Диффузия инноваий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:15, реферат

Описание работы

Распространение инновации – это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………………………..…….3
1. Понятие инновации и инновационного процесса……….……….……….…3
2. Понятие диффузии инноваций…………………………………………………….……6
3. Субъекты инновационного процесса…………………………………………….….9
4. Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса………………………………………………………………….…12
5. распространение инноваций и диффузия, конечный этап инновационного процесса……………………………………………………………….…...15
5.1 Диффузная модель Э. Роджерса…………………………………………….….17
5.2 Диффузная модель Ф. Басса……………………………………………….…….19
Заключение……………………………………………………………………………………………21
Список литературы……………………………………………………………………..………..22

Файлы: 1 файл

Диффузия инноваций.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

 г) Позднее большинство — скептики в отношении инноваций. Они чаще осваивают инновации в ответ на социальное давление или вследствие снизившейся доступности предшествующего продукта, чем в силу позитивной оценки инновации. Они обычно старше и имеют меньший социальный статус и мобильность, чем те, кто осваивают инновации ранее.

д) Отстающие - локально ориентированы и ограничены в социальных взаимодействиях. Они склонны быть относительными догматиками и ориентированными на прошлое. Инновации адаптируются только с сопротивлением. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

   Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия НВ. Однако на ранних стадиях диффузии НВ никто из хозяйствующих субъектов не имеет достаточной информации об относительных преимуществах конкурирующих НВ. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одну из альтернативных новых технологий под угрозой вытеснения с рынка.

   Нужно исходить из того, что внедрение НВ является трудным и болезненным процессом для любой организации.

   Во всех случаях одним из важных критериев принятия решений каждым субъектом является сравнение альтернативных технологий и решения, принятые предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Поэтому каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обуславливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии НВ в рыночной экономике. Другая причина неопределенности связана с самыми новыми технологиями. На ранних стадиях диффузии их потенциальная прибыльность остается неопределенной. Неопределенность может быть устранена с накоплением опыта внедрения и использования НВ. Однако со снижением неопределенности и риска применения новой технологии исчерпывается потенциал ее рыночного проникновения и снижается ее прибыльность. Возможность извлечения дополнительной прибыли от использования любого нововведения - временна и снижается с приближением предела его распространения.

   Следовательно, диффузия нововведения зависит как от стратегии имитаторов, так и от количества пионерских реципиентов. Предприниматели открывают новые технологические возможности, но их реализация зависит от выбора имитатора. Вероятность доминирования на рынке будет большей для технологии с большим числом пионерских организаций. Разумеется, результат конкуренции технологий определяется выбором всех агентов на рынке, но влияние более ранних реципиентов будет большим по сравнению с выполнением последующих.

   Вместе с тем трудно оценить относительные преимущества НВ в ранней фазе их диффузии, особенно если речь идет о радикальных нововведениях. В такой ситуации значительную роль в деле будущего технологического развития играет выбор последователей. Дело в том, что каждый выбор позволяет повысить конкурентоспособность соответствующей технологии и увеличивает шанс последней на ее принятие последующими хозяйствующими субъектами, которые будут учитывать ранее сделанные выборы. После накопления достаточного опыта, когда альтернативные технологии освоены многими хозяйствующими субъектами, и их относительные преимущества известны с высокой достоверностью, последующие реципиенты принимают решения, основываясь на ожидаемой прибыльности альтернативных технологий. В результате, конечное разделение рынка новыми альтернативными технологиями определяется стратегиями имитаторов.

   Для быстрого распространения инновации нужна развитая инфраструктура.

 

  

 

 

       4.Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы  

                                       инновационного процесса.

   Использование достижений научно-технического прогресса (НТП), главным образом его технологической ветви, включая совершенствование организации процесса воспроизводства, повышает эффективность экономики. Емкость рынка в этом случае увеличивается за счет роста доходов, а не числа потребителей. При этом в структуре потребления повышается доля товаров и услуг длительного пользования. В результате при посредстве преимущественно конструкторской ветви НТП структура производства меняется. Технологическая ветвь НТП ответственна за совершенствование способов производства товаров и услуг. Применение технологий более высокого уровня обеспечивает экономию ограниченных ресурсов в расчете на единицу продукции и способствует доведению объема производства традиционных товаров и услуг до максимально возможного предела потребления, а также высвобождению ресурсов. Конструкторская ветвь НТП призвана создавать новые виды товаров и услуг и совершенствовать их функциональные свойства, чтобы удовлетворять новые потребности, развивающиеся по мере увеличения доходов на душу населения.Начиная с промышленного переворота в Великобритании (конец XVIII  начало XIX вв.), роль НТП в экономическом росте становится все более значимой. С тех пор позиции страны в мировой экономике и ее политический вес в мире во многом базируются на превосходстве в области техники.Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестиционных расходах, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство.Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании .В инновационном процессе мы имеем дело с применением к хозяйственной практике или вовлечением в хозяйственный оборот нового либо иначе используемого знания, что само по себе является новым знанием по использованию старого знания. Логично утверждать, что эффективность инновационного процесса прямо связана с эффективностью «вовлечения» нового знания в хозяйственную практику. С этой точки зрения в теории инноваций выделяются понятия «трансфер технологий» и «диффузия инноваций». Целью данной работы является внести некоторую ясность в данные элементы инновационного процесса.Согласно официальным рекомендациям Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), руководству Фраскати «предлагаемая стандартная практика для обследований, исследований и экспериментальных разработок», трансфер технологий – это передача научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска продукции .Слово «трансфер» в данном случае сохраняет свое обычное значение:   * «1. v …1) переносить…; 2) передавать…;    * 2. n 1) передача; 2) перенос…» .Как отмечает Г.Д. Ковалев, в теории инноваций прослеживаются три базовых подхода к определению понятия «технология». «В англосаксонской терминологии под технологией понимается «прикладное знание»; для русской инженерной традиции характерное толкование – «производственные процессы реализации технических возможностей», что часто эквивалентно термину «технологический процесс»; в связи с развитием общественных подходов к анализу научно-технического развития технология трактуется как «система технических средств» .В контексте настоящей работы технологию (от греч. Techne - искусство + Logos – учение) можно определить как объем знаний и информации, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов.Трансфер технологий подразделяется на коммерческий и некоммерческий.Коммерциализация технологий (коммерческий трансфер) - это элемент трансфера, при котором потребитель (покупатель) выплачивает вознаграждение владельцу (который может быть, а может и не быть разработчиком) технологии в той или иной форме и размерах, определяемых взаимосогласованными договорными условиями. К коммерческим формам передачи технологий относятся лицензионные соглашения, инжиниринг, контракты и субконтракты на проведение совместных НИОКР и производственную кооперацию (в том числе на создание совместных предприятий), инвестиционные и другие виды соглашений, связанные с уступкой, передачей и защитой прав на интеллектуальную и промышленную собственность.Объектами коммерческого  трансфера  технологий  являются:   * объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являются частью сделок по передаче технологии;   * ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологической оснастки и инструмента, услуг консультантов и подготовки кадров;   * технические и технологические знания и информация.Коммерческий трансфер технологий обычно реализуется на 2 – 5-ой стадиях инновационного процесса.В свою очередь, диффузия научно-технических знаний и информации, в отличие от коммерциализации технологий, является некоммерческим элементом трансфера научно-технических достижений. Этот способ реализуется либо в тех случаях, когда владелец научно-технического знания не осознает, не имеет возможности или не заинтересован в его коммерциализации, либо в случаях, когда само знание, являясь фундаментальным, базовым, не подлежит коммерциализации. Согласно электронному словарю «Глоссарий.ru», диффузия – это «распространение и принятие инноваций, информации, элементов культуры и иных объектов в социальной системе» .Объектами не коммерческого трансфера технологий являются:   * научно-техническая и учебная литература, справочники, обзоры стандарты, описания патентов, каталоги проспектов и т.п.;   * международные конференции, симпозиумы, выставки;   * обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях паритетного возмещения расходов сторонами.Что касается диффузии инноваций, то это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса.Диффузия инноваций - это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди участников социальной системы» .Объектами диффузии инноваций являются:   * новый или усовершенствованный продукт;   * новый или усовершенствованный технологический процесс.Что же касается коммерческого и некоммерческого трансфера технологий, то его объектом являются знания и информация, полученные на этапе НИОКР, а не конкретная материализованная новая технология или новый продукт.Таким образом, необходимо четко разделять такие понятия, как «трансфер технологий» и «диффузия инноваций», поскольку у данных процессов совершенно различные объекты. |

 

               5.Распространение инноваций и диффузия

                 конечный этап инновационного    процесса  

   Продвижение инновации означает функционирование целостной системы приемов по эффективной продаже инноваций на рынке. Другими словами, продвижение — это комплекс мер, направленных на реализацию инновации. Этот комплекс мер включает в себя производство и использование информации (т.е. информационного продукта), рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации), индивидуальные консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.Рекламную компанию инновации целесообразно проводить с учетом следующих моментов: реклама должна быть систематической, чтобы охватить большое количество потребителей рекламы; реклама должна быть интересной; реклама требует применения всех ее форм (печать, Интернет, радио и т. п.).Диффузия инновации означает деятельность по доведению инновации до конечных потребителей. Эта деятельность включает выбор каналов продвижения, организацию сбытовой (торговой) сети и т. п.Здесь могут быть использованы три основных метода продажи инновации:1) прямой метод;2) косвенный метод;3) смешанный метод.Прямой метод продажи означает, что происходит непосредственный контакт между продуцентом и покупателем инновации. Здесь продажа часто сопровождается консультациями и другими условиями.Косвенный метод продажи означает, что контакт между продуцентом и покупателем осуществляется через посредника (продавца).Смешанный метод продажи означает, что в качестве посредника выступают торговые и другие предприятия, в уставном капитале которых присутствует доля средств продуцента, и, таким образом, это посредническое звено уже не является независимым.Выбор того или иного метода продажи зависит от рыночной ситуации.При продвижении и диффузии инновации важное значение придается связям с общественностью. Данная работа направлена на формирование благоприятного отношения к учреждению (продуценту или продавцу), реализующему инновацию и в конечном счете к самой инновации со стороны общественного мнения. Надо иметь в виду, что юридический принцип уголовного права «презумпция (от лат. praesumptio – предположение) невиновности» для общественного мнения не имеет значения. При общественном мнении никакие юридические доводы не действуют. Работа по связям с общественностью называется «паблик-релейшнз».Паблик-релейшнз (англ. public relations) учреждения – это деятельность по формированию благоприятного общественного мнения о продуценте или продавце инновации, являющееся формой рекламы с широким привлечением всех средств массовой информации. Мероприятия паблик-релейшнз направлены не на пропаганду потребительских достоинств и свойств нового продукта, а прежде всего на создание имиджа продуценту или продавцу, на разъяснение преимуществ нового продукта перед уже имеющимися аналогичными продуктами.Работа по связям с общественностью предполагает установление и поддержание контактов с прессой, информирование населения о специфике работы продуцента, взаимодействие с органами власти по вопросам законодательства, консультирования, информированности.Вышеперечисленные меры характеризуются следующим:Информация (лат. informatio — разъяснение, изложение) – это сообщение о чем-либо. В хозяйственной практике речь обычно идет об информационном продукте. Информационный продукт представляет собой материализованную форму сведений, являющихся объектом хранения, переработки и передачи. Эти  свойства   состоят в следующем:Информационный продукт имеет особые свойства, отличающие его от других видов продуктов. Эти  свойства   состоят в следующем:1. Информационный продукт несет в себе только один вид износа – моральный износ. В то время как материальные предметы подвержены двум видам износа: физическому и моральному.2. Информационный продукт в отличие от материального предмета может быть использован одновременно несколькими людьми в разных предприятиях или в разных хозяйственных процессах.3. Затраты на диффузию (т.е. распространение, тиражирование) первой единицы информационного продукта значительно превышают затраты на производство.4. Сильно влияние качества информационного продукта на систему управления. Качество и эффективность любого процесса управления, в т.ч. и управления инновацией, во многом определяется качеством информационного продукта. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при ее получении, а не при передаче.5. Быстрое старение информационного продукта. Информация есть функция времени. Она очень быстро стареет во времени, а это требует оперативного использования полученного информационного продукта. Другими словами, информационный продукт не может долго храниться.В настоящее время лучшей картотекой для сбора и хранения информации является компьютер, т.е. машина, обладающая огромной памятью и возможностью (при наличии хороших программ) быстро находить нужную информацию. Компьютер выполняет решения, но не корректирует их, поэтому неправильная кодификация влечет за собой неправильную классификацию информации.Качество информационного продукта определяется разнообразными факторами, основными из которых являются:          1) релевантность;2) пертинентность;3) креативность;4) удобство в обращении.Релевантность (англ. relevant – уместный, относящийся к делу) информационного продукта означает смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.Пертинентность (англ. pertinent – подходящий, имеющий отношение) указывает на соответствие информационного продукта потребности в нем.Креативность (лат. creatio – созидание) полученной информации выражает возможную широту использования данного информационного продукта.Распространение информации создает популярность новому продукту, оповещает потребителей и создает спрос на него, т.е. создает рекламу. Реклама – это разновидность социальной информации, т.е. средств связи между людьми. Социальная информация несет в себе активный элемент новизны. Реклама воздействует на человеческое сознание. Поэтому ее методы должны быть обоснованы. Текст рекламы должен быть ярким, лаконичным и броским. |

                       5.1Диффузная модель Э. Роджерса

   Как показали исследования, часть общества достаточно консервативна, а часть, наоборот, легко включается в новые процессы. Нет смысла воздействовать целиком на все общество, в первую очередь необходимо убедить в полезности продукта наиболее активную новаторскую часть (обычно это не более 5% общества). Достичь этой цели можно только при охвате не менее чем 50% аудитории.

Э. Роджерс разделил процесс диффузии на шесть этапов: 1. внимание;

2. интерес;

3. оценка;

4. проверка;

5. принятие;

6. подтверждение.

   По свое структуре процесс диффузии очень похож на на теорию «программа длительного запланированного воздействия», в которой также выделяются похожие пункты. Поэтому часть исследователей справедливо полагают, что диффузная модель является теоретической основой этой модели. При этом Роджерс разделил все общество на пять групп, в соответствии с их желанием участвовать в новаторской деятельности.

1. Новаторы – около 2,5 % всего  общества. Рискованны и образованны,  имеют контакты за пределами  своего круга и легче воспринимают  абстрактные идеи.

2. Ранние последователи – 13,5 % общества. Известны, образованны, стремятся  использовать новые технологии, чтобы внедрить новинку в общество, часто рискуют, хотя и с осторожностью,  обычно с ними советуются прежде  чем принять решение, среди  них больше всего лидеров мнений.

3. Ранее большинство – 34 %. Осмотрительны  и имеют много неформальных  контактов. Лидерами мнений бывают  редко. Их мнение часто формируется  под влиянием предыдущей группы.

4. Позднее большинство – 34 % общества. Скептичны, традиционны, предусмотрительны,  обычно низкого социального статуса.  Воспринимают новинку только  после того, как ее опробовало  не менее половины потенциальных  потребителей.

5. Отстающие – 16 %. Традиционны,  очень подозрительны к инновациям, не являются лидерами мнений. Новшество воспринимают только  тогда, когда оно начинает принимать  черты традиций.

                               

 

                        5.2Диффузная модель Ф. Басса

   В отличие от Роджерса Басс выделял только две группы, участвующие в диффузии инноваций. Эти группы очень зависят от рекламы, пропаганды продукта. Первая группа формирует мнение о продукте и начинает его использование под воздействие рекламы - «эффект рекламы». Вторая группа людей начинают использование продукта из-за «эффекта межличностной коммуникации». На первом этапе жизненного цикла продукта преобладает эффект рекламы. Почти никто не знает о продукте и, соответственно, не хочет его покупать. По мере увеличения длительности рекламного воздействия растет количество потребителей, а эффективность рекламы начинает постепенно снижаться. Зато возрастает эффект межличностного общения, благодаря которому наращивается база покупателей из числа тех, кто скептически относится к инновациям. Диффузная модель Басса хорошо иллюстрирует принципы усиливающей обратной связи - количество потребителей инновации увеличивает поток новых потребителей за счет эффекта межличностной коммуникации. В большей степени интересно мнение первой группы людей, так как то, что есть норма для новатора, завтра станет нормой для второй группы, а значит и большинства.

   Для специалиста в сфере социальных наук эта теория представляет определенный интерес. Четкое понимание каналов коммуникации, оказывающих влияние на распространение новации в обществе и, выявление факторов, тормозящих и ускоряющих усвоение новации оказываются важны при построении рекламной и агитационной кампании.  

    Модель коммуникации, отражающая процесс усвоения новаций в обществе. Любое новшество, что естественно, этим обществом принимается не сразу, а постепенно.

   Процесс усвоения получил название диффузии и был впервые описан на примере диффузии фармакологических новинок американским социологом Дж. Колеманом и его сотрудниками. Оказалось, что врачи, ведущие частную практику и работающие в клиниках, по-разному осваивают новые препараты. Дж. Колеман описал два варианта диффузной модели: S-образную и экспоненциальную.

   Вариант 1. Освоение нового препарата врачами, работающими в клинике, проходило по следующей схеме. Сначала новацию воспринимало небольшое количество врачей. Рекрутирование новых сторонников проходило крайне медленно. Врачи больше говорили о новом препарате, чем опробовали его. К опробованию же в первую очередь подталкивало мнение коллег-новаторов и практические результаты. Рекламные материалы, рассылаемые фирмой-изготовителем, воспринимались крайне скептически. При достижении некоей критической массы (когда препарат опробовали около половины врачей), началось быстрое освоение препарата, которое замедлилось лишь при достижении практически стопроцентного насыщения. В данном варианте наиболее важными оказались устные коммуникации, которые оказывали на внедрение новинки тормозящее воздействие. Для врача казалось более правильной линией поведения сначала посмотреть, как работает препарат, узнать от коллег его действие, а уже потом опробовать его самому.

   Вариант 2. Освоение препарата врачами, ведущими частную практику, развивалось по совершенно другой схеме. В отсутствии или в условиях крайне ограниченного общения с коллегами, врачи-практики значительно быстрее осваивали новинку. Главную роль здесь играли безличные носители – рекламные материалы и публикации в специализированных изданиях. В данном случае не было сдерживающего фактора. Откладывать на потом опробование новинки не имело смысла, так как не было возможности получить дополнительную информацию.

   Другой американский исследованиель Эверет Роджерс предложил свой вариант диффузной теорию распространения идей. Э. Роджерс выделяет четкие роли, характерные для коммуникативной передачи: сознающий индивид открывает для себя и других идею; интересующийся старается получить как можно больше информации о ней; пытающийся старается проверить идею на других; оценивающий проверяющий, соответствует ли идея его интересам; усвоивший интегрирует идею в свое собственное мнение.

Информация о работе Диффузия инноваий