Инновационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Системы образования порождают технологические и социальные инновации. Они формируют новые индивидуальные характеристики и новые качества жизни больших групп людей. Они делают людей мобильными. Это в идеале. Фактически же все перечисленное может стать реальностью, а может так и остаться потенциальными возможностями.

Файлы: 1 файл

Инновационные технологии в образовании Кондаков С. А.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)


Инновационные технологии в образовании

Кондаков С.А.

Системы образования порождают технологические и социальные инновации. Они формируют новые индивидуальные характеристики и новые качества жизни больших групп людей. Они делают людей мобильными. Это в идеале. Фактически же все перечисленное может стать реальностью, а может так и остаться потенциальными возможностями.

К таким технологиям можно отнести:

                  Технологии современной лекции. Сущность современной лекции. Приемы обеспечения контакта и влияния на аудиторию. Техника речи. Тренинг: речевой голос, дыхание, дикция, ритмика, интонирование. Эффективная лекция в технологии развития критического мышления. Специфика лекции в технологии контекстного обучения.

                  Технологии групповой дискуссии. Понятие о групповых дискуссиях, их место в работе преподавателя начальной и средней профессиональной школы. Интерактивные, тематические, биографические дискуссии. Свободные и структурированные дискуссии, их достоинства и недостатки. Способы структурирования дискуссии. Стадии прохождения структурированной групповой дискуссии. Мозговой штурм: решаемые с его помощью задачи, алгоритм проведения.

                  Технология обучения в группах. Активные социально-психологические методы обучения. Понятие групповой работы и группового взаимодействия. Управление групповой динамикой. Понятие, сущность и этапы модерирования. Базовые процессы модерации (визуализация, вербализация, презентация, обратная связь). Формы и методы групповой работы. Фокус-группа.

                  Технологии анализа конкретных ситуаций. Специфика организации обучения на основе метода конкретных ситуаций. Методы решения конкретных ситуаций. Разработка конкретных ситуаций. Требования к оценке содержания конкретной ситуации.

                  Интерактивные игровые технологии. Понятие об игре как виде деятельности и методе обучения. Преимущества и ограничения игровых методов обучения. Разновидности интерактивных учебных игр (разогревающие, ролевые, деловые игры). Задачи, решаемые с помощью интерактивных игр.

Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности – Т.К.) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».

Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста»

В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».

                  Технология развития критического мышления. Сущность критического мышления. Этапы технологии развития критического мышления. Приемы развития критического мышления.

                  Технология проектной деятельности. Метод проектов. Образовательный проект. Учебный проект. Типология проектов. Планирование проектной деятельности. Организация проектно-исследовательской работы студентов.

Метод проектов - это один из примеров обучения в группах по технологии сотрудничества.

Метод проектов — это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий им большую свободу в действиях по сравнению с кооперативным или проблемным обучением.При этом учащиеся проявляют самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. Главным же отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не просто получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Результаты выполненных групповых проектов должны быть «осязаемыми», т. е. если решалась теоретическая проблема, то должно последовать ее конкретное решение, если ставилась практическая задача — то конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления их «общественности», т. е. другим учащимся группы, внешним экспертам по данному вопросу и т. п.

                  Технологии развития креативности. Понятия «креативность», «творчество». Параметры креативности: гибкость, беглость, оригинальность, способность к детализации, сопротивление замыканию на очевидных решениях. Методы диагностики креативности. Приемы развития творческого мышления: поиск, альтернатива, отмена допущений, аналогии, парадоксальные предписания.

                  Технологии оценивания достижений учащихся. Педагогическая диагностика студентов суза. Комплексность оценок степени обученности. Оценки предметного содержания подготовки. Оценки уровня профессиональной компетентности. Оценки функциональной подготовленности выпускника суза. Критерии оценки ответов. Функции педагогической диагностики. Формы и виды педагогической диагностики. Формы и виды промежуточного контроля. Формы итогового контроля. Формы учета достижений учащихся. Формы самоконтроля. Функции, методы, цели, формы диагностики учебных достижений студентов. Тестирование студентов. Типология оценочных шкал. Тесты достижений как инструменты педагогической технологии. Их возможности, достоинства и недостатки. Порядковые шкалы. Требования к композиции тестовых заданий и тестов. Практикум по компьютерному тестированию.

                  Модульно-рейтинговая система обучения и рейтинговая система контроля знаний студентов. Сущность рейтинга. Рейтинг как форма интегрального контроля, метод количественной характеристики, диагностико-деятельностный контроль качества обучения. Цели рейтинговой системы. Виды рейтинга. Алгоритм построения рейтинговой системы по учебной дисциплине. Условия внедрения рейтинга. Различные виды оценивания. Шкалы. Составление формулы рейтинга учащегося. Достоинства и недостатки рейтинговой системы.

В последние годы в педагогической практике наблюдается повышенный интерес к новым формам организации учебного процесса в вузах, в том числе и к модульно-рейтинговой системе. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение семестра. Например, выбранный курс разбивают на несколько модулей и разработавают разнообразные контрольные мероприятия для диагностики процесса усвоения знаний (самостоятельные и индивидуальные работы) и контроля их качества на разных этапах изучения дисциплины (тестирование). По результатам всех контрольных мероприятий студенты набирали определенное количество баллов в свой рейтинг. По рейтинговым баллам в конце курса выставлялся зачет.

                  Технологии активного обучения.

                  Информационные технологии в образовании. Концепция Информатизации образования в сузе. Что такое электронный учебник. Инструментальные средства создания электронных учебников. Возможности мультимемедиа в образовательном процессе. Новые педагогические технологии при использовании компьютера. Обучение через Интернет: единая информационная образовательная среда. Виртуальные лабораторные работы, тренажеры. Защита авторских прав.

Интернет и Образование

Появление Интернет технологий было революцией в западном дистанционном обучении. С начала 90-х годов наблюдается большой прогресс в использовании Интернет технологий в дистанционном образовании. Дистанционное образование через Интернет даёт и студентам и университетам большое количество преимуществ. Студенты могут учиться независимо от места и времени, дома или на работе, не тратить время на дорогу. Интернет позволяет проводить оценку успеваемости без приезда в университет, а также возможность пользоваться максимально возможным количеством учебных и дидактических материалов. Университеты же могут работать со студентами, которые находятся в различных точках страны (мира). Интернет технологии в образовании также дают возможность набирать большее количество студентов и предоставлять им те же возможности, что и студентам очного отделения. 

При использовании Интернет технологий существует значительно меньше ограничений по количеству студентов, которых может обучать один преподаватель. Новые технологии позволяют имитировать реальную классную комнату, реальное присутствие преподавателя и одноклассников. 

Возможности Интернет технологий позволяют интегрировать в курс большое количество вспомогательных элементов, которые помогают усваивать новый материал быстрее и формировать более качественные знания. Такими элементами могут быть видео и аудио ролики, анимации, иллюстрированные графики и схемы, интерактивные обучающие игры, ссылки на ресурсы Интернет, симуляции и всевозможные инструменты для общения, групповой работы и обмена информацией.

Зачем нужно переходить на информационные технологии в образовании?

Существуют три возможные причины для перехода:

                  дешевле

                  быстрее

                  лучше

Дешевле. На самом ли деле информационные технологии делают образование, а точнее его доставку, дешевле не ясно. Очень многие университеты доказали, что это дешевле, но многие также доказали, что нет. Точно известно, что внедрение информационных технологий в университете – дело дорогостоящее. Но многие университеты окупают эти затраты, причём достаточно быстро. Важно правильно оценить возможности университета, как внутренние, так и внешние.

Внутренние – с точки зрения возможностей на поддержку системы, разработку курсов и квалифицированную работу со студентами в режиме онлайн. С внутренней – с точки зрения возможностей потенциальных студентов и их готовности учиться по новой схеме. Если всё учтено, то информационные технологии могут сделать доставку образования дешевле.

Быстрее. Коммуникации через Интернет могут передавать информацию почти мгновенно. Все учебные материалы студент может скачать в течение от 2-3 секунд до часа (в зависимости от Интернет соединения), что сильно отличается от времени почтовой пересылки учебных материалов и контрольных работ по почте. Этот фактор очень важен при работе со студентами из дальних городов и зарубежных стран.

Лучше. Вне сомнений, первопричиной перехода на информационные технологии является желание уменьшить расходы и время на доставку. Тем не менее, борьба за качество предлагаемого образования не уходит на задний план. Внедряя информационные технологии, университеты стараются повысить качество курсов и программ. Качество может быть повышено с точки зрения представления учебных материалов, академической и административной поддержки студентов или с точки зрения возможных вариантов общения между преподавателем и студентом. Также качество может быть улучшено за счёт количества вариации в представлении учебного материала.

Одна из основных составляющих Интернет-образования - Системы Дистанционного Образования.

Для решения данной проблемы западными университетами была предложена «смешанная» форма образования. Суть этой смешанной форме заключается в том, что Интернет образовательные технологии используются в качестве поддержки традиционного очного образования. Студенты получают доступ к СДО университета, в которой находится весь учебный материал, встроена система тестирования, есть доступ к различным онлайн библиотекам и источникам. В смешанной форме обучения часть занятий может проводиться онлайн, некоторые контрольные мероприятия могут проводиться онлайн, а также могут использоваться возможности СДО для групповых коммуникаций для выполнения различных проектов. На сегодняшний день такая форма образования используется во многих европейских университетах (Университет Твенте) и является наиболее подходящей в сложившейся ситуации в России.

Смешанная модель обучения предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин – можно не только в любое время просмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирования, проверить свои знания по предмету, ознакомится с дополнительными источниками, которые точно соответствуют пройденным темам. СДО в смешанной модели позволяет также использовать различные дополнительные элементы при изучении дисциплин – аудио и видео записи, анимации и симуляции. СДО имеет форум и встроенный e-mail, что позволяет общаться с одноклассниками из дома, а также общаться с преподавателем и задавать все необходимые вопросы, не дожидаясь лекций.

            Кроме технологий и способов доставки обучения в образовании, меняется и общее направление обучения, его цели, учебный процесс и учебные материалы. На самом деле, все перемены вы сможете сами почувствовать на практике – ваш процесс обучения по смешанной модели будет отличаться от процесса обучения по традиционной модели. Всё же, хотелось бы подчеркнуть некоторые отличия вышеупомянутых аспектов обучения при переходе на смешанную модель.

Информация о работе Инновационные технологии в образовании