Анализ инноваций в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать инновации в образовании.
Задачи исследования:
Провести исследование понятий новшество, инновация, инновационный образовательный процесс, педагогическая инновация, управление образовательным учреждением.
На основе изучения психологической, методической, философской литературы проанализировать научные подходы к управлению инновационным учебным заведением, определить стратегию его совершенствования.
Рассмотреть процесс инноваций в сфере образования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Теоретические аспекты инновационных процессов
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
Основные характеристики инновационного образования
Инновация как фактор развития современного образования
Специфика инновационных процессов в образовании
Структурный анализ инноваций в школе
Рекомендации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

РГР инновационный менеджмент.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)
    • расширение сети предметов;
    • создание и систематизация профильного набора программ;
    • создание разноуровневого ученического материала;
    • переработка программ традиционных предметов в зависимости от профиля класса;
    • создание и приобретение пособий по самообразованию;
    • создание программ элективных курсов, дополнительного образования;
    • сращивание основного и дополнительного образования;
    • концептуализация преподавания профильного компонента;
    • диалогичность и интеграция предметных образовательных областей;
    • социализация содержания.

Педагогические инновации  один из самых сложных видов творчества, опирающийся на самотворчество и индивидуальность учителей и учащихся. При этом имеет значение то, кто является инициатором создания базовой площадки по внедрению педагогических инноваций. Проведя опрос, мы выяснили.

  1. В какой мере учителя проявляют личную инициативу по внедрению и осуществлению инновационной деятельности в своем ОУ?

       Со слов  учителей видно, что (в %):

Варианты ответов

Ответы учителей

проявляют в полной мере

13

проявляют, но лишь частично, т.к. творческие инициативы ограничивает руководство ОУ

73

не проявляют, потому что  не поддерживают проводимые инновации

14


 

Из данных можно сделать  выводы: лишь 13% учителей проявляют  инициативу в полной мере, имеются  и такие, кто совсем не желает проводить  какие-то инновации и принимать  в этом участие, таких 14%, это говорит  о неготовности старого поколения  учителей переходить на новый уровень  образования.

  1. Используются ли для поддержания инициативы учителей какие-либо стимулы?

 Со слов учителей  используются:

моральные и материальные 87%, не ответили 13%.

Со слов руководителей  используются:

моральные и материальные, повышение квалификационной категории  при аттестации.

  1. Какая помощь оказывается учителям со стороны администраций образовательных учреждений видно из их ответов (в %):

помощь

ответы

полная

73

Недостаточная

13

Не оказывается

13


 

По арифметическим данным 73% учителей говорят об оказании  им всесторонней помощи руководителями в условиях инновации, 13% указывают либо на недостаточность, либо на отсутствие помощи.

  1. Какую оценку получила управленческая инновационная деятельность в образовательных учреждениях? По мнению учителей (в  %):

Варианты ответов

ответы

Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми  нормативно-правовыми, управленческими  и другими требованиями

40

В управлении допускаются  недочеты и ошибки

33

Положительных результатов  пока нет

27

Затруднились ответить

0


 

По арифметическим данным большая часть учителей (40%) говорят об успешности управления инновационными процессами.

  1. Как оценивают свою управленческую инновационную деятельность руководители образовательных учреждений (в %):

Варианты ответов

ответы

Управление осуществляется успешно, в соответствии со всеми  нормативно-правовыми, управленческими  и др. требованиями

0

В управлении допускаются  недочеты и ошибки

67

Положительных результатов  пока нет

0

Затруднились ответить

33


 

Из данных таблицы видно, что большинство руководителей  признают, что в управлении допускаются  просчеты и ошибки.

  1. Какова степень удовлетворенности учителей управленческой деятельностью видно из таблицы 16 (в %):

Варианты ответов

ответы

Удовлетворены

6

Скорее удовлетворены, чем не удовлетворены

47

Скорее не удовлетворены, чем удовлетворены

47

Не удовлетворены

0


По арифметическим данным 47% учителей в большей или меньшей степени удовлетворены управленческой деятельностью, осуществляемой в их образовательном учреждении.

 Актуальность проведенных  в образовательном учреждении исследований заключается в том, что полученные результаты позволили по косвенным признакам определить состояние инновационной деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационными процессами. Среди этих причин следующие:

    • недостаточный профессионально-культурный уровень руководителей образовательного учреждения;
    • неустойчивость прямых и обратных связей в системе «руководитель-коллектив»;
    • отсутствие стандартизированных требований к инновационной деятельности и управления ею на всех уровнях образовательной системы.

 При всем при этом  нельзя не отметить хотя и  незначительные, но изменения, происходящие  под воздействием инноваций в  педагогической деятельности по  следующим направлениям:

    • в качестве и содержании подготовки учителей;
    • в развитии творческой инициативы педагогов;
    • в выборе и внедрении новых форм и методов обучения и воспитания учащихся;
    • в росте стремления учителей и руководителей ОУ к самопознанию и самосовершенствованию, необходимых для осуществления инновационной педагогической деятельности.

2.3 Рекомендации

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сказать, что те задачи, которые ставит перед нами жизнь в области образования, будут решены с помощью различных педагогических инноваций.

 В работе всесторонне  рассмотрен вопрос об инновациях  в образовании, раскрыто значение  педагогических инноваций, выявлены параметры оценивания инновационных идей, которые являются основными для образования. Основываясь на этом, можно дать следующие рекомендации директору школы №170 по улучшению внедрения инноваций в образовательный процесс:

o  Соответствие каждой  предлагаемой для выбора частной  новой идеи общей идее развития  школы. 

o  Результативность нововведения.

o  Творческая новизна  (инновационный потенциал) идеи.

o  Методическая разработанность  идеи.

o  Возможности потенциальных  участников освоения новшества. 

o  Баланс интересов  учителей.

o  Возможное сопротивление  нововведению.

o  Время, необходимое  для освоения.

o  Финансовые затраты  на освоение новой  идеи  и его материально-техническое  обеспечение. 

o  Организационные условия. 

o  Нормативно-правовая  обеспеченность.

o  Привлекательность  идеи.

o  Новизна идеи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в  нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом  на позиции личностно-ориентированной  педагогики. Одной из задач современной  школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления  вариативности образовательных  процессов, в связи, с чем появляются различные инновационные типы и виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.

Современная российская школа  – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В  этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени  может подтвердить факт своего поступательного  развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Педагогическая инновация  –  нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

Перед современными образовательными системами стоят следующие задачи: обеспечить непрерывность процесса обучения, расширение возможностей для  получения образования, постоянная адаптация учебных курсов к потребностям меняющейся жизни.

 Инновации не должны  полностью менять традиции, а  лишь модернизировать их, устранять  их "неполадки". Запросы общества  на образование со временем  меняются, что непременно ведет  к изменениям в сфере образования,  т.е. к нововведениям и инновациям  в сфере образования. Так что  инновации - это неизбежный процесс.  Но границы инновации неопределенны,  т.к. наличие цепочки предшественников  создает трудность с определением  начала инновационного процесса, трудно также определить и  завершающий момент нововведения (когда бывшая инновация становится  традицией).

 Вопрос о смене типа  образования надо решать на  фоне развития инновационных  способностей, но не одного человека, а целой нации, на фоне смены  ее социального портрета. Нужна  кардинальная реформа "всего  педагогического дела" и нужна общегосударственная программа проведения этой реформы.

 Для смены традиционного  образования на инновационное  в России есть все предпосылки:  общественный спрос; наличия огромного  передового опыта педагогов-новаторов;  разработанность целого ряда  развивающих технологий обучения; наличие зарубежного опыта перестройки  образования.

Исследование мнения руководителей  и учителей образовательных учреждений об управлении инновационными процессами позволило по косвенным признакам  определить состояние инновационной  деятельности и выявить причины, не позволяющие эффективнее осуществлять управление инновационными процессами.

 При этом были выявлены, хотя и незначительные, но  изменения, происходящие под воздействием инноваций в педагогической деятельности.

На основании всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что чем больше в нашей  стране будут использоваться педагогические инновации, тем более развиты  будут ученики и ознакомлены  с процессами внедрения инноваций  руководители и учителя.

 В ходе проведения  исследования и осмысления его  результатов наметились новые  проблемы, среди которых: дальнейшее  теоретико-методологическое исследование  инновационных процессов в образовании,  а также компонентов системы  управления инновационным учебным  заведением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Словарь С.И. Ожегова
  2. Управление качеством образования / под ред. М.М. Поташника. М., 2000.
  3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Изд. центр «Академия», 2009. -192 с.
  4. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  5. Цыркун И.И. Педагогическая инноватика
  6. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. – 2004. – № 3.
  7. Козлов, С. Д. Роль образования в современном обществе/ С. Д. Козлов// Педагогическая мастерская. – 2004. – № 2.
  8. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – СПб.: Громова. – 2002.

Информация о работе Анализ инноваций в образовании