Читательские предпочтения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать рекомендации студентам по актуальной теме моей курсовой работы

Задачи:
-анализировать как сейчас обстоят дела в исследуемом учебном заведении, что для студентов чтение, что студентам даёт чтение

-описать и провести исследования в МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, провести опрос студентов вуза и подвести итоги
-дать рекомендации по улучшению ситуации

Файлы: 1 файл

Курсовая импирическая социология 3.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МАТИ» - Российский Государственный Технологический Университет

имени К.Э. Циолковского

(МАТИ)

 

Курсовая работа

по дисциплине «Эмпирическая социология»

на тему:

Читательские предпочтения студентов

студента (ки) группы 7УПП-2ДБ-083

                                            Буровой Яны Петровны

Научный руководитель  Болотин И. С.

Профессор, д.с.н, зав. кафедрой СиУП

Защита курсовой работы оценивается на _________________________

                                                                          (оценка)

Дата защиты _________________________________________________

_____________________________________________________________

                                   (подпись научного руководителя)

 

 

Москва 2014 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность моей курсовой работы состоит в том, что обнаружено устойчивое снижение у

молодых людей интереса к чтению. Отмечается, что им проще посмотреть фильм, поставленный по сюжету художественного произведения, ознакомиться с сокращенным вариантом произведения, чем читать его целиком. К числу основных причин, из-за которых снижается интерес к чтению, как уже указывалось, смещение акцента с печатного ряда на ряд визуальный ,а также острый дефицит времени, которое, при его наличии, студенты предпочитают тратить не на чтение книг, а на решение личных проблем, межличностные контакты, развлечения, интернет.

Полагаю, выявленная тенденция несет в себе определенную угрозу для личностного развития юношей и девушек, так как в период активного развития самосознания личности, каким и является юношеский возраст, крайне важно иметь четкие ориентиры в системе жизненно важных ценностей, быть знакомым с широтой мнений и подходов к разнообразным проблемам и вопросам. Все это, как правило, находит отражение в литературе. И в случае, если молодой человек мало ею пользуется, система его ценностей, как и мировоззрение в целом, могут быть сформированы не в полной мере. Уменьшение свободного времени неизбежно приводит к снижению читательской активности, поэтому и неудивительно, что чтение во многом перестает быть преимущественно досуговым занятием и начинает все больше обслуживать специализированные, функционально обусловленные сферы культуры.

 

Цель исследования: дать рекомендации студентам по актуальной теме моей курсовой работы

 

Задачи:

-анализировать как сейчас обстоят дела в исследуемом учебном заведении, что для студентов чтение, что студентам даёт чтение

 

-описать и  провести исследования в МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, провести опрос студентов вуза и подвести итоги

-дать рекомендации  по улучшению ситуации

 

Объект: студенты

 

Предмет: что предпочитают читать студенты

 

Гипотеза: На данный момент общество современных студентов состоит из большей части читающих, но что они читают, как много они читают и для чего они читают мне предстоит выяснить ,проведя опрос, по составленной мною анкете.

 

  1. Определение читательских предпочтение студентов

 

Теоретические основы изучения читательских предпочтений как характеристики направленности личности.

Читательские предпочтения как предмет междисциплинарного исследования. Рассматривается феномен читательских предпочтений с позиции различных областей знания. В социологической науке предметом исследования становятся художественный кругозор читателей, характер читательского спроса и степень его удовлетворенности в связи с социально-демографическими характеристиками респондентов, такими как возраст, пол, уровень образования, профессия, место жительства и т. п., а также изменениями условий общественной жизни (3. Ривлин, Ю. Шаров, Б. Банк, Р. Концевич, Н. Лепнинова и др.). Тем не менее социологи отмечают необходимость проведения углубленных психологических исследований для анализа читательских предпочтений личности (D. Randall, Г. Дадамян, Ю. И. Фохт-Бабушкин, В. Д. Стельмах).

Психологический подход к изучению читательских предпочтений характеризуется поиском индивидуально-психологических факторов читательских предпочтений. Особое внимание уделено концепции Н. В. Рубакина, основателя библиопсихологии. Опираясь на концепцию Э. Геннекена, он формулирует утверждение, что читатель более склонен предпочитать те литературные произведения, которые близки его собственной мировоззренческой позиции. Проводятся исследования, рассматривающие особенности читательских предпочтений акцентуированных личностей (М. Е. Бурно, В. П. Белянин). М. Вайну проводит исследование, направленное на выявление связей между читательскими предпочтениями и такими психологическими свойствами, как экстраверсия / интроверсия. Психологические особенности восприятия фантастического жанра художественной литературы у взрослых читателей исследуются в работе К. Кафинэл (Kofinel К.).

Другое направление в психологии и библиотековедении акцентирует внимание на мотивационно-погребностной сфере (Б. Г. Умнов, М. Б. Глотов, П. Отле, Golden G., Ю. Л. Проект и Е. В. Левенец, X. Хансен), на основе которой разрабатываются различные типологии читателей (J1. И. Беляева, В. А. Бородина). Среди основных мотивов чтения выделяются такие, как познавательный, эмоциональный, нравственно-ориентационный, престижный, эстетический и развлекательный.

 
1.1 Идеальная ситуация читательских предпочтений студентов

 

Библиотека МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского осуществляет информационно-библиотечное обеспечение учебного процесса и научной деятельности вуза. Сегодня её универсальные фонды насчитывают более 315000 экземпляров.

Библиотека МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского представляет читателям информацию на бумажных и электронных носителях. В состав фондов входят как работы современных авторов на бумажных и электронных носителях, так и уникальные книги, изданные в конце XIX начале XX вв. Имеется большой выбор периодических изданий – научные, специальные, научно – популярные, реферативные журналы по основным направлениям деятельности кафедр университета, часть из которых представлена в электронном виде. В организации работы библиотеки применены современные средства автоматизации, передовые технологии и новаторские решения, спроектированные и реализованные учеными и специалистами МАТИ. Структура библиотеки “МАТИ” – Российского государственного технологического университета им. К. Э. Циолковского:

Абонемент технической литературы

комн. 305А

Читальный зал

комн. 308А


 

Знакомство студентов с библиотекой начинается с абонемента учебной литературы (новый корпус, первый этаж, комн. № 308 А). Здесь в начале сентября ежегодно проводится запись студентов, зачисленных в вуз приказом ректора; для записи в библиотеку необходимо иметь студенческий билет. Студентам выдаются читательские билеты.

Студентам первого курса учебная литература выдается комплектами по учебным группам на семестр или учебный год. Дополнить комплект учебников, обменять книги можно после 20 сентября (ежегодно). В конце каждого учебного семестра (в первом: с 5 по 25 января; во втором: с 20 июня по 5 июля) студенты обязательно должны сдать учебную литературу в библиотеку.

В фонде читального зала содержат литературные источники по авиации, космонавтике и другим отраслям техники, по математике, физике, химии, материаловедению, технологиям обработки различных материалов, компьютерным технологиям, экономике, истории, социологии, философии, экологии и другим отраслям знания. Также включают в себя соответствующие учебные и справочные издания, (энциклопедии), художественную литературу. Читальный зал обеспечивает студентов литературой к семинарским занятиям.

Абонемент художественной литературы обслуживает все категории читателей. В фонде абонемента представлена русская литература, литература народов России и зарубежная художественная литература, книги по истории, искусству, спорту, литературоведению, литературно-художественные журналы.

Студенты по читательскому билету могут пользоваться абонементом научной литературы. Издания, хранящиеся в фонде в единственном экземпляре, а также редкие и ценные для научной деятельности вуза издания могут быть востребованы читателями только через читальный зал.

Читальный зал имеет фонд (в том числе на иностранных языках) учебной, научной, справочной литературы, а также государственные стандарты, книги, журналы и газеты. Сотрудники библиотеки консультируют читателей о замене, отмене и сроках действия стандартов, оказывают помощь в поиске стандартов по указателю "Государственные стандарты". Знание стандартов необходимо для правильного оформления перечня используемой литературы, выполнения чертежей, расчетно-пояснительных записок и т.п.

Читальный зал содержит фонд информационных изданий (сигнальные, реферативные, обзорные), энциклопедии, словари. В читальном зале функционирует постоянная выставка "Новые книги и журналы".

Информацию об имеющихся в фонде библиотеки книгах и периодических изданиях можно получить в зале карточных и электронных каталогов . Предоставление читателям свободного доступа к информации, к миру знаний является основным приоритетом работы библиотеки.

Cколько должны читать в идеале наши студенты? 
Вот интересно, сколько читают наши добросовестные студенты, учась в вузах?

Вообще, за 4 года учась на очном, студент должен прочитать не менее 4.800.000 слов (четыре миллиона восемьсот тысяч слов) . Эта сумма - сумма слов всех модульных учебников. Студент должен прочитать примерно 15.000 страниц. Студент должен освоить 240 модульных учебников.  
Для этого нагрузка должна быть в неделю примерно 57 академических часов.  
В традиционных вузах эта нагрузка может быть еще больше, где придется прочесть до 15 
Если речь идет о традиционных учебников, где не умеют доступно излагать мысли, то эта сумма достигнет и 15.000.000 слов, т. к. придется неоднократно перечитывать, да и краткости в традиционных учебниках, к сожалению, нет.

Эта сумма слов берется из расчета того, что за 4 года нагрузка на студента составляет суммарно 8640 часов. Это и есть стандарт обучения.

Для этого нагрузка должна быть в неделю примерно 57 академических часов.  
В традиционных вузах эта нагрузка может быть еще больше, где придется прочесть до 15 миллионов слов, где нужно прочесть 30.000 страниц и около 80 учебников не модульных по программе.

 

 

1.2 Реальная ситуация читательских  предпочтений студентов

 

По мнению отечественных и западных ученых образование сегодня становится товаром, что определенным образом влияет на представления людей об учебе в высшем учебном заведении, правах собственности и передачи знания, о подлинной роли гражданства в современном обществе. Образование становится сегодня тем инструментом, с помощью которого каждый человек может добиться успеха в жизни, а общество в целом двигаться по пути прогресса. Сегодня для всех очевидно: образование может чрезвычайно много и позитивного, и негативного. Пользоваться этими возможностями необходимо профессионально и целенаправленно, так как будущее общества формируется сегодня нами, в ближайшей перспективе нашими студентами.

Какие они сегодняшние студенты? За последние годы студенты очень изменились. Основным стал принцип выживания. И люди стали жить по инстинктам. Когда человек говорит: «Я так хочу» - это словесное выражение инстинктивной деятельности. А основные инстинкты все знают: поесть, поспать и т.д. Причем пищевой - первый. Вот такая проблема.

Современные студенты вынуждены в ущерб учебе тратить много времени на подработки.

Одна треть студентов работает, потому что родители не могут обеспечить их всем необходимым. Еще одна треть работает, чтобы попробовать себя в деле и к концу учебы четко понимать, на чем они хотят специализироваться. Оставшаяся часть студентов работает, чтобы обеспечить себе трудоустройство после окончания учебного заведения.

Из этой проблемы вытекают достаточно глобальные последствия.

Корпоративные связи внутри студенчества как социальной группы сейчас достаточно слабы и в первую очередь, определяются совместной деятельностью внутри группы.

Раньше это была не только учеба, но и студенческие кружки, турпоходы, слеты, конкурсы авторской песни или дежурства. Сейчас все эти мероприятия выражены в очень слабой степени, и даже учеба для современного студента - это полдела, поэтому и социальные связи стали наполовину слабее. У студента на первом месте стоит проблема заработка.

Но увлеченность не исчезла. Она всегда подогревается любопытством, поэтому человек никогда ее не утратит. У современного студента есть стремление к познанию нового. Намного повысился уровень знаний современного студента, он стал эрудированнее. Но читают студенты очень мало. Если раньше хорошо знали классику, то сейчас - нет. Но незнание классических произведений они восполняют другим. Сейчас поступление информации многоканальное. У современного студента появился компьютер, Интернет, широкие возможности для изучения любого предмета. Ко всему вышесказанному, современный студент, конечно же, стал мобильнее. Но все равно студенты не в полной мере используют то, что им дано, учитывая, что у них столько источников информации и столько возможностей. Все зависит от выбора каждого из них.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение совладеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.)

 

Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности студентов, как правило, выделяют три.

Информация о работе Читательские предпочтения студентов