Академическая активность студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить является ли участие в олимпиадах выражение академической активности.
Задачи теоретического исследования:
На основе анализа литературы по данной проблематике
1) Изучить олимпиадное движение как инновационную форму организации обучения;
2) Изучить проявление академической активности в условиях олимпиадного движения;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД 5
1.1 Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения. 5
1.2 Академическая активность в условиях олимпиадного движения 10
ГЛАВА 2. ОЛИМПИАДЫ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14
2.1 Опыт проведения олимпиад по социальной работе 14
2.2 Организация и итоги студенческой олимпиады 2013 года 19
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОЛИМПИАДАХ. 22
3.1. Программа и методы исследования 22
3.2 Анализ данных исследования 24
3.3. Выводы по исследованию 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАД 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

курсовая, Пеньевская.docx

— 254.35 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ  СОЦИАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД 5

1.1 Олимпиадное  движение как инновационная форма  организации обучения. 5

1.2 Академическая  активность в условиях олимпиадного  движения 10

ГЛАВА 2. ОЛИМПИАДЫ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ КАФЕДРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 14

2.1 Опыт  проведения олимпиад по социальной  работе 14

2.2 Организация  и итоги студенческой олимпиады  2013 года 19

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ  АКТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ  В ОЛИМПИАДАХ. 22

3.1. Программа и методы исследования 22

3.2 Анализ  данных исследования 24

3.3. Выводы по исследованию 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЛИМПИАД 40

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 44

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 51

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конкурсы и состязания в различных областях научного знания и профессиональной подготовки являются неотъемлемой частью внеучебной работы в вузе, средством активизации познавательной деятельности студентов и развития мотивации в выбранной профессиональной сфере, способствуют реализации творческого потенциала обучающихся. Одним из наиболее масштабных и интересных конкурсных форматов является предметная олимпиада.

Олимпиадное движение в последние  годы стало заметным явлением в жизни  высшей школы. Олимпиады проводятся на различном уровне — факультетском, внутри- и межвузовском, региональном и общероссийском; охватывают не только сферу научного знания и академической  подготовки студентов, но и профессиональную компетентность. Предметная студенческая олимпиада призвана создать своеобразный контекст будущей профессиональной деятельности. В полной мере это  относится к предметным олимпиадам по социальной работе. [8]

Всероссийские олимпиады  для студентов по социальной работе проводятся ежегодно. Олимпиады для  студентов стали традиционными  и на нашем факультете. Олимпиады  для школьников по дисциплине, не входящей в систему школьного образования, является особым направлением работы нашего факультета по довузовской подготовке (работа со школьниками и абитуриентами).[4]

Таким образом, вопрос об академической активности студентов, участвующих в олимпиадах, является актуальным в настоящее время. Гипотезой исследования выступает предположение о том, что участие в олимпиаде является способом выражения академической  активности студентов.

Объектом исследования являются студенты, принимавшие участие в  социальной олимпиаде 2013 «Социальная  безопасность в современном обществе», во Всероссийской олимпиаде и  преподаватель кафедры, готовивший студентов к участию во Всероссийской  олимпиаде.

Цель работы – выявить  является ли участие в олимпиадах выражение академической активности.

Задачами исследования выступили:

Задачи теоретического исследования:

На основе анализа литературы по данной проблематике

  1. Изучить олимпиадное движение как инновационную форму организации обучения;
  2. Изучить проявление академической активности в условиях олимпиадного движения;
  3. Обобщить опыт проведения олимпиад на кафедре социальной работы и социальной безопасности прошлых лет.

Задачи эмпирического  исследования:

  1. Исследовать мотивацию студентов к участию в олимпиадах;
  2. Выявить стимулирует ли участие в олимпиадах к получению новых знаний, успешному освоению дисциплин.

Методами исследования выступают  теоретическое и практические методы. К теоретическим методам относится  системно-комплексный анализ литературы, к практическим – анкетирование  и интервьюирование.

 Исследование данной  проблемы позволит сделать выводы  о проявлении академической активности  при участии в олимпиадах, мотивации  и стимулированию студентов к  участию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ  СОЦИАЛЬНЫХ ОЛИМПИАД

1.1 Олимпиадное  движение как инновационная форма  организации обучения.

Олимпиадное движение (как  форма организации обучения) –  активная творческая созидательная  деятельность всех участников образовательного процесса (преподавателей и студентов) на основе интеграции коллективной и  соревновательной деятельности, направленная на достижение целей обучения (основной образовательной цели – подготовке конкурентоспособного специалиста, обладающего  высоким уровнем готовности к  творчеству).

Олимпиадное движение в вузе можно рассматривать как составную  часть элитарного образования, которое  для одарённых детей Шпаревой Г.Т. определено как «наиболее технологичная и подвижная часть культуры, активизирующая процесс взращивания многопрофильной элиты и выступающая как система отбора, обучения и развития одарённых детей. Оно обеспечивает формирование инновационной культуры человека как стратегического ресурса нового века и оптимизирует соотношение традиций и обновления в любом виде деятельности» [14]. При этом элитарность понимается не как ограничения по участию в олимпиадном движении, а как предоставление каждому обучающемуся возможность проявить себя в творчестве и стать членом интеллектуальной элиты страны, определяющей её инновационное развитие.

В процессе проектирования олимпиадного движения целью является подготовка в системе высшего профессионального образования прежде всего конкурентоспособной личности.

В системе подготовки будущего специалиста олимпиадное движение как форма организации обучения выполняет несколько функций, которые явно способствуют формированию академической активности и творческих профессиональных компетенций:

1. Адаптивная функция  проявляется в том, что обучающийся  как участник включается в  творческий коллективный процесс по решению производственной проблемной ситуации, может оценивать и реально представлять позитивные и негативные моменты профессиональной деятельности.

2. Целевая функция определяет  специфику поведения и профессиональной  деятельности, задаёт вектор творческого саморазвития будущего инженера.

3. Обучающая функция состоит  в дополнении и обогащении  основной теоретической подготовки  во время участия в олимпиадах, создаёт условия для качественно нового применения уже имеющихся знаний и навыков.

4. Воспитывающая функция  проявляется в том, что к  воспитательному воздействию вуза  добавляется воздействие олимпиадного коллектива других учебных заведений, профессиональных сообществ, внешней среды через решение региональных проблем, и прежде всего через самоисследование и самовоспитание.

5. Рефлексивная функция  предполагает анализ собственной  теоретической подготовки, возможность  проверки и корректировки в условиях, приближенных к реальной производственной деятельности, в условиях неопределённости и жёсткого цейтнота времени.

Олимпиадное движение –  это специфическая реальность, рассматриваемая  как специальная сфера социальной деятельности, в которой участники (и обучающиеся и преподаватели) совместно повышают уровень своих творческих способностей. Студенты, осуществляющие «производство» собственных мыслей в условиях олимпиадного движения, оформление их в слова через сотрудничество и соперничество, переживают состояние творца – создателя нового, состояние открытия, инсайта.

В образовательном процессе олимпиадное движение, основанное на саморазвитии обучающегося, представляет собой инновационную форму организации обучения – форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении (быстром и без психологической деформации) в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося в условиях олимпиадной среды.

Образование опосредуется потребностями  человека, которые целенаправленно  удовлетворяют в образовательном процессе. В олимпиадном движении интегрируются познавательные и социальные потребности человека с целью становления профессиональных компетенций. Специфика олимпиадного движения состоит в создании условий для саморазвития и самореализации обучающихся в образовательном процессе.

Олимпиадное движение в высшей школе выступает как один из специально контролируемых и организованных процессов приобщения студента к межличностному взаимодействию на основе творческой профессионально-ориентированной деятельности и воспитания нравственных качеств.

Рассматривая, олимпиадное движение как элитарное образование нельзя не согласится с тезисом о том, что оно состоит не только в особом функционировании «отдельных модулей (научно-методологического, практико-педагогического, акмеологического, финансово-экономического, материально-технического, информационно-издательского, административного), но и в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию когнитивной и личностной парадигм образования при сохранении организационной, содержательной, технологической преемственности педагогического процесса на всех его этапах» [4].

В олимпиадном движении реализуются  процессы, которые можно положить в основу организации инновационного образовательного процесса:

1. Развивается понимание  личностной ценности других людей  и возможности учёта их мировоззрения  при совместном решении профессиональных творческих задач;

2. Развиваются познавательные  способности с выходом на эвристический  и креативный уровни интеллектуальной активности и создаётся нацеленность на непрерывное образование;

3. Творческие способности  развиваются при выполнении реальных  проектов;

4. Обучающиеся получают  возможность вырабатывать и отстаивать  собственные суждения по решаемым  проблемам.

На наш взгляд, олимпиадное  движение как форма организации  обучения прежде всего нацелена на подготовку творчески саморазвивающейся личности. Мы согласны с В.И. Андреевым, что творчески саморазвивающаяся личность – это «личность, ориентированная на творчество в одном или нескольких видах деятельности на основе самоактуализации всё более сложных творческих задач и проблем, в процессе разрешения которых происходит самосозидание, т.е. творческое позитивное изменение "самости", среди которых системообразующими являются самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая реализация» [2].

Мы рассматриваем олимпиадное  движение как элемент сознательного  управления академической активностью и творческой деятельностью. При этом мы опираемся на мысль Я.А. Пономарёва о том, что «до последнего времени задача обучения творческому мышлению оставалась по существу не более чем хорошим пожеланием и реализовалась в очень ограниченной степени, главным образом за счёт отдельных чисто эмпирических находок. Но и эти находки, как правило, не поддавались должному обобщению и систематизации, а потому и не внедрялись в обучение. Сейчас картина начинает меняться.

По нашему мнению, специально-организованная познавательная деятельность в виде участия в олимпиадном движении имеет естественные и многогранные связи с повседневной производственной деятельностью специалиста и интегрируясь в жизнь обучающихся, развивает произвольное и концентрированное внимание, ассоциативное мышление, навыки общения, внешнюю и внутреннюю собранность, помогает преодолеть психологические барьеры при вступлении в новый коллектив, повысить уровень управленческих умений, т.е. предоставляет возможность выбора профессиональной деятельности на уровне удовлетворения мотивации самоактуализации. Следовательно, вовлечение обучающихся в олимпиадное движение оказывает мощное воздействие на становление и развитие личности в соответствии с положениями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) третьего поколения.

В олимпиадном движении разрешается  противоречие между организованностью  социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса. «Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью» (К. Маркс). Подлинно творческой, свободной является деятельность внутренне необходимая человеку, выражающая его внутренние стремления к творчеству в профессиональной области, и протекающая в русле специально организованных условиях в образовательном учреждении. Ценность участия в олимпиадном движении заключается в том, что совместный поиск творческих решений выступает как средство самовыражения; выражения эмоций и чувств; развития духовной культуры и интеллекта; реализации креативности; полифункционального назначения; взаимопонимания между людьми, что мы и называем академической активностью. Предполагается, что студент будет последовательно переходить от этапа предметных олимпиад – к конкурсам по специальности, затем к научной работе (что может быть отражено участием в конкурсе выпускных квалификационных работ).

Олимпиадное движение как  элемент полидисциплинарной, многоступенчатой системы образования, имеющий возможность сочетания административного и инициативного способов трансляции позитивного опыта, способно нейтрализовать негативный опыт, влияющий на социализацию молодёжи.

Информация о работе Академическая активность студентов