Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Инновация - это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс производства, с фиксированным получением дополнительной ценности. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что инновации – это ценность в современном мире, в частности в нашей стране. А ценное, как правило, поддерживается и реализовывается с помощью вышестоящего руководства, которым в Российской Федерации выступают государственные органы. Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности 7
1.2 Государственная поддержка инноваций 10
1.3 Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» 19
2.1 Развитие инновационной деятельности ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 19
2.2 Государственная поддержка инновационных проектов в организации 22
2.3 Анализ государственной инновационной политики в организации 25
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 29
3.1 Проблемы реализации инновационной политики в Технопарке 29
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности 32
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности.docx

— 138.86 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

(ФГБОУ ВПО «СГГА»)

Институт геодезии и менеджмента

Кафедра управления и предпринимательства

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

на тему:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка»)

 

 

 

 

Студент: Говор К.М.              

фамилия, имя, отчество

Группа:  МО-41  

Руководитель: Крутеева О.В.  

фамилия, имя, отчество

к.э.н., доцент          

должность, ученая степень

Зав. кафедрой: Мороз О.Н     

к.э.н., доцент   

должность, ученая степень

Дата допуска к защите:  

 

 

Новосибирск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Инновация - это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей  и последующий процесс производства, с фиксированным получением дополнительной ценности. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что инновации – это ценность в современном мире, в частности в нашей стране. А ценное, как правило, поддерживается и реализовывается с помощью вышестоящего руководства, которым в Российской Федерации выступают государственные органы. Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере.

Различным аспектам проблемы изучения государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности посвящено много работ зарубежных и отечественных экономистов, таких как Абрамешин А.Е., Сурин А.В., Медынский В.Г., Мухамедьяров А.М. и другие.

Цель курсовой работы является ее основной и заключается в исследовании совершенствования государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить сущность инновационной деятельности;

- дать оценку и значение сущности государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности;

- проанализировать политику государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности на предприятии ОАО «Технопарк Но-

восибирского Академгородка»;

- предложить рекомендации для совершенствования системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности.

Объектом исследования послужила инновационная политика государства.

Предмет исследования – инновационная деятельность и инновации.

Методологическая основа работы – подходы к решению задач исследования инновационной деятельности предприятия, используемый набор инструментов, приемов и методов, предлагаемый отечественными и зарубежными авторами.

Информационную базу исследования составили аналитические материалы, публикуемые в периодической печати, статистические материалы в области финансирования, нормативной базы, годовой отчетности.

Практическая значимость работы заключается в возможности применения на практике разработанного комплекса мер, направленного на совершенствование системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности, что позволит обеспечить основу для эффективного управления в современных условиях рынка.

Курсовая работа состоит из введения, трех разделов и заключения.

В разделе теоретические основы рассматривалась общая характеристика инновационной деятельности, государственной поддержки, видов и способов государственного регулирования.

Во втором разделе выполнен анализ инновационной деятельности на примере ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка». Дается характеристика регулирования инновационной деятельности, финансирование проектов и новаторских идей.

В следующем разделе разработаны меры и представлены рекомендации, которые смогли бы положительно повлиять на эффективность системы регулирования и поддержки инновационной деятельности.

Заключение содержит общие выводы на основе анализа, практики, которые были проведены в данной курсовой работе.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК  ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

    1.  Понятие и сущность инновационной деятельности

 

Сегодня инновации являются главным средством обеспечения конкурентоспособности продукции и обеспечения устойчивости успеха предприятия на рынке в целом. В силу этого, управление инновационной деятельностью является составной частью и одним из основных направлений стратегического управления предприятием.

Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его использования принято называть жизненным циклом инновации [20, c. 176].

Инновация характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом. Инновации можно разделить на несколько видов, которые представлены на рисунке 1 [17, c. 87-88].









Рисунок 1 – Виды инноваций

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [8, c. 274-280].

Близким к термину инновация существует термин инновационная деятельность или инновационный процесс, который связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Создатели инновации  руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки и неудачи.

Стратегия инновационной деятельности предприятия ориентирована на научно-технический прогресс, на использование его результатов для повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом. Это достигается детальной разработкой целей инновационной деятельности на основе стратегических программ предприятия. Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии и технической политики нововведений и конкретных мер по их реализации. Нововведением называют:

- неизвестные потребителю блага (новая продукция, услуги);

- неизвестный метод производства продукции или услуг;

- разработка новых материалов и элементов;

- получение нового источника сырья и энергии;

- организационные нововведения (освоение нового рынка, получение новых форм финансирования и др.).

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации и включает [14, c. 268-270]:

- поисковые научные исследования, направленные на изыскание новых процессов, систем и устройств, новых видов обработки и методов изготовления объектов техники, новых форм и методов организации производства;

- технологии новых форм и методов организации производства, в том числе опытно-конструкторские и технологические разработки;

- создание и проведение необходимых испытаний опытных промышленных образцов новой техники, приборов, машин.

Сущность инновационного менеджмента составляет управление инновационной деятельностью предприятия с использованием принципов функций и методов менеджмента, направленное на достижение его общих целей.

Целями инновационного менеджмента являются [17, c. 56]:

- разработка и внедрение новой продукции или услуг;

- модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;

- совершенствование и развитие производства традиционных для предприятия видов продукции и услуг;

- создание условий для обеспечения более эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности предприятия.

Любая инновационная деятельность, направленная на усовершенствование и развитие, как мелких организаций, так и страны в целом имеет большие шансы на собственную реализацию. Главное, чтобы идеи и проекты имели функцию ноу-хау, что-то новое, усовершенствованное, которое в будущем принесет пользу и прибыль. Государство выделяет огромные средства и активно поддерживает новаторов. Это связано со стремительным изменением науки, экономики, политики и других структур не только в России, но  и по всему миру. Рассмотрим подробнее, как государство осуществляет поддержку инноваций и с помощью, каких методов происходит регулирование инновационной деятельности.

1.2 Государственная поддержка инноваций

 

Любой предприниматель воспринимает рынок как среду, охваченную постоянным движением. Высокая сложность и динамичность окружающего мира вызывают у того, кто занимается нововведениями, острое чувство неуверенности в завтрашнем дне. Именно она обуславливает необходимость новой инновационной политики государства и предприятий, а также необходимость поддержки современных новаторов.

Первая причина этой неуверенности состоит в нарастающей интернационализации, глобализации рынков. Деятельность предприятий распространяется на весь мир. Они не только осваивают рынки, но и заново размещают свои производственные и исследовательские подразделения. Государства идут им на встречу, создавая большие пространства хозяйственной свободы на любом уровне рынка.

Второй причиной является процесс насыщения новыми технологиями, который также требует новой инновационной политики предприятия и государства. Предприниматель оказывается вовлеченным в новую для него технологическую конкуренцию. Для удержания своих позиций на рынке он обязан поспевать за быстрой заменой старой техники на новую, и замена эта все ускоряется. Воздействие новшеств ощущает и государство, ответственное за образование и фундаментальные исследования. Оно должно каким-то образом на них реагировать.

Третья причина заключается в смене ценностей, сказавшейся, прежде всего, на поведении потребителей. Спрос переориентируется на новые товары, безопасные для окружающей среды и здоровья, удовлетворяющие индивидуальные потребности. Предприятия пытаются опередить конкурентов, быстро меняя предложение, жизненный цикл продукции сокращается. Государство как защитник благосостояния и безопасности граждан и здесь не может оставаться в стороне, оно должно действовать, создавая для развития этого процесса соответствующие условия [8, c. 297, 299].

Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.

Цель государственной поддержки заключается в модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения [11, c. 133-135].

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов [20, c. 277-280]:

- программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;

- доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- опережающее развитие инновационной инфраструктуры;

- публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

- защита частных интересов и поощрение частной инициативы;

- приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;

- обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в различных формах, которые представлены на рисунке 2 [11, c.115].

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности