Анализ инноваций в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать инновации в образовании.
Задачи исследования:
Провести исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.
Рассмотреть процесс инноваций в сфере образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические аспекты инновационных процессов
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Основные характеристики инновационного образования
Инновация как фактор развития современного образования
Специфика инновационных процессов в образовании
Структурный анализ инноваций в школе
Рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РГР инновационный менеджмент.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономики предприятий

 

 

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

 

ТЕМА: «Анализ инноваций  в образовании»

 

 

 

 

Выполнила: студентка

                     группы СУ-91

Гадараг И.В.

Проверила:

Стародубцева О.А.

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК – 2013

РЕФЕРАТ

 

Данная расчетно-графическая  работа направлена на исследование и анализ инновационной деятельности в образовании.

Цель исследования - проанализировать инновации в образовании.

Курсовая работа состоит  из 2-х глав. В 1-ой главе приводится общая информация о теоретических аспектах инновационных процессов. Во 2-ой главе описывается анализ инновационной деятельности, на примере школы №170 г. Новосибирска. Объем работы 23 страницы.

Количество литературных источников 8. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ

ВВЕДЕНИЕ

  1. Теоретические аспекты инновационных процессов
    1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация
    2. Основные характеристики инновационного образования
  2. Инновация как фактор развития современного образования
    1. Специфика инновационных процессов в образовании
    2. Структурный анализ инноваций в школе
    3. Рекомендации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в  нашей стране происходят существенные изменения в образовательной  политике России. Это связано с  переходом на позиции личностно-ориентированной  педагогики. Одной из задач современного образования становится раскрытие  потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без  осуществления вариативности образовательных  процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования  в обществе обусловило большую часть  инновационных процессов. Из социально- пассивного, совершающегося в традиционных социальных институтах, образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личности. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные учреждения стали вводить некоторые новые элементы в свою деятельность, но практика преобразований столкнулась с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и неумением педагогов это делать. Сегодня, современному специалисту в сфере образования необходимо свободно ориентироваться в понятиях педагогической инноватики: «новое», «новшество», «инновация», «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор» и др.

Существует огромное множество  нововведений, применимых к образованию.

Цель исследования: проанализировать инновации в образовании.

Задачи исследования:

    • Провести  исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
    • На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.
    • Рассмотреть процесс инноваций в сфере образования.

      Объект исследования: МОУСОШ № 170,160,56, 27 ленинского района г. Новосибирска

Предмет исследования: инновационные  процессы в современном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты инновационных процессов

 

    1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

 Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [1, C. 381]. Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

 Понятие «инновация»  в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

 Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося [1, C. 492].

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований. Термины «инновации  образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

 

 Педагогическая инновация  - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [3, C.198].

Таким образом, инновационный  процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. Классификация инноваций в образовании в зависимости от функциональных возможностей представлена в таблице 1.

Таблица 1.

нововведения - условия

нововведения-продукты

организационно-управленческие

нововведения

обеспечивают эффективный  образовательный процесс (новое  содержание образования, инновационные  образовательные среды, социокультурные  условия и т.д.

педагогические средства, технологические образовательные  проекты и т.д.

качественно новые решения  в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование.


 

Таблица 2

 инновации нулевого  порядка

это практически регенерирование  первоначальных свойств системы (воспроизводство  традиционной образовательной системы  или ее элемента)

инновации первого порядка

характеризуются количественными  изменениями в системе при неизменном ее качестве

инновации второго порядка

представляют собой перегруппировку  элементов системы и организационные изменения (например, новая комбинация известных педагогических средств, изменение последовательности, правил их использования и др.)

инновации третьего порядка

адаптационные изменения  образовательной системы в новых условиях без выхода за пределы старой модели образования

инновации четвертого порядка

содержат новый вариант  решения (это чаще всего простейшие качественные изменения в отдельных компонентах образовательной системы, обеспечивающие некоторое расширение ее функциональных возможностей)

инновации пятого порядка

инициируют создание образовательных  систем «нового поколения» (изменение  всех или большинства первоначальных свойств системы)

инновации шестого порядка

в результате реализации создаются  образовательные системы «нового  вида» с качественным изменением функциональных свойств системы при сохранении системообразующего функционального принципа

инновации седьмого порядка

представляют высшее, коренное изменение образовательных систем, в ходе которого меняется основной функциональный принцип системы. Так появляется «новый род» образовательных (педагогических) систем


 

Таблица 3

случайные

полезные

системные

инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего  они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение

инновации, соответствующие  миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными  целями и критериями, не составляющими  единого целого с системой учебного заведения

инновации, выведенные из проблемного  поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов  и носят характер преемственности  с традициями. Они тщательно готовятся, экспортируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими)


 

Опираясь на выше изложенное (таблица 1, 2, 3), можно сформулировать основную закономерность проектирования инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом.

 Для полного и точного представления специфики инновационных процессов, протекающих в современном российском образовательном пространстве, в системе образования можно выделить два типа учебно-воспитательных учреждений: традиционные и развивающиеся. Для традиционных систем характерно стабильное функционирование, направленное на поддержание однажды заведенного порядка. Для развивающихся систем характерен поисковый режим.

    1. Основные характеристики инновационного образования

Что же такое сегодня “инновационное образование”? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия  для полноценного развития всех своих  участников; отсюда главный тезис; инновационное  образование - это развивающее и  развивающееся образование. Так понятие образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостность духовно-душевной жизни личности, а главное - целостность и жизнеспособность различных общностей людей и в первую очередь - детско-взрослой общности, которая, по сути, и есть субъект развивающего образования.

В соответствии с этим новым  пониманием должно меняться и видение самой структуры сферы образования; в самом первом приближении оно начинает выступать в своих трех предметных проекциях: образовательная cреда - как социокультурное содержание образования, образовательные институты - как сорганизованная система деятельностей субъектов образования, образовательные процессы - как содержание встреч и конкретные способы совместно-распределенной деятельности субъектов образования. Необходимо также обозначить и два основных механизма обеспечения целостности этой структуры: образовательная политика, реализующая функцию самоопределения образования среди других общественных практик, и управление образованием, скрепляющее его как целостную сферу.

В свою очередь, такое виденье  позволяет нам теперь уже в  инновационном режиме осуществлять целую серию переходов в реформируемом  и развивающемся образовании:

- переход от ведомственно-отраслевой  организации образования к сферной  - к системе культурно-образовательных  процессов, задающих характер  общественной жизни региона;

- переход от учебно-воспитательных  учреждений и заведений, осуществляющих  производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим  адекватных своей истории и  своей культуре людей;

Информация о работе Анализ инноваций в образовании