Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Инновация - это результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс производства, с фиксированным получением дополнительной ценности. Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что инновации – это ценность в современном мире, в частности в нашей стране. А ценное, как правило, поддерживается и реализовывается с помощью вышестоящего руководства, которым в Российской Федерации выступают государственные органы. Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности 7
1.2 Государственная поддержка инноваций 10
1.3 Виды и методы государственного регулирования в области инновационной деятельности 13
2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» 19
2.1 Развитие инновационной деятельности ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 19
2.2 Государственная поддержка инновационных проектов в организации 22
2.3 Анализ государственной инновационной политики в организации 25
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка» 29
3.1 Проблемы реализации инновационной политики в Технопарке 29
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы государственного регулирования и поддержки инновационной деятельности 32
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности.docx

— 138.86 Кб (Скачать файл)

На сегодняшний день введены в эксплуатацию ряд ключевых объектов, которые значительно расширяют технологические и резидентные возможности

Технопарка, а именно [22]:

- центр технологического обеспечения;

- центр наноструктурированных материалов;

- комплекс лабораторно-производственных зданий компаний-резидентов (проект «Новый дом»), в составе которого размещен биобизнес-инкубатор;

- комплекс зданий ИКТ-кластера, включая центр обработки данных;

- административное здание 1;

- административное здание 2.

Таким образом, ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» - это в своем роде объект инновационной деятельности, который включает в себя разновидности инноваций. Организация выполняет функцию не только создания и развития чего-то нового, усовершенствованного, создавая здания и сооружения, она является арендатором помещений для проведения мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности.

Основная идея проекта Академпарка заключается в создании в Новосибирской области качественной среды для развития научно-технической деятельности, коммерциализации результатов научных исследований, запуска инновационных производств, а также в формировании привлекательных условий для жизни и профессиональной деятельности высококвалифицированных научных, технических и управленческих кадров.

Это позволит региону целенаправленно развивать точки роста «новой» экономики, будет способствовать притяжению талантов, обеспечит рост экспорта продукции с высокой долей переработки и даст новые источники налоговых поступлений в бюджеты всех уровней [21].

Основным итогом деятельности Академпарка на плановый период до 2015 года станет создание в Новосибирской области инновационной инфраструктуры мирового уровня, которая обеспечит динамичное саморазвитие высокотехнологичного сектора региональной экономики в ориентирах Концепции 2020. Академпарк активно поддерживается государством, администрацией Новосибирской области и самого города.

 

2.2 Государственная поддержка инновационных проектов в организации

 

К основным институтам развития и поддержки Технопарка относятся [21]:

- органы власти;

- фонды поддержки;

- ассоциации;

- венчурные фонды.

Сегодня в Академпарке открылось Представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по Новосибирской области (Фонд содействия инновациям) [21, c. 85].

Представительство Фонда намерено консультировать компании о возможностях получения денежных средств в рамках их программ. Кроме того, эксперты осуществляют помощь в подготовке заявок на участие в конкурсах. Поддержка осуществляется не только компаниям-резидентам Академпарка, но и всем высокотехнологичным предприятиям региона. Поддержка осуществляется по трем программам: умник, старт, развитие.

Основная цель программы умник - стимулировать массовое участие молодежи в научно-технической инновационной деятельности путем организационной и финансовой поддержки. Программа старт нацелена на финансирование инновационных проектов, находящихся на начальной стадии развития. Программа развитие поддерживает проекты малых предприятий, направленных на реализацию приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России [16].

Другой проект, который был разработан и создан 29 марта 2013 года в соответствии с федеральным законом от 23.08.1996 № 127 – ФЗ « О науке и государственной научно-технической политике» и ФЗ о «Некоммерческих организациях», получил название Фонд региональных инновационных проектов Ассоциации инновационных регионов России. Цель фонда – увеличение доли успешных инновационных проектов за счет максимально эффективного использования механизмов государственной поддержки инновационной деятельности, инновационной инфраструктуры и привлечения частных инвестиций [21].

Существует также ряд других проектов, которые несут огромное значение для развития, как молодого предпринимательства, так и молодых инициатив новаторства [22]:

- фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и финское агентство финансирования технологий и инноваций Tekes;

- программа «исследования и разработки приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»;

- фонд развития интернет – инициатив;

- проект технических требований по второй очереди программы «модернизация образования современными технологиями (МОСТ-2) в поддержку проекта «современная школа» и др.

Одной из основных формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) в Новосибирской области является финансовая

поддержка в виде субсидирования части затрат СМиСП [13]:

- субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта (гранты начинающим собственный бизнес - 50 % от затрат, но не более 500 тыс. руб.) - от Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области;

- субсидирование части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта (грант начинающим субъектам малого предпринимательства - 85 % от затрат, но не более 300 тыс. руб.) - от мэрии города Новосибирска.

Структура государственных инвестиций включает средства федерального и регионального бюджетов и реализуется по принципу софинансирования. Общий объем инвестиций в проект Академпарка, включая расходы на инженерную инфраструктуру, строительство зданий и оснащение оборудованием составляет на 2013 год 11,6 млрд. рублей. Освоено из них 5,2 млрд. рублей. Планирование дальнейшего привлечения инвестиций до 2014 года составляет 6,4 млрд. рублей. Общий объем инвестиций на 2013 год подразделяется на 3 направления финансирования, которые представлены на рисунке 4 [21].

 

Рисунок 4 – Общий объем инвестиций в проект Академпарка на 2013 год

Из диаграммы видно, что 5,3 млрд. рублей инвестиций направлены из частных организаций, 4,2 млрд. рублей из федерального бюджета и 2,1 млрд. рублей из регионального бюджета. В данном случае видно, что большую поддержку на развитие и усовершенствование инновационной деятельности Академгородок получает от государства. Рассмотрим подробнее, какие существуют институты государственной поддержки и как они влияют на развитие инноваций в Новосибирске.

 

2.3 Анализ государственной  инновационной политики в организации

 

С поддержкой правительства города Новосибирска и администрацией в Технопарке Новосибирского Академгородка была разработана долгосрочная целевая программа «Создание и развитие в Новосибирском Академгородке технопарка в сфере высоких технологий на 2011 - 2014 годы». Постановление об этом подписал Губернатор Василий Юрченко [10, c. 34-38].

Данная программа имеет перспективные цели:

- создание в Новосибирской области условий для развития научно-технической деятельности, коммерциализации результатов научных исследований, формирования инновационных производств научными и образовательными организациями, промышленными предприятиями и другими бизнес - структурами;

- формирование привлекательных условий для жизни и профессиональной деятельности высококвалифицированных научных, управленческих и производственных кадров.

Основные задачи программы:

- создание объектов магистральной, инженерной и транспортной инфраструктуры технопарка в сфере высоких технологий, расположенного в Новосибирском Академгородке;

- проектирование и строительство зданий Технопарка;

- технологическое оснащение зданий Технопарка;

- строительство жилья для обеспечения потребностей сотрудников и приглашенных специалистов компаний-резидентов Технопарка, научных и учебных организаций Новосибирского научного центра в жилых помещениях.

По результатам реализации мероприятий программы ожидается достижение следующих показателей социально-экономической эффективности:

- выручка от продаж продукции компаний-резидентов Технопарка и на предприятиях Новосибирской области, задействованных в реализации проектов компаний-резидентов, достигнет к 2014 году 37,2 млрд. рублей;

- количество инновационных проектов резидентов Технопарка составит 490 единиц;

- количество рабочих мест в компаниях-резидентах Технопарка и на предприятиях Новосибирской области, задействованных в реализации проектов компаний-резидентов, составит 11,5 тыс. человек;

- объем введенного жилья для сотрудников и приглашенных специалистов компаний-резидентов, научно-образовательного комплекса области, составит 101 тыс. кв.м.

Бюджетная эффективность реализации программы характеризуется следующими показателями: на каждый вложенный бюджетный рубль в течение периода реализации программы, должно быть привлечено 2,9 руб. внебюджетных инвестиций.

Инфраструктура поддержки развития инновационных бизнесов включает в себя специализированные Бизнес – инкубаторы, оказывающие поддержку начинающим предпринимателям, реализующим инновационные проекты. Целевой результат работы Бизнес - инкубаторов – создание не менее 20-ти успешных инновационных компаний в год [22].

До 2014 года, из консолидированного бюджета Новосибирской области на развитие Технопарка, запланировано выделение по 500 млн. руб. ежегодно. В 2014 году в рамках Технопарка должно реализовываться не менее 490 инновационных проектов, объём выручки произведённой наукоёмкой продук-

ции прогнозируется на уровне 37 млрд. рублей. На основе государственно-частного партнерства Программой предусмотрено [19]:

- создание внутриквартальных объектов инженерной инфраструктуры для обеспечения строительства и ввода в эксплуатацию офисных, лабораторных и производственных зданий Технопарка на площадке 2 очереди;

- создание специализированных офисных, лабораторных и производственных зданий Технопарка для размещения резидентов Технопарка и сервисов совместного использования;

- оснащение лабораторных и производственных зданий специализированным технологическим оборудованием;

- обеспечение доступным жильем сотрудников компаний-резидентов Технопарка и сотрудников СО РАН (в том числе арендным).

Также организована и инвестиционная поддержка для компаний-резидентов [20]:

- государственная поддержка (Мэрия Новосибирска, Минобрнауки НСО, Минпромторг НСО) осуществляется в форме субсидий. Фонды поддержки: Фонд развития малого и среднего предпринимательства НО, Фонд микрофинансирования НО, Агентство формирования инновационных проектов и т. д. Всего их около 25, при этом здесь представлены фонды, как федерального уровня, так и местные организации;

- ассоциации: Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, Национальное содружество бизнес - ангелов и др.;

- венчурные фонды, которых насчитывается около 47 (ОАО «РОСНАНО», ЗАО «ВТБ Капитал управление активами» и др.). Это самая многочисленная группа среди других структур, осуществляющих инвестирование.

В настоящее время утвержден перспективный план развития Технопарка Новосибирского Академгородка на 2012 – 2016 гг., который включает в себя достижение на данный период следующих финансово - экономических показателей. Данные представлены в таблице 3 [22].

Таблица 3 - Источники и объемы финансирования строительства объектов Технопарка на период 2012-2016 гг.

Источник вложений Ед. измерения

Объем

финансирования

(всего за 2012-2016 гг.)

Федеральный бюджет тыс. руб.

507 500

Консолидированный региональный бюджет тыс. руб.

1 380 500

Привлеченные инвестиции тыс. руб.

4 541 449

Собственные средства УК Технопарка тыс. руб.

0

Всего тыс. руб.

6 429 449


 

 

Анализируя представленные данные, можно сказать о том, что финансирование Технопарка осуществляется, прежде всего, государственными органами, эффективней это осуществляется региональными органами власти. Собственных средств у организации нет, финансирование происходит только из средств, заимствованных из различных организаций.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что ОАО «Технопарк Новосибирского Академгородка» является важным и нужным объектов развития инновационных идей, поддержки новаторских идей. Государство, в лице администрации, мэрии города Новосибирска осуществляет активную поддержку в виде финансирования, предоставления условий и услуг, необходимых для развития данной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «Технопарка Новосибирского Академгородка»

 

    1. Проблемы реализации инновационной политики в Технопарке

 

Создание сети технопарков в регионах Российской Федерации отвечает не только целям укрепления экономического развития отдельных регионов, особенно роста инновационной активности, но также позволяет решать сопутствующие задачи, а именно: создание новых рабочих мест, интенсификацию коммерциализации научных разработок, вовлечение молодых исследователей и студентов в инновационную деятельность.

Основными индикаторами функционирования технопарков являются экономические показатели, в том числе объем и доля отгруженной инновационной продукции, удельный вес организаций, осуществляющие технологические инновации. Рассмотрим динамику показателей инновационной активности на фоне процесса формирования ряда технопарков на территории РФ, в том числе технопарков, созданных в рамках реализации государственной программы [15].

Информация о работе Государственное регулирование и поддержка инновационной деятельности