Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 02:47, реферат
Как устроена система образования в школах США, Южной Кореи, Финляндии
США
Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата. Дети начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 лет.
В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (elementaryschool), в нулевой класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах - тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten.
Анализ систем образования различных стран мира.
Как устроена система образования в школах 
США, Южной Кореи, Финляндии 
США 
Продолжительность и возраст для начала 
обязательного образования детей в США 
разнятся в зависимости от штата. Дети 
начинают обучение в возрасте от 5 до 8 
лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 
лет. 
В возрасте около 5 лет американские дети 
идут в начальную школу (elementary school), в нулевой 
класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является 
обязательным в некоторых штатах - тем 
не менее, почти все американские дети 
посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого 
kindergarten буквально означает «детский сад», 
детские сады существуют отдельно в США 
и дословно называются «пред-школой» (preschool). 
Начальная школа продолжается до пятого 
или шестого класса (в зависимости от школьного 
округа), после чего ученик идёт в среднюю 
школу (middle school), которая заканчивается 
восьмым классом. Старшая школа (high school) 
— это классы от девятого до двенадцатого, 
так что обычно американцы, как и россияне, 
заканчивают среднее образование в 18 лет. 
Те, кто получил среднее образование, могут 
поступать в общественные колледжи (community 
college), также называемые начальные колледжи 
(junior college), технические колледжи (technical 
college) или городские колледжи (city college), 
которые после двухгодичного обучения, 
выдают степень (associate’s degree) сравнимую 
с средним специальным образованием. Другая 
возможность продолжить обучение — поступить 
в колледжи или университеты, где получают, 
обычно за четыре года, степень бакалавра. 
Получившие степень бакалавра могут учиться 
дальше, чтобы получить степень магистра 
(2—3 года) или PhD (аналог российского кандидата 
наук, 3 года или более). Отдельно аккредитованные 
факультеты и вузы выдают степени доктора 
медицины и доктора права, для которых 
обязательна специальная подготовка и 
на уровне бакалавра. 
Бесплатные государственные школы управляются 
главным образом демократически избранными 
школьными советами (school boards), каждый из 
которых имеет юрисдикцию над школьным 
округом (school district), чьи границы часто совпадают 
с границами графства или города, и которые 
содержат одну или несколько школ каждого 
уровня. Школьные советы устанавливают 
школьные программы, нанимают учителей 
и определяют финансирование программ. 
Штаты регулируют образование в своих 
границах, устанавливая стандарты и экзаменуя 
школьников. Финансирование школ штатами 
часто определяется тем, насколько повысилась 
успеваемость их учеников на экзаменах. 
Деньги на школы берутся в основном из 
местных (городских) налогов на недвижимость, 
так что качество школ сильно зависит 
от цен на дома и от того, сколько налогов 
родители готовы платить за хорошие школы. 
Часто это приводит к порочному кругу. 
В округа, где школы заработали хорошую 
репутацию, съезжаются родители, стремящиеся 
дать детям хорошее образование. Цены 
на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных 
родителей поднимает школы на ещё более 
высокий уровень. Обратное происходит 
на другом конце спектра, в бедных районах 
так называемых «внутренних городов». 
Некоторые большие школьные округа учреждают 
«школы-магниты» для особо талантливых 
детей, проживающих в их юрисдикции. Иногда 
в одном округе бывает несколько таких 
школ, разделенных по специальности: техническая 
школа, школа для детей, проявивших талант 
в искусстве, и т. д. 
Примерно 85 % детей обучаются в государственных 
школах. Большая часть остальных идут 
в платные частные школы, многие из которых 
— религиозные. Наиболее распространена 
сеть католических школ, которой положили 
начало ирландские иммигранты во второй 
половине XIX века. Другие частные школы, 
часто очень дорогие и иногда с большим 
конкурсом на поступление, существуют, 
чтобы подготовить учеников к поступлению 
в престижные вузы. Существуют даже интернаты, 
собирающие учеников со всей страны, такие 
как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. 
Стоимость обучения в таких школах составляет 
для родителей порядка 50 000 долларов США 
в год. 
Менее 5 % родителей по разным причинам 
решают обучать своих детей дома. Некоторые 
религиозные консерваторы не хотят, чтобы 
их детей учили идеям, с которыми они не 
согласны, чаще всего теории эволюции. 
Другие считают, что школы не могут удовлетворить 
нужды их отстающих или, наоборот, гениальных 
детей. Третьи хотят защитить детей от 
наркотиков и преступности, которые являются 
проблемой для некоторых школ. Во многих 
местах родители, обучающие своих детей 
дома, образуют группы, в которых они помогают 
друг другу, а иногда даже разные родители 
учат детей разным предметам. Многие также 
дополняют свои уроки программами дистанционного 
обучения и классами в местных колледжах. 
Однако критики домашнего обучения утверждают, 
что домашнее образование часто не соответствует 
стандартам и что дети, так воспитываемые, 
не приобретают нормальных социальных 
навыков. 
Начальные школы (elementary schools, grade schools, или 
grammar schools) обычно обучают детей с возраста 
пяти лет до одиннадцати или двенадцати. 
Один учитель преподает все предметы, 
кроме изобразительных искусств, музыки 
и физкультуры, уроки которых проходят 
раз или два в неделю. Из академических 
предметов преподаются, как правило, арифметика 
(изредка — начальная алгебра), чтение 
и письмо, с акцентом на орфографию и повышение 
словарного запаса. Естественные и общественные 
науки преподаются мало и не разнообразно. 
Часто общественные науки принимают форму 
краеведения. 
Часто в начальной школе обучение состоит 
из художественных проектов, экскурсий, 
и других форм учёбы через развлечение. 
Это произошло из течения прогрессивного 
образования начала XX века, которое учило, 
что ученики должны учиться посредством 
труда и обыденных действий и изучения 
их последствий. 
Средние школы (middle schools, junior high schools, или 
intermediate schools), как правило, обучают детей 
в возрасте от 11 или 12 до 14 лет — с шестого 
или седьмого по восьмой класс. В последнее 
время шестой класс все чаще включается 
в среднюю школу. Обычно в средней школе, 
в отличие от начальной, один учитель преподает 
один предмет. Ученики обязаны брать классы 
по математике, английскому языку, естественным 
наукам, социальным наукам (часто включающим 
в себя мировую историю), и физкультуре. 
Один или два класса ученики выбирают 
сами, обычно по иностранным языкам, искусствам 
и технологии. 
В средней школе также начинается разделение 
учеников на обыкновенные и продвинутые 
потоки. Ученики, которые учатся лучше 
других по данному предмету, могут учиться 
в продвинутом («почётном») классе, где 
быстрее проходят материал и задают больше 
домашних заданий. В последнее время такие 
классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, 
в некоторых местах упразднены: критики 
считают, что изолирование хорошо успевающих 
учеников не дает плохо успевающим подтягиваться. 
Высшая (старшая) школа (high school) — последний 
этап среднего образования в США, длящийся 
с девятого по двенадцатый класс. В старшей 
школе ученики могут выбирать свои классы 
более свободно, чем раньше, и только должны 
выполнить минимальные критерии для получения 
диплома, которые устанавливает школьный 
совет. Типичные минимальные требования 
такие: 
• 3 года естественных наук (год химии, 
год биологии и год физики);  
• 3 года математики, вплоть до второго 
года алгебры (математика в средних и высших 
школах, как правило, делится на первый 
год алгебры, геометрию, второй год алгебры, 
введение в анализ и математический анализ, 
и проходится в этом порядке);  
• 4 года литературы;  
• 2—4 года социальных наук, обычно включающих 
в себя историю и государственное устройство 
США;  
• 1—2 года физкультуры.  
Для поступления во многие вузы требуется 
более полная программа, в том числе 2—4 
года иностранного языка. 
Остальные классы ученики должны выбирать 
сами. Набор таких классов бывает самый 
разный по количеству и качеству, в зависимости 
от финансового положения школы и наклонностей 
школьников. Типичный набор необязательных 
классов такой: 
• дополнительные науки (статистика, информатика, 
энвироника);  
• иностранные языки (чаще всего испанский, 
французский и немецкий; реже японский, 
китайский, латынь и греческий);  
• изобразительные искусства (живопись, 
скульптура, фотография, кинематограф);  
• игровое искусство (театр, оркестр, танец);  
• компьютерная техника (пользование 
компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);  
• издательское дело (журналистика, редактирование 
ежегодника);  
• труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).  
В некоторых случаях ученик может вообще 
не учиться ни в одном из учебных классов. 
В старшей школе, особенно в последние 
два года, появляется новый тип продвинутого 
класса. Школьники могут брать классы, 
которые должны подготавливать их к экзаменам 
Advanced Placement или Международного бакалавриата. 
Большинство вузов засчитывает хорошую 
отметку на этих экзаменах как начальный 
курс по соответствующему предмету. 
Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются 
по системе A/B/C/D/F, где A — лучшая отметка, 
F — неудовлетворительно, а D может считаться 
удовлетворительно или неудовлетворительно 
в зависимости от обстоятельств. Ко всем 
отметкам, кроме F, может приставляться 
«+» или «−». В некоторых школах не существует 
оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется 
среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором 
A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки 
за продвинутые классы в школе часто поднимаются 
на очко, то есть A считается за 5, и так 
далее.  
 
Южная Корея 
Начальную школу посещают дети в возрасте 
от 8 до 14 лет, В список изучаемых в начальной 
школе предметов входят (однако не исчерпывают 
его): 
• корейский язык  
• математика  
• точные науки  
• науки об обществе  
• языки  
• изобразительное искусство  
• музыка  
Обычно все эти предметы ведет один классный 
руководитель, хотя некоторые специализированные 
дисциплины могут вести другие педагоги 
(например, физкультуру или иностранные 
языки). 
Продвижение по ступеням образовательной 
системы с начальной до высшей школы не 
определяется результатами сдачи различных 
экзаменов, но исключительно по возрасту 
ученика. 
До конца 80-х годов XX века английский язык 
обычно начинал преподаваться со средней 
школы, однако сейчас его начинают изучать 
в третьем классе начальной школы. Корейский 
язык разительно отличается от английского 
в плане грамматики, поэтому освоение 
английского происходит с большим трудом, 
но с относительно небольшими успехами, 
каковой факт достаточно часто является 
темой раздумий для родителей. Многие 
из них в итоге посылают своих детей дополнительно 
обучаться в частные учебные заведения, 
называемые хагвонами. Все больше школ 
в стране начинают привлекать к обучению 
иностранцев, для которых английский язык 
является родным. 
Помимо общественных начальных школ, в 
Корее существует ряд частных школ. Учебная 
программа таких школ более-менее соответствует 
государственной, однако, она воплощается 
на более высоком уровне: предлагается 
большее число учителей на меньшее количество 
учащихся, вводятся дополнительные предметы 
и устанавливаются более высокие стандарты 
образования в целом. Отсюда понятно естественное 
желание многих родителей устроить своих 
детей именно в такие школы, которое, однако, 
останавливает относительно высокая стоимость 
обучения в них: $130 за месяц занятий. Это 
не идет в сравнение с престижными странами 
Европы и США, но относительно доходов 
корейцев это весьма приличные деньги. 
Начальные школы по-корейски называются 
«чходын хаккё», что и означает «начальная 
школа». Правительство Южной Кореи изменило 
это название в 1996 году, с прежнего «гукмин 
хаккё», что переводится как «гражданская 
школа». Это прежде всего был жест восстановления 
национальной гордости.  
Корейское школьное образование делится 
на среднее и высшее (обучение в средней 
и высшей школах соответственно).  
Вступительные экзамены в среднюю школу 
были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х, 
учащиеся все ещё должны были сдавать 
вступительные экзамены (однако без соперничества 
с другими кандидатами), и результат поступления 
определялся либо случайным образом, либо 
по месту проживания относительно того 
или иного учебного заведения. Школы, чьей 
ранг раньше определялся по уровню обучающихся, 
были уравнены в получении поддержки государства 
и количеству распределенных бедных учеников. 
Тем не менее, эта реформа не уровняла 
школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые 
хорошо сдавали вступительные экзамены, 
были допущены к поступлению в более престижные 
школы на без привязки к району, тогда 
как все остальные поступали именно в 
школу «своего» района. Реформы были равным 
образом применены к общественным и частным 
школам, поступление в которые строго 
контролировалось Министерством Образования. 
В отличие от США, где номер класса обычно 
постепенно инкрементально возрастает 
с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый 
раз начинает считаться с одного при поступлению 
в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы 
провести различия между ними, номер класса 
обычно указывается вместе с уровнем образовательной 
ступени. К примеру, первый класс средней 
школы будет называться как «Первый класс 
средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён». 
Средняя школа 
По-корейски средняя школа называется 
«чунхакё», что дословно обозначает «средняя 
школа». 
В корейской средней школе 3 класса. Большинство 
учеников поступают в неё в возрасте 12 
лет и заканчивают, соответственно, к 15 
годам (по западным меркам). Эти три года 
соответствуют примерно 7-9 классам североамериканской 
и 2 и 4 классам (form) британской образовательных 
систем. 
По сравнению с начальной, южнокорейская 
средняя школа предъявляет гораздо более 
высокие требования к своим учащимся. 
Почти всегда строго регулируются форма 
одежды и прически, как и многие другие 
аспекты жизни студента. Как и в начальной 
школе, школьники проводят большую часть 
дня в одном классе со своими одноклассниками; 
однако каждый предмет преподается своим 
учителем. Учителя переходят из класса 
в класс и только у некоторых из них, исключая 
тех, кто преподает «специальные» предметы, 
имеют свою аудиторию, куда ученики ходят 
сами. Классные руководители играют очень 
важную роль в жизни учеников и имеют существенно 
больший авторитет, чем их американские 
коллеги. 
У учеников в средней школе по шесть уроков 
в день, которым обычно предшествует особенный 
блок времени ранним утром, а также седьмой 
урок, особенный для каждой специализации. 
В отличие от ВУЗа, учебный план не сильно 
варьируется от одной средней школы к 
другой. Ядро учебной программы формируется: 
• математикой  
• корейским и английским языками  
• также рядом точных наук.  
«Дополнительные» предметы включают: 
• различные искусства  
• физическая культура  
• историю  
• ханчча (китайская иероглифика)  
• этика  
• ведение домашней экономики  
• уроки компьютерной грамотности.  
Какие именно предметы и в каком количестве 
изучаются учащимися варьируется от года 
к году. 
Продолжительность учебных занятий равняется 
45 минутам. Непосредственно до начала 
первого урока, у учеников имеется в распоряжении 
порядка 30 минут, которые могут быть использованы 
по желанию для самообучения, просмотра 
программ, вещаемых специальным образовательным 
каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения 
личных или классных дел. В 2008 году, школьники 
посещали занятия полный день с понедельника 
по пятницу, а также по полдня каждую первую, 
третью и пятую субботы месяца. В субботу 
учащиеся занимаются дополнительной деятельностью 
в каких-либо кружках. 
В конце 1960 годов правительство прекратило 
практики вступительных экзаменов в среднюю 
школу, заменив их такой системой, при 
которой в среднюю школу зачислялись ученики 
из одного района на основе принципа случайности. 
Это было сделано для того, чтобы усреднить 
уровень учеников во всех школах, однако, 
в некоторой степени разница между богатыми 
и бедными районами сохранилась. До недавнего 
времени большинство школ были открыты 
только для одного пола, но в последнее 
время новые средние школы принимают детей 
обоих полов, и прежние школы также становятся 
смешанными. 
Как и в начальной школе, учащиеся переходят 
из класса в класс вне зависимости от их 
успеваемости, вследствие чего один и 
тот же предмет в одном и том же классе 
может изучаться совершенно разными по 
уровню подготовки учениками. Оценки начинают 
играть очень важную роль в последнем 
году средней школы, поскольку они влияют 
на шансы поступления ученика в тот или 
иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь 
хотят сделать научную, а не профессиональную 
техническую карьеру. В остальных же случаях 
оценки нужны просто для того, чтобы порадовать 
родителей или учителей (или избежать 
их праведного гнева). Существуют несколько 
стандартных форм экзамена для определённых 
предметов, а преподаватели «научных» 
предметов обязаны следовать рекомендованным 
учебным пособиям, однако, обычно учителя 
средних школ обладают бОльшими полномочиями 
относительно программы курса и метода 
преподавания, нежели преподаватели в 
ВУЗах. 
Многие ученики средней школы после занятий 
также посещают дополнительные курсы 
(«хагвон», либо проходят обучение у частных 
репетиторов. Особое внимание уделяется 
английскому и математике. Некоторые из 
«хагвонов» специализируются только на 
одном предмете, тогда как другие — на 
всех ключевых предметах, что может превращаться 
во второй раунд школьных занятий с нередко 
ещё большей нагрузкой на ученика сразу 
после окончания первого (официального). 
А, помимо этого, особо стойкие посещают 
ещё и кружки боевых искусств или музыкальные 
школы. 
Домой обычно возвращаются поздним вечером.  
Особое отношение в корейских школах — 
к техническому обеспечению. К 2011 году, 
если верить декларациям корейского правительства 
— школы страны полностью перешли с бумажных 
учебников на электронные. 
 
Финляндия 
В Финляндии каждый ребенок имеет право 
на предварительное начальное образование, 
которое вообще начинается за один год 
до начала обязательного образования, 
то есть в тот год, когда у ребенка его 
шестой день рождения. Предварительное 
начальное образование может быть получено 
в школе или детском саду, семейном детском 
саду или в другом подходящем месте. Это 
решает муниципалитет. 
Обязательное образование ребёнок начинает 
в тот год, когда ему исполняется семь 
лет и продолжается до 16—17. Государство 
гарантирует бесплатное основное образование. 
Сюда входят обучение, учебники, тетради, 
основные канцелярские принадлежности, 
питание в школе тоже бесплатное. 
В 3 классе начинается изучение английского 
языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный 
иностранный язык (французский, немецкий 
или русский). В 7 классе начинается изучение 
обязательного шведского. 
Вторая ступень 
Oulun Suomalaisen Yhteiskoulun lukio 
После получения основного образования 
перед учащимися встаёт выбор: 
• получать профессиональное образование, 
после которого начать работать по специальности. 
Обучение происходит в профессионально-технических 
школах (фин. ammatillinen oppilaitos): в частности 
профессиональном училище (фин. ammattiopisto), 
также можно выбрать обучение на производстве 
по договору (фин. oppisopimuskoulutus).  
• продолжить обучение в лицее, где идет 
серьезная подготовка к поступлению в 
высшую школу. Учащиеся, которые идут в 
лицей, должны показать достаточно высокую 
степень подготовленности (средний балл 
полученных оценок в основной школе и 
будет этим определением). В Финляндии 
выпускники лицея и являются абитуриентами 
— подают документы в высшую школу, будучи 
еще лицеистами. 
Интересно, что, как и в России, в Финляндии 
практикуется «скрытая платность» некоторых 
видов среднего образования. Так, если 
в общей школе учебники предоставляются 
бесплатно, то в гимназии их нужно покупать 
— это около 500 евро в год, причем выложить 
всю сумму необходимо сразу. Что же касается 
частных школ, то на обучение там придется 
потратить 30 — 40 тысяч евро в год. 
 
Какая система больше других подходит 
в качестве ориентира для российского 
среднего образования? Об этом для 
«СП» кратко высказалась Ирина Абанкина, 
директор Института развития образования 
Высшей школы экономики (ВШЭ): 
- Это очень непростой вопрос. Вкратце 
— пожалуй, никакая система нам не подходит 
полностью. С одной стороны, исторические 
корни нашей системы образования уходят 
в Германию, это общеизвестно. При этом 
в самой Германии сейчас идет активная 
реформа средней школы. В Великобритании 
их традиционную модель сейчас тоже меняют 
— этим занимается Майкл Барбер. При том, 
что это великолепные и престижные системы, 
там есть пока множество вопросов. 
С другой стороны, по результатам международных 
тестов — того же PISA — вперед за последние 
годы вырвались страны Юго-Восточной Азии. 
Чудеса показал Шанхай, авангард китайского 
образования, впечатлил Тайвань; ранее 
не менее активно рванулись вперед Южная 
Корея и Япония.  
Это значит, что восточной моделью образования 
тоже стоит поинтересоваться. А эта восточная 
модель, скажем прямо, не так приятна для 
наблюдателя, как европейская или американская. 
Это полнонаполненные классы — до 40 человек! 
Это жесткая дисциплина, напоминающая 
золотые годы советской школы. Но это еще 
и отсутствовавший в нашей старой школе 
фактор — поголовное тьюторство, то есть 
репетиторство. Без индивидуальных — 
платных — занятий хорошо подготовить 
школьника там очень трудно. Как свидетельствует 
работающий в Шахнайском университете 
профессор Марк Брейр, объем рынка репетиторства 
в Шанхае достигает 2,5% ВВП. В бюджетах 
большинства семей расходы на дополнительные 
образовательные услуги — весомая статья.  
Что касается России, то, повторюсь, ни 
одна из сложившихся в мире систем нам 
не подходит без адаптации. Строя новую 
школу для страны, нужно будет комбинировать 
решения со всех концов мира.
Информация о работе Анализ систем образования различных стран мира