Государственное регулирование страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель реферата состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации (на примере территориальных органов Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации;
изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора;
выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
1 ТЕОРЕОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ 4
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ 4
1.1. Понятие и составляющие рынка страховых услуг 4
1.2. Направления государственного регулирования 9
страховой деятельности 9
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО, РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 20
2.1. Современное состояние рынка страховых услуг Российской Федерации 20
2.2. Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Файлы: 1 файл

СТРАХОВАНИЕ.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ

 
 

    Актуальность  темы. Исследование проблем государственного регулирования рынка страховых услуг является одной из актуальных в теории и практике экономической науки.

    Рыночные  преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе  мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства.

    Система воздействия на страховой рынок  со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась. Неустойчивость этой системы вызвана  не только внутренними факторами  его развития, но и является прямым следствием макроэкономических процессов, наблюдаемых в реформирующейся экономике страны. Суждение такого рода основано на том, что собственно нормативно-законодательная база страхования постоянно совершенствуется, вносятся изменения в деятельность самого государственного регулятора, происходят существенные институциональные и структурные преобразования на рынке страховых услуг, а вместе с ними изменяется и рыночная конъюнктура.

    Актуальность  темы исследования предопределена также  незавершенностью разработки теоретических и практических основ страховой деятельности вообще и выявления его особенностей в России, в частности. Сегодня, даже несмотря на масштабный интерес, крайне мало комплексных научных исследований специфики государственного регулирования страхового рынка, особенностей функционирования федеральных и территориальных органов страхового надзора.

    Тем самым, необходимы дополнительные исследования теоретических и практических основ  государственного регулирования рынка  страховых услуг.

    Цель  и задачи работы. Цель реферата состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации (на примере территориальных органов Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).

    Данная  цель будет достигнута с помощью  решения следующих задач:

  • конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
  • рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
  • анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации;
  • изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора;
  • выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.

    Объект  и предмет исследования. В качестве объекта исследования в данной работе выступает рынок страховых услуг Российской Федерации, а предметом исследования являются особенности государственного регулирования рынка страховых услуг территориальными органами Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).

      Практическая  часть работы построена на основе анализа нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере страхования, данных исследований рынка страховых услуг на многочисленных сайтах в сети Интернет, экспертных мнениях специалистов рынка страхования.  

 

      1 ТЕОРЕОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ

      ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ

1.1.  Понятие и составляющие рынка  страховых услуг

 
 

     Страхование как социально ориентированная  система защиты имущественных интересов  граждан, организаций и государства, а также механизм формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов, способствующих развитию экономики государства  и повышения благосостояния граждан, является необходимым элементом развития региональной экономики и социальной сферы.

     Слово страхование происходит от старинного выражения «действовать на свой страх  и риск», т.е. на собственную ответственность. Различные опасности подстерегали человека всегда, и страх перед ними был вполне естественным. Кто умел предусмотреть и оценить опасности, найти способ избежать их, преодолеть свой страх, тот добивался успеха. Разделение опасности («страха») с товарищами, передача опасности и страха более сильному и умелому получили название «застраховаться». В дальнейшем это название стало использоваться преимущественно как специальный термин разделения и передачи рисков имущественных потерь, а позже – как наименование формы взаимопомощи при заболеваниях, потери трудоспособности, смерти кормильца.

     Интересно, что в английском языке страхование  – «insurance» – имеет другое происхождение – от слова «sure» («уверенный») и может быть переведено как «быть уверенным».

     Для предотвращения убытков от опасных  событий человечество выработало два основных способа защиты своих интересов – превентивный и репрессивный.

     Первый  способ – превентивный предусматривает предупреждение наступления таких событий, как, например, строительство зданий из современных пожаростойких материалов и создание запасов на чрезвычайный период. Второй способ связан с пресечением и ликвидацией последствий наступившего опасного, неблагоприятного события, например тушение пожара, постройка дамбы и организация эвакуации объектов из зоны наводнения.

     Итак, страхование – это специфическая защита от последствий наступления опасных, неблагоприятных событий, но не от всех, а только от случайных, которые могут наступить с некоторой, заранее оцененной вероятностью и о которых невозможно заранее и точно знать, где, когда и с кем они могут произойти. Такими событиями могут быть ураган, разрушивший дома на своем пути, пожар в доме, авария на дороге. Возможность, что такие события произойдут, называется риском.

     Роль  страхования проявляется через  решение задач и функций страховой деятельности (табл. 1).

     Таблица 1

     Основные  задачи страхования

Задачи  и функции Виды  страхования
Социальное Коммерческое
Аккумулирующая Финансовое  наполнение фондов государственного социального  страхования Аккумуляция денежных средств в страховых фондах и инвестирование этих средств в хозяйственный оборот
Возмещающая Возмещение  утраченных трудовых доходов и расходов на лечение  
Возмещение  ущерба от страхового случая
Предупредительная и контрольная       Снижение  рисков и тяжести их последствий. Повышение ответственности на всех уровнях управления.

Повышение личной ответственности за свое будущее

 

     Закон о страховании дает лаконичную формулировку цели и задач организации страхового дела. Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

     В широком смысле страхование охватывает и социальное, в том числе пенсионное страхование, и обязательное медицинское страхование, и взаимное страхование, которые регулируются или должны регулироваться уже другими законодательными актами. Под широкое понятие страхования подпадают все те экономические отношения, которые выражают создание специальных денежных фондов из взносов физических и юридических лиц и последующее их использование для возмещения тем же или другим лицам ущерба при наступлении оговоренных неблагоприятных событий.

     Итак, деятельность в области страхования  реализуется  посредством оказания страховых услуг. Цель предоставления страховой услуги – это защита от риска. В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О техническом регулировании» под риском понимается «вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда».

     В узком смысле страховой рынок  можно представить как экономическое  пространство, или систему, управляемую соотношением спроса покупателей на страховые услуги и предложением продавцов страховой защиты, а в широком смысле — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

     Страховой рынок представляет собой сложную  развивающуюся интегрированную  систему, к звеньям которой относятся  страховые организации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых  рисков и убытков, объединения страховщиков, объединения страхователей и система его государственного регулирования.

    Функционирующий страховой рынок представляет собой  сложную, интегрированную систему, включающую различные структурные  звенья.

    Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга, которая может быть представлена на основе договора (в добровольном страховании) или закона (в обязательном страховании).

    Перечень  видов страхования, представленных на страховом рынке, определяет ассортимент  страховых услуг, включая дополнительные, индивидуальные условия по договорам страхования.

     К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может  оказывать частично управляющее  воздействие, относятся:

  • рыночный спрос;
  • конкуренция;
  • ноу-хау страховых услуг;
  • инфраструктура страховщика.

     Важной  составляющей внешнего окружения, на которую  направлено управляющее воздействие  страховой компании, является конкуренция: между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.

      К неуправляемым со стороны страховой  компании составляющим внешней среды  относятся:

  • научно-технический прогресс,
  • государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),
  • состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),
  • социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),
  • конъюнктура мирового страхового рынка.

     Подводя итог, отметим, что рынок страховых услуг рассматривается нами как специфическая сфера денежных отношений, особое экономическое пространство, управляемые соотношением спроса покупателей на страховые услуги и предложением продавцов страховых услуг; а также система основных участников данного рынка (страхователи, страховые услуги, страховщики и др.). К одному из важнейших участников страхового рынка можно отнести и государство. Функционирование страхового рынка немыслимо без участия в нем государства. В связи с началом рыночных преобразований уже не требовалось абсолютного контроля со стороны социалистического государства в сфере производства и распределения товаров и услуг через систему централизованного планирования. Не явилась исключением и сфера страхования. Однако в наши дни активная экономическая политика государства, в том числе и в сфере страхования, все больше становится необходимым элементом и составным звеном современной рыночной системы.

     Именно  поэтому становится необходимым  рассмотрение основного содержания, специфики и направлений государственного регулирования страховой деятельности.

 

1.2. Направления государственного  регулирования

страховой деятельности

 
 

     Определение специфики и направлений государственного регулирования страховой деятельности целесообразно начать с общего определения содержания государственного регулирования экономики.

     Государственное регулирование экономики – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Информация о работе Государственное регулирование страхования