Экономическое стимулирование инновационного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть экономическое стимулирование инновационного процесса.
Задачи исследования:
рассмотреть задачи экономического стимулирования инновационного процесса;
исследовать государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности;
проанализировать особенности финансирования инновационного процесса;
выявить инструменты налогового регулирования инновационной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА………………………………………………..…………………..5
1.1. Задачи экономического стимулирования инновационного процесса….5
1.2. Государственное регулирование и стимулирование инновационной деятельности…………………………………………………………………...9
1.3. Финансирование инновационного процесса…………………………..14
1.4. Инструменты налогового регулирования инновационной деятельности………………………… 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
АННОТАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................28

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. моя контрольная работа..docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

Кроме того, трансфер инновационных знаний и форме ноу-хау происходит без смены собственника, в отличие от продажи товаров и услуг. Если одна компания продает другой определенное ноу-хау, то первая остается при этом собственником идеи, а вторая становится им. Данный фактор также может снизить активность генераторов идей. Помимо этого, первичная коммерциализация новой идеи приводит к ее копированию конкурентами, что снижает возможность получения сверхприбылей для фирмы-новатора. Чем более сложным и комплексным является ноу-хау, тем продолжительнее период монополии на него.

Для решения  изложенных проблем необходимо вмешательство государства в инновационную деятельность частного сектора. В качестве основных инструментов при этом используется установление прав на интеллектуальную собственность (патентное и лицензионное право), а также прямое и косвенное стимулирование инновационной активности фирм [6, c. 189].

Кроме этих общих  ограничений рыночного механизма  имеются специфические российские особенности, которые также определяют необходимость стимулирования нововведений со стороны государства, а именно: слаборазвитый рынок капитала, пассивность частного сектора в отношении инвестирования инноваций, низкий спрос на наукоемкую технологическую продукцию, дефицит реальных инвестиций в финансировании нововведений, капиталоемкий характер большинства необходимых для производственной модернизации высоких технологий при недостаточной мощности накопления частных капиталов, связь технологического старения и деградации с депрессией производства и инфляцией издержек в процессе развития стагфляции, а также требования технологической конкурентоспособности производств со стороны международных рынков. Без достаточной финансовой поддержки инновационно-технологического развития основных производств в условиях обостренной международной конкуренции можно потерять научно-техническую, технологическую, экономическую и политическую составляющую обшей национальной безопасности и независимости страны. В этих условиях, когда рынок и накопление частного капитала являются слаборазвитыми, государственное эффективное стимулирование выдвигается на первый план. Так, государственные инвестиции должны компенсировать недостаток частных инвестиции в финансовом обеспечении модернизации отечественного производства и развития отечественной науки.

В конечном итоге  сама специфика государственного стимулирования должна определяться особенностью различных стадий инновационного процесса. Для этого в самом инновационном процессе необходимо выделять особые виды научной деятельности, которые в соответствии с задачами, целями, объектами и результатами, основными элементами структуры (организация, сроки, способы определения издержек) подразделяются на:

    1. фундаментальные исследования;
    2. прикладные исследования;
    3. опытно-конструкторские разработки [3, c. 221].

От того, какая  часть инновационного процесса в промышленном предприятии или научно-исследовательской организации попадает в тот или иной вид исследований или разработок, должны зависеть размеры государственных субсидий и дотаций, виды и размеры льгот по налогообложению.

Основным  источником финансирования фундаментальных  исследований должно выступать непосредственно  само государство, и его затраты на этот вид работ необходимо постоянно увеличивать, ведь проведение таких исследований не может представлять практического интереса для коммерсанта по самой сути характеристики этого вида инновационной деятельности. Необходимость стабильной государственной поддержки развития данной сферы исследований определяется и ее тесной связью с общим и специальным образованием. Уровень и качество образования находятся в прямой зависимости от того, в каком состоянии в каждой конкретной стране находится сфера фундаментальных исследований.

В отношении  прикладных исследований роль государственного стимулирования и финансирования должна несколько сокращаться, так как такие исследования проводятся уже для достижения конкретно поставленных научных целей или решения определенных практических проблем, а результаты исследований уже имеют коммерческое значение, то есть могут быть с прибылью реализованы на рынке потребителю. Наряду с высокой степенью риска важным фактором, обусловливающим необходимость государственного финансирования и стимулирования прикладных исследований, выступает величина расходов.

В рамках третьего вида инновационной деятельности —  опытно-конструкторских разработок — государственное стимулирование и финансирование должно занимать самую малую долю, так как эти разработки уже направлены только на практическое использование результатов прикладных исследований и знаний для создания новых машин, приборов, материалов, устройств, изделий, систем, процессов или для их принципиального усовершенствования, на получение максимальной эффективности от использования результатов исследований на практике [3, c. 224].

 

 

1.3. Финансирование  инновационного процесса

Финансирование  является важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и, в конечном счете, успех инновационной деятельности.

Различают две  формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое, состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных.

К прямым источникам финансирования относятся:

  • бюджетные средства;
  • внебюджетные фонды;
  • собственные средства предприятий;
  • кредиты;
  • инновационные инвестиции;
  • специальные фонды;
  • инновационные иностранные кредиты;
  • гранты.

Сюда можно  отнести и другие источники (страховые  фонды, целевые благотворительные  поступления и др.)

К косвенным  источникам финансовой поддержки инноваций  относятся:

  • налоговые льготы и скидки;
  • налоговые кредиты;
  • кредитные льготы;
  • лизинг специального научного оборудования;
  • таможенные льготы;
  • амортизационные льготы [7, c. 121].

Выделяя средства из бюджета, государство обладает реальной возможностью ускорять инновационные  процессы, ориентировать их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности использования ресурсов, формированию инновационного климата.

В целом законодательным  путем закреплено положение о  том, что ассигнования на финансирование научных исследований и разработок гражданского назначения выделяются из федерального бюджета в размере  не менее 3 % от расходной части годового федерального бюджета.

Прямые бюджетные  ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме  конкурсного распределения средств  на проведение фундаментальных и  поисковых исследований (система  грантов) и реализацию заданий государственных  научно-технических программ (система  контрактов). Грант - денежные, материальные и иные ресурсы, передаваемые любыми физическими (юридическими) лицами безвозвратно и безвозмездно любому физическому (юридическому) лицу исключительно  в целях осуществления научной  деятельности.

Применение  базового финансирования имеет своей задачей сохранение современной материально-технической базы, а также высококвалифицированных и творческих кадров организации. Этот принцип распространяется как на научные организации, нацеленные на обеспечение государственных (национальных) приоритетов, так и на организации, обладающие высоким научным авторитетом, но переживающие период структурной перестройки, формирования новой тематики работ в области фундаментальных исследований [7, c. 125].

Более приоритетной является форма распределения бюджетных  средств на основе параллельных конкурсных исследований и разработок по наиболее важным проблемам науки и техники - форма конкурсного распределения  средств, способствующая формированию конкурентной среды в инновационной  сфере.

Возможна  двоякая форма проведения конкурсов  на получение государственных заказов  для проведения исследований и разработок.

Во-первых, практика выделения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае на предварительном  этапе из круга претендентов на получение  госзаказа выбирается организация, которая предложит наиболее эффективное  решение, которой и выделяется госзаказ.

Во-вторых, практика выполнения госзаказа на конкурсной основе. В этом случае несколько  исполнителей, предложивших свои оригинальные и многообещающие способы решения  проблемы, получают госзаказ. В дальнейшем для промышленного освоения выбирается наиболее эффективное решение. Поэтому  данный вариант размещения госзаказ может быть назван конкурсом решений [8, c. 164].

Форма госзаказа  на основе конкурса предложений является более экономной с точки зрения расходования денежных средств, вместе с тем отбор единственного  из поступивших предложений по решению  стоящих проблем может и не оказаться оптимальным в силу его предварительного характера.

Форма госзаказа  на основе конкурса готовых решений  позволит выбрать наиболее эффективное  решение и за счет, полученных от его реализации доходов, покрыть  затраты на оплату работ нескольким исполнителям, выполнявшим государственный  заказ.

При этом в  отечественной практике находит  применение порядок финансирования проектов с выделением госбюджетных средств по этапам с нарастающим  итогом. Государство стремится свести к минимуму степень риска и  неопределенности, характерных для  инновационных процессов. Поэтому  на начальном этапе, сумма выделяемых средств, как правило, минимальна, а  если по мере реализации проекта или  программы будут получены обнадеживающие результаты, сумма ассигнований возрастает.

Еще одним  способ снижения риска является поиск  заказчика, непосредственно заинтересованного  в результатах исследований, финансируемых  из бюджета, который бы контролировал  ход и качество работ, отвечал  за целевое использование средств. В качестве таких заказчиков выступают специально уполномоченные коммерческие банки и фонды, промышленные предприятия и организации, а также непосредственно государственные органы, «курирующие» научно-техническую политику.

По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.

Внебюджетные  фонды - это форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, предназначенных для реализации конкретных целей (социального, экономического, научно-технического, технологического, экологического характера) и для  финансирования потребностей, не предусмотренных  в бюджетах разного уровня. В настоящее  время они являются важным звеном финансовой системы и, в частности, системы финансирования инноваций.

Впервые внебюджетные фонды стали создаваться в  России в начале 1990-х годов на базе Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса»  от 10 октября 1991 года [2, c. 176].

Государство активно использует имеющиеся в  его распоряжении полномочия исполнительной власти, создавая внебюджетные фонды, определяя порядок их формирования и учета, направления и контроль за расходованием средств, государство  в то же время не контролирует осуществление  научных и инновационных программ и проектов. Приоритетные направления  фонда определяются задачами целевых  программ федерального, регионального  и отраслевого уровней. Для осуществления  поддержки инновационных программ в фонде формируется соответствующая  инфраструктура, способствующая продвижению  на рынок перспективных разработок [8, c. 165]

Контроль  за деятельностью фонда осуществляют наблюдательный или попечительских совет, что является правилом при  учреждении и создании некоммерческих организаций. Председатель фонда и  состав попечительского совета утверждается решением Правительства РФ (правительством субъекта федерации).

Кредитование  инвестиционных и инновационных  программ осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей  разницы кредитным организациям. Размер, порядок и условия компенсации  устанавливаются договором кредитной  организации и фондом.

Государственные внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы, обладают рядом  особенностей:

  • имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических лиц;
  • взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при уплате, имеют налоговую природу; как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, не предусмотренные законом.

Информация о работе Экономическое стимулирование инновационного процесса