Ценностные предпочтения современных студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 13:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать проблему ценностных ориентаций студентов.
Объект исследования: ценностные ориентации студентов
Предмет исследования: зависимость ценностных ориентаций от средств массовой информации.
Гипотеза: средства массовой информации влияют на формирование ценностных ориентаций студентов.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций развития личности
1.1 Понятие и виды ценностных ориентаций
1.2 Рассмотрение проблемы ценностных ориентаций в юношеском возрасте
1.3 Воздействие средств массовой информации на ценностную ориентацию в юношеском возрасте и студенчестве
1.4 Влияние рекламы на ценностные ориентации личности
Глава 2 Исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте
2.1 Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
2.2 Анализ полученных результатов
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовик по акмеологии.docx

— 67.18 Кб (Скачать файл)

Негосударственное частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный открытый институт

 

Кафедра: Психология

 

Факультет: Психологии и социальной работы

Специальность: Психология развития

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина: Акмеология

Тема курсовой работы:

«Ценностные предпочтения современных студентов»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса гр. ПР001с/3чл:

Васильева Татьяна

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2014 г.

 

Содержание

 

Введение                                                                                        

Глава 1 Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций развития личности

1.1 Понятие и виды ценностных ориентаций

1.2 Рассмотрение проблемы ценностных ориентаций в юношеском возрасте

1.3 Воздействие средств массовой информации на ценностную ориентацию в юношеском возрасте и студенчестве

1.4 Влияние рекламы на ценностные ориентации личности

Глава 2 Исследование ценностных ориентаций в юношеском возрасте

2.1 Исследование  ценностных ориентаций по М. Рокичу

2.2 Анализ полученных результатов

Выводы

Список использованной литературы

 

Введение

 

Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций личности студентов представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных социальных изменений, когда отмечается некоторая “размытость” общественной ценностной структуры, многие ценности оказываются порушенными, исчезают социальные структуры норм, в постулируемых обществом идеалах и ценностях появляются противоречия.

Взросление неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях

В России общество находится пока в процессе стабилизации социальных и нравственных отношений. Этот процесс сопровождается существенным обновлением культуры и нравственных ценностей, которые, в свою очередь, влияют на духовную и практическую деятельность современного человека.

Актуальность: в настоящее время исследование ценностных ориентаций студентов должно показать основные тенденции в процессе изменения духовных и материальных ценностей современного общества. Сегодняшние молодые люди через несколько лет окончательно выработают свою систему ценностей, которую должны будут воспринимать уже следующие поколения. Важно именно сейчас обозначить негативные проблемные тенденции, и, пока еще есть время, попытаться направить процесс формирования ценностных ориентаций по пути освоения положительных ценностей, выработанных предшествующими поколениями

Цель работы исследовать проблему ценностных ориентаций студентов.

Объект исследования: ценностные ориентации студентов

Предмет исследования: зависимость ценностных ориентаций от средств массовой информации.

Гипотеза: средства массовой информации влияют на формирование ценностных ориентаций студентов.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

изучить теоретические аспекты проблемы ценностных ориентаций;

выделить особенности формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте;

исследовать воздействие средств массовой информации на ценностную ориентацию в юношеском возрасте;

Провести психодиагностическое тестирование и проанализировать результаты.

Методология исследования: теория ценностных ориентаций М. Рокичу.

Методы исследования: психодиагностический метод, ранжирование.

Методики исследования: методика ценностных ориентаций М. Рокичу.

Теоретическая база: работы И.С. Кона, А.В. Мудрика, З.К. Селивановой,

Экспериментальная база: студенты 1 курса БАТИП г. Санкт-Петербург

Этапы исследования:

подготовительный: анализ психолого-педагогической литературы;

проведение психологической диагностики ценностных ориентаций подростков. Анализ результатов исследования.

Заключительный этап. Оформление выводов и самой работы.

 

 

Глава 1. Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций развития личности

 

1.1 Понятие и виды ценностных ориентаций личности

 

Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой истории общества люди выработали способность выделять в окружающем их мире предметы и явления, которые приобретали для них особую значимость и к которым они, поэтому питали особое отношение: ценили и оберегали их, стремились к овладению ими, ориентировались на них в своих действиях и стремлениях.

Первоначально ценности ограничивались сферой утилитарных отношений к природе и обществу. Единственным основанием для их различения был признак полезности. Люди ценили предметы природы, которые служили для них пищей; они ценили животных, которых приручали и использовали в качестве орудий труда; они ценили все, что облегчало им жизнь или, по крайней мере, казалось, что помогает жить, ограждает от страданий, бед и несчастий. Эти начальные ценностные ориентации, ценности и ценностные отношения людей к окружающему миру с развитием общества претерпевали существенные изменения в процессе формирования насущных потребностей, стремления к их удовлетворению.

В зависимости от характера потребностей и способов их удовлетворения ценности подразделяются на материальные и духовные, которые, в свою очередь, могут быть познавательными, научными, эстетическими, художественными, моральными. B самом общем виде различия материальных и духовных ценностей заключаются в том, что первые связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, и поэтому их мерилом выступает практическая полезность предметов, вторые же, как правило, характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения иные. Мерой измерения познавательных и научных ценностей, например, является истина; эстетических и художественных — красота, прекрасное. Особенности моральных ценностей обусловлены основной ролью морали в жизни общества. Мораль призвана регулировать и гармонизировать взаимоотношения между людьми, разрешать противоречия между обществом и поведением отдельных людей. Подлинная нравственность призвана обеспечивать чистоту человеческих отношений, поэтому моральные ценности, к числу которых относятся добро, совесть, достоинство и т. д., свободны не только от каких-либо меркантильных, но и вообще от утилитарных соображений. Мораль выше интересов сиюминутной выгоды, расчета, ее цель — способствовать утверждению человеческой солидарности и гуманности.

Моральное сознание человека предопределено теми ценностями, которыми общество уже располагает, которые порождены всем его предшествующим развитием. Само же общество интегрирует, обобщает в моральных ценностях те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического прогресса. С другой стороны, ценностные ориентации отдельных людей лишь более или менее полно, более или менее адекватно соответствуют системе общественных ценностей.

Если рассмотреть роли идеала в нравственном развитии личности, то можно выделить несколько ключевых моментов:

1. Под идеалом обычно понимается образ наиболее совершенного общественного устройства или совершенного человека. Потребность в идеале — одна из наиболее сильных человеческих потребностей, и связана она со стремлением освободиться от всего, что мешает людям свободно проявить свои физические и духовные силы, беспрепятственно применять способности для всеобщего блата, ощутить полнокровное дыхание жизни.

Потребность в идеале является характерной чертой человеческого существования, могучим стимулом личностного развития.

Наблюдения показывают, что психологически потребность в идеале удовлетворяется по-разному. В одних случаях она удовлетворяется за счет избрания конкретного образца для подражания, которым может оказаться кто-либо из среды ближайшего окружения (для подростков это чаще всего отец или мать) или художественный образ. Иногда это собирательный образ. К ним чаще всего обращаются представители старшего возраста. В юности ощущается наиболее интенсивная потребность в идеале. В сознании молодых людей происходят отбор наиболее привлекательных личностных качеств, присущих разным индивидам, связывание их в единый совершенный образ, то есть идеал.

2. Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.

Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я., Наумова-Н. Ф.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.).

Кроме того, можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можноназвать: стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин-Н. И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности.

3. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.

Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.

Ядов В.А. разработал диспозиционную концепцию регуляции социального поведения индивида. Основная идея этой концепции заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, организованных иерархически, которые регулируют его поведение и деятельность. Каждый уровень этой системы включает три компонента: потребность, классифицированную с точки зрения включенности индивида в различные сферы социальной деятельности ситуацию, в которых действует индивид и которые “встречаются” с определенными потребностями; и диспозиционное образование, регулирующее поведение и деятельность индивида. Система ценностных ориентаций индивида формируется на высшем уровне развития личности и регулирует поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности, в которых выражается отношение личности к целям жизнедеятельности и к средствам удовлетворения этих целей.

Многие исследователи придавали большое значение сформированности у индивида системы его ценностных ориентаций. Так, например, Колберг Л., занимаясь развитием индивида, исследовал стадии орального развития личности и связывал их со стадиями умственного развития по Пиаже.

Якобсон П.М., выделяя психологические аспекты созревания личности и исследуя критерии ее социальной зрелости, отмечал важную роль динамических сдвигов в ядре личности, связанных с открытием и усвоением ценностей, норм, требований и правил общества.

Наиболее интересные с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности старший подростковый и переходный к юношескому возрасту. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).

Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции.

 Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Деструктивное воздействие  средств массовой коммуникации

 

Расширение информационной среды поставило перед исследователями ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей – иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на "потребителей информации". В самом общем виде вопрос можно сформулировать следующим образом: какова степень обусловленности человеческого поведения тем, что показывает ему телевидение (как самое доступное средство массовой коммуникации).

Информация о работе Ценностные предпочтения современных студентов