Инновационные технологии в сфере образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:13, реферат

Описание работы

Для начала следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный характер, но дают возможность найти точку отсчета в разговоре об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и направление дискуссии.

Содержание работы

Введение 2
1.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 4
2.Виды современных инновационных технологий в сфере образования 11
3.Этапы (фазы) нововведенческой работы в обра зовательном учреждении 15
Заключение 18
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

план.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

1.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс 4

2.Виды современных инновационных технологий в сфере образования 11

3.Этапы (фазы) нововведенческой работы в обра зовательном учреждении 15

Заключение 18

Список литературы 20 

 

 

Введение

Для начала следует определить хоть какие-то ориентиры, которые возможно носят спорный  характер, но дают возможность найти  точку отсчета в разговоре  об инновационном поле и потенциале отечественного образования. Вводный  текс будет сопровожден вопросами, которые определят рамки и  направление дискуссии.

В настоящее  время сам термин инновации, перебравшись в социальную сферу, потерял свое первоначальное четкое значение. Введшие  этот термин в практику экономисты понимали под инновацией воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте. Основным измерителем  эффективности инновационных изменений  была получаемая прибыль. В социальной сфере, а уж тем более в сфере  образования этот показатель не работает, по крайней мере, столь однозначно, как в экономике и материальном производстве.

Тогда, рассматривая инновации в социальной сфере и в образовании, видимо, надо рассматривать вопрос о том  насколько они улучшают качество жизни. Только само понятие качество жизни или более близкое к  теме педагогические инновации качество образования многоаспектно и поэтому не имеет однозначного определения. Наличие положительного или отрицательного результата от педагогических инноваций сложно определить и по другой причине. Эффект от внедрения иногда выявляется через достаточно длительное время. Эти обстоятельства делают педагогическую инноватику крайне рискованной областью.

В стандарте  образования последнего поколения  сделан еще один заход, который мог  бы помочь в оценке вводимых инноваций. Он заключается в том, что впервые  в отечественной практике в проекте  стандарта сделана попытка описать  планируемый результат и оценить  необходимые для его достижения условия. 

Но есть и другой подход. Он в том, что  инновации вызваны кризисом образования  и являются реакцией на этот кризис. В этой логике инновации призваны решить накопившиеся проблемы, предложить способы их решения.

Этот  подход не противоречит первому, так  как решение проблем, выход из кризиса может улучшать и качество жизни, и качество образования, как  ее составляющую и ожидаемый результат  образовательного процесса.

Итак, инновации  в педагогике с одной стороны  стали необходимостью, а с другой крайне рискованной  зоной из-за отсутствия простых и ясных критериев оценки. Они требуют, как правило, сложной экспертизы, которую сегодня приравнивают к виду исследовательской деятельности и которая крайне зависима от субъективного опыта эксперта. Инновации предполагают формирование новых педагогических реалий и возникновение новой культурной традиции. Это получается не всегда. Такое положение характерно для всей инновационной деятельности и по данным крупных компаний, имеющих развитый инновационный сектор, до 70 процентов новшеств не осуществляется в задуманном автором объеме. В образовании ситуации еще более сложная. Например, анализ работ поданных на конкурс инновационных разработок показал, что авторы часто даже не могут аргументировано и осмысленно представить основную идею и сущностные характеристики представляемых нововведений, а уж тем более не могут объяснить смысл инновации для них самих.

 

1.Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс

Современная школа должна стать передовой  площадкой в части информационных технологий, местом, где человек  получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный  статус в образовании. Ведь инновационным  считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный  процесс организационные, дидактические, технические и технологические  инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов  усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет. В образовании стоит рассматривать инновацию педагогическую (нововведение) – 
1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; 
2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);  
3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.  
Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. В данное время существует, пусть несколько абстрактное видение процесса инновации в образовании. Во-первых - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие. К инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы (стандартный базовый пакет программного обеспечения - СБППО), интерактивные электронные доски, проекты модернизации и т.д. 
Только за 2008 год за счет средств национального проекта 432 школы Чеченской Республики получили базовые пакеты программного обеспечения; завершена поставка комплектов специализированных коммерческих программных продуктов в школы-победители ПНПО, обеспечен с оплатой трафика доступ образовательных учреждений к сети Интернет. С 1 января 2009 г. осуществляется переход оплаты Интернет-трафика с федерального на региональный уровень. 
Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, превращая обычное в необыкновенное. Они помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе и просто сделать мир вокруг себя ярче. Внедрение ИКТ и информационных технологий в образование Правительством России заявлено, как приоритетное направление российской национальной программы «Образование». Одной из инноваций для образования являются интерактивные электронные доски, кардинально преобразующие педагогические технологии с использованием компьютеров и новейших педагогических программных средств. Интерактивные доски как электронные экраны, подключенные к компьютеру, позволяют проводить не только презентации, доклады и семинары, но и групповое обучение в классе с использованием самых различных демонстраций. Электронные доски могут использоваться, не только в школах, но и в училищах, колледжах, техникумах и вузах. Развитие успехов в подготовке компьютерных кадров во многом зависит от внедрения и освоения в вузах наиболее перспективных операционных систем, инструментальных средств и информационных технологий 
Но вот встает вопрос: если инновационные процессы в образовании так положительно сказываются на гуманизации, индивидуализации подрастающего поколения, то почему «прогрессивная часть человечества» в лице педагогов упорно стоит на старых, традиционных опорах обучения? Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром.  При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Дети в образовательных учреждениях разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но это не важно. Важно то, что учащиеся приходят на занятия с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят, безгранично веря в свои возможности. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Прежде чем внедрять инновации в образовательную систему, необходимо работать с коллективами школ, изменять отношение к организации занятий, к старшеклассникам.

Основной  формой реализации информационного  проекта является Интернет-портал "Инновации  в образовании", зарегистрированного  в качестве специализированного  образовательного электронного издания  СМИ. Министерством образования  и науки РФ Интернет-портал включен  в федеральный каталог образовательных  ресурсов сети Интернет для основного  общего и среднего (полного) общего образования. Информационный, образовательный  ресурс "Инновации в образовании", прежде всего, рассчитан на тех, для  кого реализация программ модернизации образования, создание и использование  новшеств стало частью профессиональной деятельности. Ресурс посвящён вопросам развития инновационной деятельности в образовательных учреждениях различного уровня. Главное назначение ресурса - оказание информационной поддержки всем, кто принимает управленческие решения на уровне администраций образовательных учреждений региона, всем участникам инновационного процесса в образовании. Информационное освещение и продвижение инновационной деятельности образовательных учреждений осуществляется в рамках ФЦПРО. На портале отражается информация о деятельности инновационных образовательных учреждений, новости, нормативные документы и ресурсы, характеризующие инновационные процессы в образовании. 
Самым интересным проектом в 2008 году стал комплексный проект модернизации образования (КПМО) в Чеченской Республике, который позволит существенно повысить эффективность использования бюджетных средств, улучшить соотношение «учитель-ученик» в школе, увеличить финансирование образования в целом и заработную плату в частности. После изучения в субъектах Российской Федерации опыта реализации комплексного проекта модернизации образования и обучающих семинаров на инициативной основе Чеченская Республика включилась во внедрение КПМО. Министерством образования и науки Чеченской Республики заложена нормативно-правовая база по реализации КПМО. В порядке эксперимента 44 пилотные школы Чеченской Республики реализуют комплексный проект модернизации образования. Конечно, объявленная концепция реформы и модернизации образования всю тяжесть её реализации возлагает на регионы и непосредственно на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления - вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений[4].

В настоящее  время правительством РФ разрабатывается новый законопроект. Поэтому целесообразно рассмотреть законную основу внедрения новой образовательной технологии.

Новый законопроект об образовании положит конец обучению в семье! 
 Министерство Образования и Науки РФ подготовило новый федеральный законопроект"Об образовании в Российской Федерации".  
В сентябре этого года законопроект буден внесен в правительство, его принятие планируется не позднее декабря 2011 года, а войдет в силу он с 1 января 2013года.  
Из нового законопроекта полностью удалено право родителей обучать ребенка в семье, форма семейного обучения убрана из форм обучения, под ударом экстернат для начальной школы! 
Ниже сравнительные цитаты, подтверждающие это: 
    

  1. В ныне действующем законе читаем:

"Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) 
4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении".

В новом  законопроекте нигде нет упоминания права родителей дать образование  ребенку в семье! Этот пункт просто убран! 
2. Так же в ныне действующем законе семейное обучение есть как форма получения образования: 
"Статья 10. Формы получения образования 
1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.  
Допускается сочетание различных форм получения образования". 
А новом законопроекте семейное обучение, а так же экстернат, убрано из форм получения образования

"Статья 21. Формы получения образования  и обучения  
1. В Российской Федерации образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций, в том числе путем самообразования. 
2. Обучение по основным образовательным программам с учетом потребностей и возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися (воспитанниками) осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах." 
Зачем ограничивать права людей, если эти права вполне успешно реализовались? Семейное образование доказало свою эффективность на практике и находит с каждым годом все больше приверженцев, поэтому право на него обязательно должно быть сохранено!

  1. Так же настораживает следующая статья нового законопроекта:

"Статья 104. Цели и задачи общего образования . Основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования реализуются в очной, очно-заочной и заочной формах получения образования. 
Получение начального общего образования в очно-заочной и заочной формах получения образования не допускается." 
Из нее следует, что начальное образование может быть получено ТОЛЬКО ОЧНО.

Т.о. ставиться  под удар еще и экстернат для  начальной школы[5]. 
      
    

 

2.Виды современных инновационных технологий в сфере образования

Чтобы определить вектор развития инновационных  технологий в сфере образования  обратимся к приемлемао классификация инноваций. Они достаточно разнообразны и их довольно много, тем не менее, рассмотрим две шкалы измерения инноваций. Первая с точки зрения новизны. Вторая с точки зрения области распространения. Эти шкалы были предложены К. Сумнительный и М.Богуславским для конкурса инновационных разработок, которые проводятся в рамках образовательного форума в Сокольниках. Итак, по степени новизны они предложили выделить следующие виды инноваций:

    1. Ретроинновация, когда в современную практику переносится в несколько модифицированном виде уже имевшийся в прошлом, но в силу исторических обстоятельств переставший применяться феномен, например гимназия, лицей, профильное обучение и т. п.

    2. Аналоговая инновация, когда берется известный подход и вносится частная модификация, например, в рамках рейтинговой оценки применяется 1000 балльная шкала или модульная система дополняется блочно модульной.

    3. Комбинаторная инновация, когда из нескольких известных блоков в результате их объединения получается качественно новый продукт.

    4. Сущностная инновация, когда возникает действительно новый ход, например «школа диалога культур».

В полной мере инновацией можно называть только два последних вида, которые предполагают возникновение новых сущностных характеристик и для субъектов  инновационного процесса и для его  результатов.

По области  распространения инновации могут  быть разделены на инновации:

Информация о работе Инновационные технологии в сфере образования