налога).

В мировой  практике инструмент налоговых льгот  не рассматривается самодостаточным  для регулирования инновационных  процессов, он встроен в систему  мер, таких, как прямое бюджетное  финансирование, гранты государственные  и частные, создание государственных  корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная  политика, таможенные преференции, государственные  гарантии, государственный заказ.

Информация о работе Экономическое стимулирование инновационного процесса