Инновации в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследовать роль и значение инновации в российском образовании, а также в системе образования Ивановского района.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:
- дать понятие инновациям в образовании;
- рассмотреть классификацию инноваций в образовании;
- выделить основные критерии педагогических инноваций;
- раскрыть роль инноваций в развитии школы;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоретические аспекты инноваций в сфере образования………...5-18
Понятие об инновациях в образовании……………………………….5-10
Классификация инноваций в образовании…………………………..10-14
Критерии педагогических инноваций………………………………..14-18
Глава 2. Анализ инноваций в педагогической деятельности по Ивановскому району…………………………………………………………………………19-25
2.1. Роль инноваций в развитии школы…………………………………….19-21
2.2. Инновационная педагогическая деятельность в Ивановском районе.21-25
Заключение…………………………………………………………………...26-28
Библиография………………………………………………………………...29-30

Файлы: 1 файл

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

 

ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Теоретические аспекты инноваций в сфере образования………...5-18

    1. Понятие об инновациях в образовании……………………………….5-10
    2. Классификация инноваций в образовании…………………………..10-14
    3. Критерии педагогических инноваций………………………………..14-18

Глава 2. Анализ инноваций в педагогической деятельности по Ивановскому району…………………………………………………………………………19-25

2.1. Роль инноваций  в развитии школы…………………………………….19-21

2.2. Инновационная  педагогическая деятельность в  Ивановском районе.21-25

Заключение…………………………………………………………………...26-28

Библиография………………………………………………………………...29-30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в нашей  стране происходят существенные изменения  в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной  педагогики. Одной из задач современной  школы становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих задач невозможно без осуществления  вариативности образовательных  процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и  виды образовательных учреждений, которые  требуют глубокого научного и  практического осмысления.

Актуальность темы исследования в том, что профессиональное образование в России переживает процесс системного реформирования, что вызвано как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние причины связаны с адаптацией к рыночным условиям функционирования  развития, внешние причины - с интеграцией в мировое образовательное пространство.

Цель работы: исследовать роль и значение инновации в российском образовании, а также в системе образования Ивановского района.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить ряд задач:

- дать понятие инновациям в  образовании;

- рассмотреть классификацию инноваций  в образовании;

- выделить основные критерии  педагогических инноваций;

- раскрыть роль инноваций в  развитии школы;

- проанализировать инновационную педагогическую деятельность в Ивановском районе.

Объектом исследования являются инновационные процессы в образовании.

Предмет исследования: инновационные процессы в образовании в Ивановском районе.

В данной работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, статистический, описательный, метод сравнения.

Научная новизна исследования заключается в современных представлениях об инновациях в целом и их значении в сфере образования.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов для дальнейшей разработки проблематики в теоретико-методологическом плане на основе анализа инноваций в сфере услуг.

Информационная база исследования: учебная, научная, методическая литература, периодические источники, статистические ежегодники и т.д.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении данной работы рассматривается  актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы, научная новизна, практическая значимость, структура исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты  инноваций в сфере образования» дано общее понятие инноваций, рассмотрена  их классификация в образовании, а также критерии  педагогических инноваций.

Во второй главе «Анализ инноваций  в педагогической деятельности по Ивановскому  району» раскрыта роль инноваций  в развитии школы и проанализирована инновационная педагогическая деятельность в Ивановском районе.

В заключении проводятся основные итоги  исследования на тему: «Инновации в  сфере образования».

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Понятие об инновациях в образовании

Термин «инновация» вошёл в  обиход ещё в 1930-е годы в качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии и был  непосредственно связан с идеей  диффузии культурных феноменов. Этот подход, дифференцирующий пространственное и  временное распространение (диффузию) нововведений, рассматривающий изменения  в культуре как некий процесс, происходящий во времени, обладающий разными  скоростями, широко распространён и  в настоящее время. Инновации  при таком подходе рассматриваются  как основание изменений в  культуре, как распространение особенностей культуры или субкультуры за её собственные  пределы.

Новые подходы к определению  инновации возникают, прежде всего, в социологии и педагогике.  В  социологии образования инновационные  процессы стали исследоваться в 1960-х годах, причём использовались по преимуществу концептуальные и методологические средства культурной антропологии. В  середине 1980-х годов проводятся широкие  исследования различных форм инноваций  в педагогике и в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые предложены педагогами и  администраторами школ различных ступеней в разных странах, налаживается международное  сотрудничество в разработке этого  круга проблем. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод  или новый проект, который намеренно  вводится в систему традиционного  образования. [8, c.123]

Иными словами, первоначально в  социологии образования инновации  продолжали противопоставляться традициям. «Инновации» и «традиции» — такова бинарная оппозиция, из которой исходят  в анализе процессов изменений  культуры, содержания образования, системы  образования и т. д. Именно из такой  концептуальной схемы, где инновация  противопоставляется традиции, возникают  и иные дихотомические варианты классификации, в частности, деление всех обществ  на традиционные и современные. При  этой классификации архаические  общества основаны на традиции, а современное общество — на доминировании научных и технических инноваций.

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается  самым масштабным и может быть единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей  и целей развития российского  общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов  именно образование позволяет осуществить  адаптацию к новым жизненным  формам, поддержать процесс воспроизводства  социального опыта, закрепить в  общественном сознании и практике новые  политические реалии и новые ориентиры  развития. [6, c.168]

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого  и профессионально обеспеченного  решения проблемы производства и  воспроизводства человечности и  человеческого. Несомненно, что из всех форм общественной практики именно образование, и прежде всего — инновационное, пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве  современных концепций и программ появляется, пока — очень осторожно, принципиально новое измерение  — гуманитарно-антропологическое. Фактически речь идёт о постановке беспрецедентной для образования  задачи: оно должно стать универсальной  формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих  ему быть и отстаивать собственную  человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего  подлинным субъектом  культуры и исторического действия.

В понимании сущности инновационных  процессов в образовании лежат  две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения  и распространения передового педагогического  опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в  практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных  процессов должны лежать в плоскости  объединения двух взаимосвязанных  между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. [10, c.78]

Во-первых, происходящие социально-экономические  преобразования обусловили необходимость  коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации  учебно-воспитательного процесса в  учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование  педагогических новшеств, выступает  средством обновления образовательной  политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации  содержания образования, непрерывное  изменение объема, состава учебных  дисциплин, введение новых учебных  предметов требуют постоянного  поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет  педагогического знания в учительской  среде. 

В-третьих, изменение характера  отношения учителей к самому факту  освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации  содержания учебно-воспитательного  процесса учитель был ограничен  не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в  использовании новых приемов  и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. 

В-четвертых, вхождение общеобразовательных  учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов  учебных заведений, в том числе  и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности. 

Современной школой накоплен богатый  педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и  применении, отсутствуют навыки и  умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто  не задумываются о необходимости  и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих  коллег. [7,c. 123]

Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Передовой педагогический опыт исторически ограничен, так как на каждом новом этапе с расширением материальных, методических, кадровых и других возможностей школы возникают новые требования к педагогической деятельности. Вместе с тем передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики. В создании и передаче передового опыта большую роль играет позиция учителя, поэтому при анализе и распространении ведущих положений конкретного опыта важно учитывать влияние субъективного фактора, прогнозировать варианты его оценки и трансляции в педагогические коллективы. В педагогическом опыте, как нигде более, переплетаются объективно ценное и индивидуальное, но не все глубоко индивидуальное в педагогической деятельности может стать достоянием массовой практики. Остается то, что составляет область уникального и неповторимого в личности, создающей новый опыт. Передовой педагогический опыт, формируясь на основе массового, представляет собой уровень овладения объективными педагогическими закономерностями.

Разновидностями передового педагогического  опыта являются новаторский и исследовательский педагогический опыт как своеобразные ступени восхождения от эмпирического к теоретическому анализу и обобщению.

Инновационная направленность деятельности учителей включает и вторую составляющую — внедрение в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.

Результаты научных исследований по педагогике и психологии для школьных работников часто остаются неизвестными из-за отсутствия своевременной информации. В специальных работах В.Е.Гмурмана, В.В.Краевского, П.И.Карташова, М.Н.Скаткина и других показано, что внедрение  результатов педагогических исследований предполагает специальное ознакомление практических работников с полученными  данными, обоснование целесообразности их внедрения, развитие на этой основе потребности в применении научных  результатов в практике. Это возможно при условии специально организованного  обучения способам и приемам реализации научных рекомендаций при оперативной  методической, консультативной помощи со стороны специалистов. [7, c.113]

Информация о работе Инновации в сфере образования