Инновации в дополнительном профессиональном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:12, дипломная работа

Описание работы

Развитие науки и техники является решением задач социально-экономического развития государства и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. С целью сохранения за собой позиции на мировом и национальном рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России необходимо освоить производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. В связи с чем, является целесообразным обеспечить ускоренный подъем науки. В связи с вышесказанным можно определить цель дипломного проекта, которая заключается в разработке рекомендаций по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инноваций 5
1.1 Инновации и инновационная деятельность 5
1.2 Человеческий капитал и высшее образование 10
1.3 Оценка эффективности инновационной деятельности в высшем образовании 17
Глава 2. Анализ современного состояния деятельности в высших учебных заведениях 23
2.1 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях за рубежом 23
2.2 Анализ современной системы инновационной деятельности в высших учебных заведениях в России 26
2.3 Проблемы, связанные с усовершенствованием инновационной деятельности в высших учебных заведениях 32
Глава 3. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования 38
3.1. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в образование 38
3.2. Рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 43
3.3. Оценка эффективности рекомендаций и мероприятий по внедрению инноваций в дополнительное профессиональное образование 54
Заключение 59
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 152.10 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Развитие науки и техники является решением задач социально-экономического развития государства и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. С целью сохранения за собой позиции на мировом и национальном рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России необходимо освоить производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. В связи с чем, является целесообразным обеспечить ускоренный подъем науки.

Динамика экономических условий в стране подводит высшие учебные заведения к коммерциализации научной деятельности, как следствии, к умению продавать результаты научно-технического творчества. В сложившейся ситуации создание системы реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, производящейся высшими учебными заведениями, является одним из путей повышения эффективности функционирования высших учебных заведений в условиях рыночной экономики.

Ученые высшей школы все большее внимание уделяют внедрению результатов своих разработок, используя механизмы инновационной деятельности, которые имеют своей целью повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе создания и использования научно-технических новшевств.  Иными словами, высшие учебные заведения могут и должны самостоятельно или в ассоциациях с иными вузами или коммерческими предприятиями обеспечить движение идеи от замысла до изготовления товаров и их реализации. Из этого следует, что научно-предпринимательская деятельность высшей школы случит естественным способом поддержания себя своими собственными силами, хотя и отвлекаясь от своих прямых функций.

В связи с вышесказанным можно определить цель дипломного проекта, которая заключается в разработке рекомендаций по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

  • Рассмотреть теоретические основы инновации и инновационной деятельности;
  • Определение места человеческого капитала и высшего образования в инновационной деятельности;
  • Провести анализ современного состояния инновационной деятельности в высших учебных заведениях;
  • Предложить рекомендации и мероприятия по внедрению инноваций в систему дополнительного профессионального образования.

Объектом дипломного проекта является общественные отношения, существующие в области инновации. Предмет – инновационная деятельность высших учебных заведений.

Теоретической и методологической основой исследования явились фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных по социально- экономическим проблемам развития вузовской науки и инновационной деятельности.

Методы исследования. В настоящей работе применен диалектический метод, рассматривающий явления и процессы в их постоянном развитии и взаимосвязи, методы системного, ретроспективного и сравнительного межстранового анализа.

В качестве информационной базы работы были использованы законодательные акты Российской Федерации, нормативные и программные документы Правительства РФ по вопросам инновационной и инвестиционной политики, данные Росстата, Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы инноваций

1.1 Инновации  и инновационная деятельность

Термин «инновация» (от англ. innovation) первоначально, еще в XIX в., связывался с изменениями в культуре. И до сих пор это его значение сохраняется в этнографии.1 Толковый словарь В. Даля термин «новшество» определяет как: «введенье новизны, новых обычаев, порядков»; при этом добавлено бытовавшее выражение: «не всякое нововведенье полезно»2.

Начиная с XX века понятие «инновация» начало восприниматься экономической наукой. Так, в 1909 году В. Зомбарт в статье «Капиталистический предприниматель»3 обосновал концепцию предпринимателя как инноватора. Нарисовав образы ряда пионеров раннего капитализма (например, В.Сименса), Зомбарт заключил: «основная функция предпринимателя, состоящая в том, чтобы ради извлечения прибыли выпускать на рынок технические новинки, побуждает его не довольствоваться получением нового, а стремиться распространить это новое как можно шире»4.

 

 В 1911 г. Й. Шумпетер предложил более общую концепцию инновационного предпринимательства. Исследователем было обращено внимание на то, что динамичный предприниматель изобретает новые комбинации факторов производства, которые и являются источником предпринимательской прибыли5. Так, Шумпетером было выделено пять таких комбинаций: 1) выпуск нового продукта или известного продукта иного качества; 2) внедрение нового, ранее неизвестного в данной области метода производства; 3) проникновение на новый рынок сбыта, будь то известный или ранее неизвестный; 4) получение новых источников сырья или полуфабрикатов; 5) организационная перестройка, включая создание монополии или ее ликвидацию.

В конце 1930-х годов в работе «Конъюнктурные циклы» (1939) Шумпетер ввел различение базовых инноваций и инноваций-следствий. Данное обстоятельство стало важным шагом в становлении теории инноваций.

После Великой депрессии начала 1930-х гг. среди менеджеров Соединенных Штатов Америки, а затем и других развитых капиталистических стран становится популярным словосочетание «инновационная политика фирмы», указывающая на символ квалификации предпринимателя или менеджера, его способности вывести фирму из депрессии. В ответ на запросы практики в 30-х годах прошлого столетия начались, а в 60–70-х годах получили на Западе широкий размах эмпирические исследования инноваций, осуществляемых фирмами и другими деловыми организациями.6 Стоит отметить, что наибольшее внимание при этом было сосредоточено на трех основных областях исследования, в которых доминировали свои теоретико-методологические парадигмы7:

  1. Компания как инициатор и создатель инновации, ее чувствительность к инновациям и зависимость этой чувствительности от организационных структур и методов управления. В качестве исследовательской парадигмы выступает концепция процесса принятия решений, где анализ и выбор альтернатив сменяются последовательными этапами реализации принятого решения.
  2. Маркетинг, или поведение фирмы на рынке, факторы риска, методы прогнозирования успеха инноваций, экономические показатели эффективности отдельных стадий и нововведения в целом. Преобладающей исследовательской парадигмой служит теория открытых систем в сочетании с игровым подходом, где фирма взаимодействует с рынком как со своей средой и где завершающие стадии инновационного процесса оказываются результатом действий множества субъектов, каждый из которых поступает в соответствии со своими интересами, с учетом вероятных ответных действий партнеров.
  3. Государственная политика в отношении инновационной деятельности фирм, помогающая их конкурентоспособности на международном рынке. Ведущей является парадигма теории управления.

Совокупность этих областей исследований получила название «инноватика». Так, при определении инноватики ключевым является инновация.

Этимология слов «нововведение», «инновация» указывает на то, что они обозначают введение, то есть создание, распространение и использование какого-либо новшества. В данном случае речь идет о новшестве, представляющем собой практические средства для удовлетворения существующих или новых потребностей людей, общества.

Стоит обратить внимание на то, что термины «нововведение» и «инновация» применяются нами как синонимы, однако предпочтение отдается второму, так как он употребляется в международном обиходе и от него произведено название области знания — инноватика.8 Заметим, что не то, не другое понятие не идентичны понятию «новшество» — их смысл значительно шире. Термины «нововведение», «инновация» включают новшество как свое предметное содержание, но охватывают также и процесс его создания, распространения и использования.

Любая инновация подлежит осуществлению в той или иной среде. Ближайшую (внутреннюю) среду инновации образуют ее непосредственные акторы, в частности, люди и организации, благодаря которым инновация возникает и развивается. В данном случае речь идет о тех людях, которые изобрели идею инновации, разработали техническую документацию на ее осуществление, изготовили опытный образец, организовали его массовое производство, довели его до потребителей, обеспечили сервисное обслуживание и утилизацию отходов.9

Деятельность людей, включая инновационную, как правило, происходит в организациях. В связи с чем, акторами инноваций являются и организации, в частности, деловые, ориентированные на извлечение прибыли, дохода в качестве своей основной цели. Помимо всего прочего акторами инновации становятся и любые другие организации – административно-управленческие, общественно-политические, спортивные и т.д.10 Это является свидетельством того, что инновационный процесс взаимодействует со многими организационными структурами и процессами, приобретает определенную функцию по отношению к организациям  - функцию поддержания и повышения их эффективности.  Если же этого не происходит, то не может быть успешной инновации, каким бы необходимым ни было ее предметное содержание (новшество) для удовлетворения вызвавших его общественной потребности.

Среда инновации помимо организаций и людей включает также ее внешнюю среду, которая создается обществом в целом и его подсистемами, в частности, экономикой и ее рыночными механизмами, социальной структурой, культурой. Отдельно необходимо выделить технику, составляющую материальный базис существования и развития человека и общества, всей техногенной цивилизации. Более того, большинство инноваций взаимодействуют с природными условиями, а также мировыми рынками, правилами мировой экономики, международных отношений, иными словами, с компонентами глобальной системы.

Укрупненная схема компонентов внутренней и внешней среды инноваций предоставлена на рис. 1. Очевидно, что данная среда представляет собой более широкую систему, в которой инновация осуществляется как часть целого.

На рисунке линии обозначают не направления одностороннего воз- действия инновации на соответствующий параметр среды или одного ее параметра на другой, а их взаимодействия друг с другом. Следовательно, при осуществлении инновации ее среда тоже претерпевает изменения, что, в свою очередь, видоизменяет инновационный процесс. В итоге он оказывается лишь частично управляемым. К этим вопросам будем неоднократно возвращаться.

 

 


 

 

 

 

 

Рис.1. Среда инновации11

Таким образом, инновация, или нововведение, есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, общества; одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социокультурной и вещественной среде, в которой совершается жизненный цикл инновации.12

Инновационная деятельность, в свою очередь, представляет собой предметно-практическую продуктивную деятельность людей, являющаяся творческой и создающая новые качества в различных сферах их жизни.13

Данный вид деятельности занимает высший методологический статус метадеятельности: ее объектом являются другие виды деятельности, которые сформировались в предшествующий период и приобрели репродуктивный характер, а их средства (способы, приемы) стали рутинными для данного сообщества людей. На их изменение и направлена инновационная деятельность. Этим определяется ее главная функция в обществе — функция изменения, развития способов, механизмов их функционирования во всех сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, инновационная деятельность есть метадеятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности.

При этом речь идет прежде всего о непосредственной деятельности людей — индивидов, групп, масс как субъектов деятельности. Коллективными субъектами инновационной деятельности выступают и организации, объединяющие локальные множества индивидов. Вместе с тем носителями ценностей и норм, правил и образцов инновационной деятельности служат социальные институты, функционирующие в масштабах всего общества.

На основании всего вышесказанного, подытожим, что инновация есть форма организации инновационной деятельности людей, которая удовлетворяет их меняющиеся потребности, создавая новшества как предпосылки новых качеств их жизни; ее удельный вес в совокупной деятельности членов общества служит показателем типа культуры данного общества. Также стоит заметить, что деятельная концепция инновации предполагает, что субъект, осуществляющий инновационную деятельность, меняет не только ее предмет, но и ее ели и средства, тем самым – самого себя, сознательно или несознательно делает себя объектом своей деятельности, развивает себя как инновационную личность.

1.2 Человеческий  капитал и высшее образование

Динамика современных процессов мировой экономики во многом определяется их инновационностью, действительностью инновационного механизма, эндогенным присутствием фактора науки в расширенном воспроизводстве, все возрастающей наукоемкостью экономического прогресса.

Вклад научно-технического процесса в прирост внутреннего валового продукта наиболее развитых стран составляет по различным оценкам от 75 до 100%. В связи с чем, стоит говорить, что  одним из главных аспектов общегосударственного значения инновации является их решающее влияние на макроэкономические показатели. В данных обстоятельствах инновация становится стратегическим фактором роста экономики страны, оказывает прогрессивное влияние на структуру общественного производства, а уровень развития инновационных процессов, в свою очередь, детерминирует конкурентоспособность национальной экономики и национальной безопасности.

Информация о работе Инновации в дополнительном профессиональном образовании