Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Инновация - это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс производства, с фиксированным получением дополнительной ценности. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что инновации – это ценность в современном мире, в частности в нашей стране. А ценное, как правило, поддерживается и реализовывается с помощью вышестоящего руководства, которым в Российской Федерации выступают государственные органы. Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности 7
1.2 Государственная поддержка инноваций 10
1.3 Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» 19
2.1 Развитие инновационной деятельности ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 19
2.2 Государственная поддержка инновационных проектов в организации 22
2.3 Анализ государственной инновационной политики в организации 25
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 29
3.1 Проблемы реализации инновационной политики в Технопарке 29
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности 32
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности.docx

— 138.86 Кб (Скачать файл)

Важным условием успешности работы объектов инновационной инфраструктуры в целом и технопарков в частности выступает благоприятная экономическая среда в регионе, в особенности инвестиционный климат. Одним из важных показателей в этой области является объем инвестиций в основной капитал. Как следует из рисунка 5, наиболее благоприятные условия для осуществления инновационной деятельности созданы в Тюменской области. В остальных четырех регионах темпы роста показателя были достаточно небольшими, и на 2012 год в каждом из регионов инвестиции в основной капитал составили не более 400 000 млрд. руб. [11, c. 153].

Рисунок 5– Инвестиции в основной капитал в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

 

Результативность инновационной деятельности характеризуется объемом инновационной деятельности, представленном на рисунке 6. Из всех субъектов РФ, в которых функционируют технопарки, созданные с привлечением средств федерального бюджета, однозначным лидером по этому показателю является Республика Татарстан. В Новосибирской области, представленной технопарком новосибирского Академгородка, отмечаются достаточно низкие и стабильные значения этого показателя [11, c.155].

 

Рисунок 6 – Объем отгруженной инновационной продукции организаций

Хоть государство и осуществляет материальную поддержку инновации в Новосибирском Технопарке, но главная проблема развития высокотехнологичного бизнеса кроется в недостатке инвестиций. Важный инструмент поддержания бизнеса – специальные институты венчурных компаний. Объемы инвестирования по проектам колеблются от сотен тысяч до нескольких миллион долларов США. Таким образом, венчурный фонд с капиталом в 20 млн. долларом имеет возможность в течении 2-3 лет проинвестировать не менее 5-10 предприятий. Однако необходимо отметить факт, что, чем больше предприятий участвует в данном процессе, тем больше возрастают риски фонда потерять часть инвестируемых средств [16].

Существует проблема выхода инновационных компаний за пределы своего

региона. Многие резиденты Новосибирского Технопарка ориентируются на внешние рынки, и сейчас у них взаимодействие с зарубежными партнерами в силу законодательства порой сильно затрудняется. Таможенные и налоговые привилегии есть в России только у Сколково. На законодательном уровне это сейчас решается, но как-то медленно [9, c. 25].

Другая проблема - это поиск заказчика. Все знают, что в Академгородке могут придумать что-то интересное, но продать потребителю мы не можем, потому что не можем объяснить, почему именно наш продукт надо покупать. Для продвижения товара на рынок нужны нешуточные деньги. Вся проблема не в анализе рынка и предпочтений потребителей, а именно в продвижении продукции.

Еще одна проблема развития и поддержки инновационной деятельности в компании – это отношение молодежи к занятию наукой. Выпускников в ведущих вузах, которые действительно видят свое будущее в разработке новых идей, продвижения науки, считанные единицы, и за них идет нешуточная борьба, выигрывают крупные компании. И компаниям приходится привлекать студентов с более низким уровнем базовых знаний. От этого малые предприятия теряют преимущества своей малости.

Привлечение молодёжи к научной деятельности только за счёт пропаганды

в СМИ недостаточно. Самой лучшей мотивацией будет результат уже проделанной работы. Если молодёжь увидит, что проекты и изобретения её сверстников внедряются в науку, промышленность и бытовую жизнь, пользуются спросом и приносят ощутимую прибыль, многим захочется повторить этот успех. Молодежь идет в науку в первую очередь ради интереса. Все остальное - зарплата, жилье - способно только удержать ее. Часто - не способно [9, c. 35].

Таким образом, в Новосибирском Технопарке существует ряд проблем, которые являются тормозом развития инновационной деятельности в нашем городе. С одной стороны, мы видим, что инновации предлагаются, разрабатываются и реализовывается, и вроде все достаточно перспективно. Но, с другой стороны, есть недочеты, над которыми нужно работать и предлагать рекомендации по совершенствованию системы государственной поддержки инновационной деятельности в данной компании.

 

    1. Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности

 

Самая главная трудность при внедрении новых разработок в промышленное производство и продвижении их на рынок - это невосприимчивость нашей крупной промышленности к инновационным разработкам. Часто покупаются какие-то решения на Западе, а поддерживать отечественные разработки стремятся немногие. Поэтому, необходимо проводить инновационные форумы для поддержки новаторских проектов, для того, чтобы привлекать молодое поколение заниматься наукой и создавать масштабные эффективные проекты. К примеру, такой форум «Технопром-2013» был проведен осенью 2013 года на территории Экспоцентра города Новосибирска.

Чтобы привлекать молодое поколение к развитию инновационной деятель-

ности в местах научных разработок, необходимо максимальное предоставление места жительства. Что для этого необходимо делать? Как это ни странно, надо строить. И строить надо принципиально новое жилье, создавать социальную инфраструктуру: школы, детсады, спорткомплексы, развлекательные заведения. Также надо менять транспортную инфраструктуру.

Поскольку технопарк ориентируется на студентов и молодых ученых как на потенциальных сотрудников, принципиально важно узнать в первую очередь у них, связывают ли они свое будущее с технопарком? Зная ожидания, которые молодежь связывает с технопарком, это поможет руководителям технопарка оценить свои возможности и попытаться смоделировать социально-экономический процесс, заранее наметив пути решения главных проблем - кадровой, жилищной и др.

Необходимо расширить на базе НГУ поствузовскую подготовку - магистрантов и аспирантов нужно приглашать со всей Сибири. Тогда встает опять вопрос расселения приезжих. Необходимо разработать конкретные предложения по жилью: какие квартиры нужны молодежи, какие льготы должны предоставляться тем, кто будет работать в технопарке и сотрудникам СО РАН, то есть каким образом привлекать молодежь в науку через жилищную программу.

Для поддержания инновационной деятельности, необходимо, чтобы уже с места обучения студенты начинали заниматься наукой. Касается это разработок проектов, написания диссертаций, разработка нового оборудования. Для этого необходимо уделять огромное внимание молодежной политике. Мотивировать, опять же материальной выгодой, повышение зарплаты аспирантам, жилищной выгодой, предоставляя бесплатное место жительства не в общежитии, а в собственной квартире. Это будет приносить результат. Молодежь будет активно идти в аспирантуру. После этого высшее учебное заведение обязано дать рекомендации в научные центры, в частности Технопарк, чтобы молодых ученых заметили и приняли в свои ряды.

В области поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо

разработать особые меры для поддержки инновационных компаний. Для этого нужно разработать в Фонде гарантий поручительства специальную программу, согласно которой поручительство может достигать 90% на срок до пяти лет при сумме кредита до 50 миллионов рублей. В программу поддержки малого предпринимательства нужно включить также техническое доукомплектование Технопарка Академгородка. Возникает Центр коллективного пользования, куда закупается универсальное оборудование для механо- и термообработки, напылений, сборки и прочего. Закупки будут производиться через унитарное предприятие при наукограде Кольцово. На эти нужды из бюджетов всех уровней поступит более 150 миллионов рублей [22].

Для усовершенствования мер, направленных на развитие поддержки инновационной деятельности в технопарке, необходимо [22, c. 104]:

- проводить мониторинг общественного мнения и учитывать его, чтобы строительство технопарка воспринималось населением как отвечающее его интересам;

- решить задачу подготовки и привлечение кадров в производство высокотехнологичной продукции, в разработку IT-технологий;

- развитие частно - государственного партнерства может стать основой повышения конкурентоспособности технопарка. Для этого потребуется выявить преимущества и риски, связанные с таким партнерством. В частности, нужно учитывать и минимизировать риски связанные с работой органов власти, а также с протестами населения, общественных и международных организаций.

Рассмотрим динамику удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации на фоне изменения числа действующих организаций в регионе. Как следует из рисунка 7, с 2009 по 2010 года количество компаний в Республиках Мордовия и Татарстан, Новосибирской области изменялось незначительно, в то время как доля инновационных предприятий заметно возросла, что говорит о стабильности функционирования инновационной активности организаций, об интенсивном приросте числа инновационно - активных организаций [11, c. 187-188].

Рисунок 7– Число действующих организаций (на конец года), ед.

 

В Научно-технологическом парке Новосибирского Академгородка число резидентов постоянно и стремительно возрастает: с 30 компаний в 2009 году до 240 в 2012. Но, необходимо отметить, что статистическая оценка эффективности работы технопарков посредством измерения количества компаний-резидентов затруднена, так как большая часть технопарков не предоставляют эти данные в открытой форме. Также закрыта информация о составе резидентов. В этой связи представляется целесообразным:

- расширить охват статистического наблюдения за инновационной деятельностью за счет введения отчетности об инновационной деятельности для индивидуальных предпринимателей, а также организовать статистическое наблюдение за функционированием инновационной инфраструктуры;

- организовать централизованное статистическое наблюдение за созданием, развитием и функционированием инновационной инфраструктуры.

 

3.3 Оценка эффективности  предлагаемых мероприятий

 

В Новосибирске завершила свою работу Объединенная XIV Российская и VII Сибирская венчурная ярмарка. Организаторами мероприятия выступили РАВИ, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Новосибирской области, Новосибирский областной фонд поддержки науки и инновационной деятельности, ЗАО «Центр инновационного менеджмента».

Объединенная XIV Российская и VII Сибирская венчурная ярмарка привлекала внимание бизнес - элиты в течение 2-х дней. Ключевым событием всего мероприятия стала экспозиция компаний, демонстрировавших потенциал своего бизнеса и заинтересованных в привлечении инвестиций для развития своего бизнеса. Российская ярмарка еще раз доказала свою перспективность как организатора профессионального диалога между основными участниками венчурной экосистемы: многие компании по итогам блиц - опроса положительно отзывались об опыте участия в Ярмарке и отмечали высокий уровень внимания к их бизнесам со стороны инвесторов [19].

На базе проведения в технопарке школы для молодых инноваторов, успешные топ-менеджеры и опытные маркетологи помогали ребятам сделать их проекты коммерчески успешными. Партнерами школы выступают министерство связи и массовых коммуникаций РФ, министерство образования РФ, правительство Новосибирской области, Российская венчурная компания и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Основной результат инновационной деятельности в данном направлении проекта - это создание современного научно-образовательного комплекса, способного вести подготовку специалистов мирового уровня, решать важные задачи устойчивого развития территорий и вести фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствии с современными достижениями науки и техники.

В настоящее время областными органами исполнительной власти, мэрией Новосибирска реализуются мероприятия: строятся объекты технопарка в сфере высоких технологий, модернизируется инженерная инфраструктура, совершенствуется улично - дорожная сеть, реконструируются и строятся объекты социального назначения, реализуются проекты развития университета и строительства жилья. Мобилизационный же сценарий содержит в себе принципиально иные подходы [20]:

- реализуется исходя из понимания масштабного роста сектора «новой экономики» Новосибирской области за счет создания особой территории ее концентрации – технополиса;

- деятельность научных организаций все больше ориентируется на решение конкретных проблем развития экономики и социальной сферы области, сибирского региона, России, сохраняя при этом позиции в фундаментальной сфере;

- развития технопарка предполагает создание системы R&D центров крупнейших российских и международных компаний;

- территория развития выходит за пределы существующих границ города Новосибирска;

- образовательная деятельность ориентируется на удовлетворения потребности в кадрах инновационной экономики страны, масштабируется за счет возможностей научных организаций.

Система мероприятий, реализуемых в рамках программы, направлена на создание уникальных условий привлекательности для инвестиций в научно-исследовательскую, образовательную и высокотехнологичную производственную сферу, а также на создание высококачественных условий жизни.

В этой связи важнейшими источниками финансирования являются вложения из бюджетов всех уровней: муниципального, областного и федерального. Эти ресурсы должны быть сосредоточены на решение основных инфраструктурных задач развития:

- формирование базовых условий для освоения новых площадок для создания объектов «новой экономики» и жилищного строительства;

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности