Государственное регулирование страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель реферата состоит в раскрытии содержания и специфики государственного регулирования рынка страховых услуг в Российской Федерации (на примере территориальных органов Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзора).
Данная цель будет достигнута с помощью решения следующих задач:
конкретизация основных понятий работы – страхования, рынка страховых услуг, основных элементов страхового рынка;
рассмотрение основных направлений государственного регулирования страховой деятельности, специфики деятельности территориальных органов страхового надзора;
анализ современного состояний рынка страховых услуг Российской Федерации;
изучение основных направлений деятельности территориальных органов страхового надзора;
выявление проблем государственного регулирования рынка страховых услуг и разработка направлений их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 1
1 ТЕОРЕОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ 4
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ 4
1.1. Понятие и составляющие рынка страховых услуг 4
1.2. Направления государственного регулирования 9
страховой деятельности 9
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО, РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА СТРАХОВЫХ УСЛУГ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 20
2.1. Современное состояние рынка страховых услуг Российской Федерации 20
2.2. Проблемы государственного регулирования рынка страховых услуг 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

Файлы: 1 файл

СТРАХОВАНИЕ.doc

— 326.00 Кб (Скачать файл)

      3. Государственное регулирование страховой деятельности и рынка страховых услуг представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств в рамках страховой деятельности с помощью определенного комплекса мер, действий. Осуществляется Федеральной службой страхового надзора (Росстрахнадзор).

      4. Основными направлениями государственного  регулирования страховой деятельности являются: прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов; законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;  государственный надзор за страховой деятельностью; защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

      5. Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность.

      6. В ходе анализа рынка страховых услуг можно выделить как внутренние, так и внешние проблемы отечественного рынка страховых услуг, в преломлении несовершенства российской экономики. К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как: низкая финансовая устойчивость страховщиков; низкий уровень профессионализма и страховой культуры; внутрисистемная разобщенность.

      Внешними  проблемами, носящими общегосударственный  характер, можно назвать следующие: экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.); юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.); политические (общеполитическая нестабильность).

      7. Ключевая роль в государственном регулировании рынка страховых услуг Свердловской области принадлежит территориальным органам Федеральной службы страхового надзора – Инспекции страхового надзора по Уральскому Федеральному округу, которая осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности в рассматриваемом регионе. В настоящее время данные органы государственной власти пытаются решать ряд проблем, существующих в рамках страховой деятельности, однако зачастую отсутствует организационная база таких мероприятий (например, программы, концепции развития страхования в конкретных регионах), отсутствует необходимый персонал для данных мероприятий, финансовые и правовые механизмы.

      8. Решение многочисленных проблем в системе страхования должно решаться в рамках системы, комплекса мер государственного регулирования рынка страховых услуг. В целом система государственного регулирования страхового рынка России складывается из различных способов воздействия на него, осуществляемых не только Госстрахнадзором. Регулирование может осуществляться с помощью любых юридических актов в рамках трехступенчатой системы правового обеспечения; любых экономических инструментов, выработанных государственными органами и регулирующими различные стороны функционирования страхового рынка.

     8. Общими рекомендациями Федеральной службе страхового надзора (Росстрахнадзору) можно назвать:

  • проведение дальнейшей политики, направленной на укрепление социальной стабильности российского общества;
  • создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования; 
  • совершенствование законодательства о налогах и сборах;
  • установление основ обязательного страхования (в частности, необходимо законодательное закрепление долгосрочного страхования жизни);
  • определение приоритетных видов страхования;
  • внедрение механизмов саморегулирования страхового рынка;
  • создание профессиональных объединений страховщиков.

    На  уровне территориальных органов Росстрахнадзора необходимо:

  • совершенствование осуществления государственного надзора за страховой деятельностью на территории Российской Федерации;
  • активизация деятельности территориальных органов;
  • популяризация страхования; стимулирование спроса на страховые услуги в целях развития индивидуального долгосрочного страхования;
  • укрепление форм взаимодействия с новыми институтами гражданского общества, получающими свое развитие в сфере страхования;
  • контроль за деятельностью созданных профессиональных объединений страховщиков (при условии их создания);
  • возможная разработка, принятие и реализация государственных программ в сфере страхования, различных концепций развития рынка страховых услуг.

    На  уровне отдельных страховых организаций  необходимо:

  • расширение спектра оказываемых страховых услуг по наиболее перспективных направлениям страхования;
  • расширение агентских сетей;
  • совершенствование материально-технической базы;
  • создание специальных резервных фондов по систематическому финансированию переподготовки собственных специалистов, а также для направления их на стажировку в крупные и заслуживающие доверия центры подготовки и переподготовки сотрудников страховых компаний

     9. Наконец, можно выделить перспективные направления развития страховой отрасли – это антитеррористическое страхование, страхование экспортных контрактов, финансируемое из бюджета, ипотечное страхование, страхование корпоративных клиентов.

      Таким образом, государственное регулирование  рынка страховых услуг представляется нам как система экономических  и юридических отношений, возникающих  между экономическими субъектами и  государством в результате целенаправленного воздействия на систему страхования последним посредством как административно-правовых, так и экономических регуляторов. 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Нормативно-правовые акты

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ  от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 09.02.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 2009. №14. Ст. 2305.
    2. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27.11.1992 г. №4015-1 (ред. от 31.12.1997 г., 20.11.1999 г, 21.03.2002 г., 20.07.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1992. №32. Ст. 3231; Собрание законодательства РФ. 1997. №37. Ст.4201; Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 1090; Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Ст. 4108; Собрание законодательства РФ. 2004. №32. Ст. 2310.
    3. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.02 г. № 183-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №3432. Ст. 3334.
    4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314-УП (ред. от 25.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №1. Ст. 945; Собрание законодательства РФ. 2008. №23. Ст. 1250.
    5. Об утверждении положения о федеральной службе страхового надзора: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №330 (ред. от 27.01.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. №28. Ст. 2904; Собрание законодательства РФ. 2009. №28. Ст. 3306.
    6. Концепция развития страхования в Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства  Российской Федерации от 25 сентября 2002 г. N 1361-р // Собрание законодательства РФ. 2002. №39. Ст. 3852.
 
 
 

    2. Литература 
     

  1. Акимов, В. Российское страхование: история и современность // Банки
  2. и страхование. Ценные бумаги. – 2006. – №12. – С. 26-29.
  3. Бирючев, О.И. Страхование: пути развития // Финансы. – 2006. – №12. – С. 33-39.
  4. Гвозденко, А.А. Основы страхования: учебник для студентов вузов / А. А. Гвозденко. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 310 с.
  5. Комментарий к гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный) / Под редакцией проф. О.Н. Садикова. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, ИНФРА-М – НОРМА, 2008. – 800 с.
  6. Косаренко, Н.Н. Страховое право: курс лекций / Н. Н. Косаренко. — М.: Флинта: МПСИ, 2008. — 308 с.
  7. Кочергин, С.М. Ответственность, забота, страхование как социальные феномены: Автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / С. М. Кочергин; Твер. гос. ун-т. — Тверь: Б. и., 2002. — 23 с.
  8. Лайков, А.Ю. Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование // Страховое дело. – 2005. - №10. – С. 40-46.
  9. Мюллер, Г. Новые главные страховые принципы и примеры их внедрения // Финансы. – 2008. - №6. – С. 34-42.
  10. Скамай, Л.Г. Страховое дело: учеб. пособие / Л. Г. Скамай, Т. Ю. Мазурина; М-во образования РФ, Гос. ун-т управления. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 256 с.
  11. Социальное страхование. Тугой узел проблем (По материалам "круглого стола" в Совете Федераций) // Человек и труд. – 2008. – №1. – С. 18-25.
  12. Фогельсон, Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2009. – 350 с.
 

    3. Интернет-источники 

  1. Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере  страховой деятельности. URL: Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора // http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_30012007114410.html (Дата обращения: 17.08.2011)
  2. Общая организация Росстрахнадзора. URL: Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора. http://www.fssn.ru/www/site.nsf  (Дата обращения: 15.08.2011)
  3. Комлева, Н. Обзор: «Страховой рынок – 2011». URL:  Сайт «Эксперт РА – рейтинговое агентство». http://www.raexpert.ru/researches/insurance/crisis/ (Дата обращения: 01.10.2010)
  4. Институциональное развитие страхового рынка России. Выступление Президента Всероссийского Союза страховщиков, Депутата ГосДумы ФС РФ, Александра Коваля 26 июня 2003 года на конференции «Insurance in Russia & CIS». URL: Сайт «Страховой консультант». http://medinsurer.ru/ (Дата обращения: 10.10.2011)
  5. Страховые организации РФ. URL: Официальный сайт Росстрахнадзора.http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/doc_15042009103843.html (Дата обращения: 15.10.2011)
  6. Третьяков, К. Отечественный страховой бизнес: поиск источников существования в условиях кризиса. URL: Официальный сайт журнала «Страхование сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/ (Дата обращения: 10.10.2010)
  7. Третьяков, К. Развитие добровольного страхования. URL: Официальный сайт журнала «Страхование сегодня». http://www.insur-info.ru/analysis/483/ (Дата обращения: 10.10.2011)

Информация о работе Государственное регулирование страхования