Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Инновация - это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс производства, с фиксированным получением дополнительной ценности. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что инновации – это ценность в современном мире, в частности в нашей стране. А ценное, как правило, поддерживается и реализовывается с помощью вышестоящего руководства, которым в Российской Федерации выступают государственные органы. Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности 7
1.2 Государственная поддержка инноваций 10
1.3 Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» 19
2.1 Развитие инновационной деятельности ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 19
2.2 Государственная поддержка инновационных проектов в организации 22
2.3 Анализ государственной инновационной политики в организации 25
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 29
3.1 Проблемы реализации инновационной политики в Технопарке 29
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности 32
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности.docx

— 138.86 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Формы государственной поддержки инновационной деятельности

 

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Важной политической задачей государства является поддержание экономического роста. Государство обязано создавать благоприятные условия для такого роста, чтобы инвестиции частных предприятий нашли приложение именно в нашей стране, а не где-то за ее пределами. Поддержка экономического роста должна ориентироваться по инновационному процессу, играющему центральную роль в его объяснении [14].

Структурные изменения как генератор роста находятся под постоянным воздействием новых технологических процессов и изделий. Движущими силами здесь служат следующие элементы: инноватор, организация и окружающая среда - при условии их взаимодействия, то есть увязки в единую систему.

Центральной фигурой в этой системе является инноватор, но для ее нормального функционирования требуется и обратная  связь  между элементами.

 

1.3 Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности

 

Возрастающее значение инновационных процессов для экономики и общества в целом вызвало необходимость их государственного регулирования.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие

нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.

Государство осуществляет следующие виды регулирования инновационной деятельности - организационное, экономическое, финансовое, нормативное и правовое, краткая характеристика которых представлена далее в таблице 1 [8, c. 377, 379].

 

Таблица 1 – Виды и способы государственного регулирования инновационной деятельности

Виды регулирования

Способы регулирования

  1. Организационное регулирование инновационной деятельности

- развитие инновационной  инфраструктуры;

- обеспечение приоритета  инновационной деятельности;

- моральное поощрение  авторов инноваций;

- содействие модернизации;

- развитие интеграционных  процессов;

- развитие международных  связей.

  1. Экономическое и финансовое регулирование инновационной деятельности

-развитие предложения  инноваций;

-расширение спроса на  инновации;

-содействие конкуренции  в инновационной сфере;

-развитие предпринимательства;

-обеспечение занятости  в инновационной сфере;

-развитие лизинга наукоемкой  продукции инвестиции в инновации, повышение их эффективности;

-создание благоприятного  инвестиционного климата.

  1. Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности

-охрана прав и интересов  субъектов инновационной деятельности;

-охрана прав владения, пользования и распоряжения инновациями;

-защита промышленной, интеллектуальной  собственности; -развитие договорных отношений.


 

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику [11, c. 156].

Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах.

В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

Косвенные же методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности. Косвенные методы подразделяются на 2 вида, которые представлены на рисунке 3 [12, c. 178-191].

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности

 

Налоговые льготы и скидки находят проявление в [11, c. 188-190]:

- освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;

- исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;

- снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

- уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.

Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные

 меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, то есть предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе [12]:

- инновационных прогнозов;

- инновационных стратегий;

- инновационных программ;

- инновационных проектов;

- программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Несомненно, важным аспектом, с помощью которого государство реализует программы, направленные на поддержку и регулирование инновационной деятельности организаций является создание хорошо обоснованной системы финансирования. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают [11, c. 211-213]:

- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

- средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;

- собственные средства предприятий;

- финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

- кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

- конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;

- иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм;

- средства национальных и зарубежных научных фондов;

- частные накопления физических лиц.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики [12, c. 288].

На основе вышеизложенного материала можно сделать выводы о том, что инновации в современном мире – это неотъемлемая и важная часть развития общества, как с экономической, так и с социальной точки зрения. Уже на базе школ и институтов идет подготовка и обучения создания новаторских проектов. Но данные проекты не могут быть реализованы, если нет  денежных средств, спонсоров, инвесторов, которые готовы помочь в их осуществлении. И, как правило, в РФ такой поддержкой является государство, которое создает мощную базу для развития и продвижения новаторских идей. Правительство организует поддержку в материальном, моральном, ресурсном плане, предоставляет площадки для проведения различных мероприятий. Но поддержки недостаточно. Поэтому государство осуществляет политику регулирования инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка»

 

2.1 Развитие инновационной деятельности ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка»

 

Сегодня Академпарк - это комплексный технологический парк, обладающий уникальной научно-технологической и деловой инфраструктурой, позволяющей создать наилучшие условия для генерации и развития инновационных компаний и успешного развития действующих высокотехнологичных предприятий, место, где научные разработки воплощаются в промышленные технологии [21].

Учредителями технопарка, созданного в 2006 году, являются Администрация Новосибирской области, мэрия города Новосибирска, СО РАН. Организация имеет ряд характеристик, которые представлены в таблице 2. На их основе можно рассмотреть специфику и сущность развития инновационной деятельности Новосибирска [20].

 

Таблица 2 – характеристика ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка»

Элементы

Описание

1. Область промышленности, приоритетные технологии

биомедицинские технологии, информационные и телекоммуникационные технологии, приборостроение и наукоемкое оборудование, силовая электроника

2. Особенности финансирования

финансирование осуществляется через некоммерческую организацию - «Фонд НТП Новосибирского Академгородка». Доход формируется за счет передачи в аренду принятых в управление площадей по рыночным ставкам. Направляется на формирование бизнес-инкубаторов, развитие инфраструктуры, создание ЦКП, венчурное финансирование. Второй источник - целевые средства бюджетов


Продолжение таблицы 2

3. Резиденты технопарка

представительства японских корпораций и учреждений, осуществляющих трансфер технологий и сервисную поддержку компаний

4. Специализация  технопарка

осуществление деятельности по трансферу технологий в заявленных областях

5. Структура технопарка

общественно-деловой центр; торгово-досуговый центр; жилая зона для сотрудников и резидентов технопарка; инжиниринговые компании; инвестиционный консалтинг; патентная, таможенная, юридическая службы; центр коммерциализации технологий; венчуные фонды; центр коллективного пользования (ЦКП)


 

На территории Академпарка сосредоточено 216 компаний, 37 из которых при этом являются резидентами местного бизнес - инкубатора. Если рассматривать распределение всего этого количества резидентов по отдельным направлениям, то получается следующая картина: большая часть компаний (40 %) сосредоточена в информационных технологиях. Практически такое же количество резидентов занято в приборостроении (35 %). И наименьшее развитие получили направления, связанные с медициной и наноматериалами.

В 2007 году площадь технопарка и его емкость составляла 863500 кв.м. На основании разработанной и утвержденной Архитектурной концепции Технопарка, в соответствии с зонированием территории ННЦ, было сформировано 27 земельных участков общей площадью 80,22 га для строительства объектов недвижимости Технопарка и организации лесопарковых зон. Был подписан Инвестиционный контракт с компанией «РосЕвроДевелопмент» в оказании услуги по подключению возводимых зданий к инженерным сетям взамен на строение 330 000 кв.м. объектов Технопарка и объектов инфраструктуры Технопарка, из которых 70 000 кв.м. передать ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» [17].

В 2012 году деятельность организация была направлена на достижение показателей установленных бизнес-планом. По состоянию на начало 2013 года Технопарк успешно выполнил задачи по созданию базовой инженерной инфраструктуры, строительству основной части офисных и производственных зданий, привлечению основной части офисных и производственных зданий, привлечению резидентов и организации самых необходимых технологических сервисов.

Наблюдательный совет оценивает итоги развития общества по приоритетным направлениям его деятельности в 2012 году как в целом успешные. В течение этого периода своей деятельности ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» сумело обеспечить функционирование компании, но закончило отчетный год с убытками в размере 60 551 тыс. рублей.

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности