Читает ли современный студент?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:44, лабораторная работа

Описание работы

Взрослые уверенно утверждают, что молодежь не читает

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………………….3

2. Методологический раздел программы социологического исследования

Тема …………………………...……………………………………………….5
Актуальность………………………………………………………………… 5

Объект исследования ………………………………………………………..5

Предмет исследования ………………………………………………………5

Цель исследования …………………………………………………………..5

Логическое обоснование основных понятий……………………………… 6

Гипотеза исследования ………………………………………………………6

Задачи исследования …………………………………………………………7

3. Методический раздел программы социологического исследования
Методы сбора первичной социологической информации ……………….8

Место проведения исследования. Название инструментария……………8

Результаты опроса.8

4. Вывод …………………………………………………………………….…..10

Библиографический список ………………………………………………...…11
Приложение 1 (анкета)…………………………………………………………12

Приложение 2 (результаты опроса)………………………………………….. 15

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование.docx

— 40.37 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Социология»

на тему: Читает ли современный студент? 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка

очной формы  обучения

специальности Организация и

технология защиты информации

первого курса  12  группы                                                          А. Е. Степаненко 
 
 
 

Руководитель  работы

Старший преподаватель  кафедры социально-

гуманитарных  дисциплин                                                           А. А. Саморуков 
 
 
 
 

Оренбург

2011

 

Оглавление.

1. Введение ……………………………………………………………………….3

2. Методологический  раздел программы  социологического  исследования

    Тема …………………………...……………………………………………….5

    Актуальность…………………………………………………………………  5

    Объект исследования ………………………………………………………..5

    Предмет исследования ………………………………………………………5

    Цель исследования …………………………………………………………..5

    Логическое обоснование основных  понятий……………………………… 6

    Гипотеза исследования ………………………………………………………6 

    Задачи исследования …………………………………………………………7

3. Методический раздел  программы социологического  исследования     

      Методы сбора первичной социологической информации ……………….8

      Место проведения исследования. Название инструментария……………8

      Результаты опроса.8

4. Вывод …………………………………………………………………….…..10

Библиографический список ………………………………………………...…11

Приложение 1 (анкета)…………………………………………………………12

Приложение 2 (результаты опроса)………………………………………….. 15 

  1. Введение

              «Будущее, конечно, за электронной  книгой – просто потому уже, что занимает она несравненно  меньше места и  во многих отношениях удобнее бумажной: её легче листать  в поисках нужного  места, её можно снабжать иллюстративным материалом, который Гутенбергу с Фёдоровым и  не снился, её, чёрт возьми, можно даже озвучивать!»

              Борис Стругацкий

  Взрослые  уверенно утверждают, что молодежь не читает, ничем кроме «пива и  телевизора не интересуется», и вообще апокалипсис уже не за горами. То, что у молодых нет никаких  идеалов, а идеалы были только у них - это вечная песня людей старшего возраста. Да, наши родители читали много. И этому было две причины. Во-первых, больше нечем было заняться... А во-вторых, им действительно было интересно  читать. Сегодня те эмоции, которые  папы и мамы могли получить только из книги, приносит кино, компьютерные игры и прочее. Нажал несколько  кнопок— и получай свой адреналин! Да, некоторые мои знакомые честно признаются, что вообще не читают ничего. И аргументируют это тем, что  чтение книг - это бесполезная трата  времени. В итоге с современными молодыми людьми часто бывает не о  чем разговаривать. Бедность словарного запаса объясняется тем, что человек  мало читает. Чем больше человек  читает, тем ярче он может что-то описать, тем понятнее и быстрее  может что-то объяснить, тем легче  ему убедить другого человека. Много читаете - вам же от этого  лучше! Многие читают, но только то, что  положено по школьной программе и  в сокращённом варианте. И это  меня удивляет. Ведь сейчас существует альтернатива обычной книге –  это аудиокниги. Меня приятно поразило, когда однажды я спросила знакомого, стоящего рядом (он был в наушниках): «Что ты слушаешь?», а он вместо ответа протянул мне наушник, из которого звучал голос, зачитывающий одну из моих любимых книг - «Алхимик» Коэльо… Среди молодежи нашего города есть совершенно замечательные, мыслящие люди. Вот небольшая плеяда любимых моими друзьями писателей: Сергей Лукьяненко, братья Стругацкие, Людмила Улицкая, Татьяна Толстая, Борис Акунин, Дарья Донцова, Харуки Мураками, Патрик Зюскинд, Макс Фрай, Пауло Коэльо, Ричард Бах, Стивен Кинг. И это далеко не весь список! Отрадно, что и русской классике есть место в нашей жизни. Интерес к классике подогревают экранизации таких шедевров литературы, как «Идиот», «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Тихий Дон», «Тарас Бульба». Экранизируют произведения и современной литературы – яркими примерами являются детективы Бориса Акунина, «Дозоры» Сергея Лукьяненко. Сегодня помощником в получении необходимых произведений является Интернет, кроме того, большое количество литературы покупается в книжных магазинах. В результате чего и снизилась посещаемость библиотек, что явилось причиной высказываний «молодежь стала читать меньше». Но электронная книга никогда не заменит настоящую - у нее нет аромата типографской краски… А молодежь читает, пусть и не вся! И кто читает - читает много, что не может не радовать. Гульназ НАСРЕТДИНОВА. г.Агидель. 
 
 
 
 
 

 

     2. Методологический раздел программы социологического исследования

     Тема

       Читает ли современный студент?

     Актуальность

     Вырезка из газеты Южный Урал. Автор статьи Полина Кузаева

     «Принято говорить, что молодежь не читает. Но так ли это? Ведь книжные магазины не жалуются на отсутствие покупателей. И их клиентами становятся люди отнюдь не старшего возраста.

     По  словам классика, нет лучшего учения, чем чтение. И если мы оттолкнемся  от этого и выясним, что читают молодые люди, то поймем, чему они  учатся.

     Секс, насилие и религия.

     Наиболее  рейтинговые издания, которые молодежь расхватывает, как горячие пирожки  окрашены в ярко-оранжевый цвет и  идут под эгидой серии "Альтернатива" как интеллектуальные бестселлеры»

     Объект  исследования

     Объектом  исследования являются студенты дневной  формы обучения различных ВУЗов  города Оренбурга.

     Предмет  исследования

     Проблемы, связанные с отсутствием желания  у студента проводить свободное  время за чтением книги

     Цель  исследования

     На  основе задач выявить эффективные  методы привлечения современного студента к чтению литературы.

     Логическое  обоснование основных понятий

     Центральными терминами в методологии моего исследования являются: студент, книга, библиотека . Интерпретация этих понятий означает поиск эмпирических признаков, поясняющих их значения в некотором существенном отношении. Иными словами, необходимо достичь такого уровня конкретизации теоретического материала, при котором содержание понятий можно будет зарегистрировать в виде эмпирического индикатора. Эмпирическими переменными являются факторы, влияющие на повышение интереса к чтению книг. 

     Ниже  представлены характеристики понятий:

  • Студент (от лат. studens, родительный падеж studentis — усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения.
  • Библиотека (греч. bibliothēkē, от biblíon — книга и thēkē — хранилище), культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати
  • Книга - важнейшая исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления семантической информации (главным образом связного и достаточно пространного текста), предназначенная для ее повторяющихся воспроизведения и передачи во времени и пространстве

     Гипотеза  исследования

     Гипотеза (от др.-греч.— «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются.

    Гипотеза  основания:

     Проблема  отсутствия желания у студента проводить свободное время за чтением книги.

     Гипотеза следствия:

  1. Отсутствие  взаимопонимания с людьми старшего поколения;
  2. Ограничение словарного запаса, неумение правильно формулировать свои мысли.

     Задачи  исследования

  • Провести  опрос среди студентов ВУЗов;
  • Сделать выводы о количестве читающих студентов;
  • Узнать, какую литературу предпочитают современные студенты;
  • Дать рекомендации и советы для повышения интереса прочтения книг.
 
 
 
 
 
 

 

     3. Методический  раздел программы  социологического  исследования

     Методы  сбора первичной  социологической  информации

     При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых  имеет по две основные разновидности:

  • опрос – анкетирование и интервьюирование;
  • анализ документов – качественный и количественный анализ;
  • наблюдение – невключенное и включенное;
  • эксперимент – контролируемый и неконтролируемый.

     В данном социологическом исследовании будет использоваться анкетирование.

     Место проведения исследования. Название инструментария.

     Вопросы анкеты были опубликованы на одном  социальном сайте. Время заполнения анкет не ограничено (для полного  осмысления вопроса)

     Инструментарий: анкета, состоящая из 14 вопросов (приложение 1).

     Выборочной  совокупностью моего исследования будут являться лица мужского и женского пола. Студенты дневного отделения 1-2 курса различных ВУЗов города Оренбурга.

     Результаты  опроса.

     По  результатам опроса было выявлено, что большинство студентов:

  • Читают литературу не постоянно, либо не читают вообще;
  • Считают самым популярным жанром фантастику и научно-популярную литературу, сами отдают предпочтение фантастике;
  • В личной библиотеке держат научно-образовательную литературу;
  • Студенты затрудняются при ответе на вопрос «Читает ли современная молодежь?»;
  • 100% студентов читают книги традиционным способом, перелистывая страницы;
  • Студенты считают, что сейчас молодежь читай намного меньше чем раньше;
  • Говорят что из современных авторов очень мало достойных произведений и читать нечего;
  • Покупают книги в книжных магазинах;
  • Ходят в библиотеку только по мере необходимости;
  • Предпочитают прочитать книгу, сходить в театр, посмотреть фильм и все это сравнить

    Результаты  опроса - Приложение 2 
     
     

 

    4.Вывод

                «Боюсь, что у русской  литературы есть только одно будущее –  её прошлое».

                Евг. Замятин.

  Из  проделанного социологического исследования можно сделать вывод, что современный  студент мало времени уделяет  книге, а у большего количества опрошенных отсутствует какое-либо желание  взять в руки книгу. В чем же проблема? По результатам опроса видно, что в настоящее время очень  мало стоящих книг современных писателей, просто напросто нечего читать. Сто  процентов опрошенных сказали что  если и читают книги, то предпочитают это делать традиционным способом, перелистывая страницы и ощущая полное удовлетворение и наслаждение, погружаясь в мысли писателя. Что же мешает это делать? А мешает большая стоимость  книг, не хватки нужной литературы в  библиотеках.

  Решением  этих проблем может послужить  пропаганда современных произведений старшими поколениями, завоз книг в  библиотеки, интересуемые читателем, и  если возможно обще доступность и  снижение цен на популярную литературу.

Информация о работе Читает ли современный студент?