Читательские предпочтения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать рекомендации студентам по актуальной теме моей курсовой работы

Задачи:
-анализировать как сейчас обстоят дела в исследуемом учебном заведении, что для студентов чтение, что студентам даёт чтение

-описать и провести исследования в МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, провести опрос студентов вуза и подвести итоги
-дать рекомендации по улучшению ситуации

Файлы: 1 файл

Курсовая импирическая социология 3.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

Можно констатировать, что на чтение студенческой молодежи большое внимание оказывает профиль вуза, в котором студенты учатся.

    1. Роль библиотек в удовлетворении читательского интереса студентов

Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационного мира. Речь идет не просто о повышении уровня образованности людей, а о формировании нового образа и способа мышления, приспособленного к быстро меняющимся экономическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира .

Сегодняшняя реальность такова, что студент все в большей мере должен уметь самостоятельно включать в систему своей деятельности нарастающий поток информации, причем не, только собственно профессиональной, но и прямо не связанной с профессиональной деятельностью.

Непрерывный характер образовательного процесса повышает, таким образом, требования к личности студента, осуществляемой им деятельности, и предполагает, прежде всего, умение работать с любой информацией, что подразумевает, в свою очередь, высокий уровень развития его информационной потребности .

На протяжении длительного времени студенчество было и остается объективным индикатором социальных процессов. В частности именно оно является наиболее активным потребителем информационных ресурсов и, следовательно, информационно-потребительские характеристики студентов позволяют адекватно оценить состояние образовательной и информационной инфраструктуры в целом .

В современных условиях, чтение необходимо рассматривать как важную составляющую информационно-потребительской деятельности студента. Основными предпосылками, обусловливающими необходимость более широкого подхода к изучению указанной деятельности, выступают: формирование информационного общества, требующее существенного расширения минимального набора знаний, позволяющих студентам ориентироваться в современном потоке информации, совершенствование их информационной культуры в целом, которая становится непременным условием существования .

Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация .

Мотивация – процесс выбора между возможными различными действиями. Она регулирует, направляет действие на достижение специфических для данного мотива целей и поддерживает эту направленность, а так же объясняет целенаправленность действий. Так придя в библиотеку, потребитель отбирает и запрашивает ту или иную информацию, которая соответствует его представлению как необходимая .

Мотивация студентов неоднородна, она зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей, уровня развития, например, учебная мотивация студентов, выступает как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную

В основе читательской деятельности лежит мотив . В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства, переживания, все то, в чем находит воплощение потребность .

Мотивы чтения отражают социальный опыт читателя, его индивидуальность, его психологические характеристики .

Что же касается источников получения информации, то, по мнению студентов самыми важными для них являются Интернет и библиотека, далее лекции преподавателей, средства массовой информации и удовлетворение потребностей посредством личной библиотеки

Студенты испытывают потребность, прежде всего в информации содержащей учебный материал (учебники, учебные и методические пособия). На втором месте справочная литература (различные виды справочников, словарей, энциклопедий), многие отдают предпочтение электронным документам .

Студенты активно пользуются каталогами (электронным и карточным), но сравнительно малой популярностью пользуются библиографические и реферативные издания .

Что касается электронного каталога, то сложности возникают при формулировке тематического запроса. Обычно трудности связаны с непониманием «предмета» изучения учебной дисциплины, контрольной или курсовой работы, что вызывает пробел в знаниях будущих специалистов той или иной профессии, студенты чаще всего посещают библиотеку как раз для того чтобы сделать тематический запрос.

Специфические затруднения студенты испытывают при работе с карточными каталогами, использовании алфавитно-предметного указателя (АПУ), систематического каталога

Обнаруживается, что самой большой проблемой у студентов является составление заявки на издание, что подразумевает считывание информации с библиографической записи, знание соответствующих шифров, а именно это и отсутствует у многих читателей.

Большинство студентов обладает сформировавшимися навыками работы с информационно-компьютерными технологиями и интернетом. Основным источником информации, главным образом учебного материала у них выступает вузовская библиотека .

В Федеральном законе РФ «О библиотечном деле» библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» . Эти законодательно зафиксированные функции свидетельствуют о признании особой, все возрастающей роли библиотек в современном мире, о необходимости их развития одновременно во всех трех направлениях, о многогранности повседневного библиотечного труда.

Мы представили законодательную формулировку понятия библиотека, но понятие вузовская библиотека состоит из двух составляющих: вуз и библиотека. В типовом положении «Об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ» говорится, что высшим учебным заведением в РФ является образовательное учреждение, «имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования » .

Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества и др. .

Вузовская библиотека это структурное подразделение вуза, которое осуществляет информационное обслуживание студентов и преподавателей вуза, всячески содействуя их деятельности, а так же библиотека вуза способствует выполнению главных функций образовательного учреждения, указанных выше.

Словарь библиотечных терминов определяют вузовскую библиотеку как структурное подразделение высшего учебного заведения, которое организует библиотечное обслуживание студентов и преподавателей, обеспечивает учебный процесс и научную работу вуза литературой .

Терминологический словарь по библиотечному делу дает следующее определение библиотеке вуза. Библиотека высшего учебного заведения – библиотека, являющаяся структурным подразделением вуза; находится в непосредственном подчинении ректора. Библиотека комплектует фонды по профилю вуза, обеспечивает студентов учебниками и учебными пособиями, собирает и хранит отчеты о научно-исследовательской работе и годовые отчеты вуза, материалы научных и научно-методических конференций, методические материалы, разработанные в вузе, а так же защищенные в вузе диссертации. Библиотека вуза дифференцированно обслуживает читателей, полно и оперативно информирует о последних достижениях в области науки и техники, соответствующей профилю вуза, пропагандирует библиотечно-библиографические знания. Библиотеки крупных вузов ведут научную работу в области библиотековедения и смежных наук по профилю вуза, составляют библиографические указатели, издают информационные материалы .

Библиотека в современном обществе выполняет ряд функций. Функции библиотеки – это назначение библиотеки, которое определяется стоящими перед ней задачами. В советском библиотековедении выделялись две основные исходные функции: кумулятивная (выявлять, собирать, сохранять и передавать во времени и пространстве материализованные знания абонентам) и утилитарная (обслуживать абонентов необходимыми документами).

Сейчас исходные функции могут быть разделены по ряду различных оснований на менее емкие, например, с социально-технологической точки зрения – функции комплектования, обработки, размещения и хранения, выдачи документов; с точки зрения общественной роли библиотек – функции хранилища источников информации, пропаганды собираемых документов, научно-методических и научно-исследовательских центров в области библиотечного дела и т. д. в литературе часто выделяют еще три группы функций: социальная, научно-информационная, культурно-просветительная .

Число функций не ограничено, и специалисты выделяют еще ряд функций: мемориальная способствующая социализации личности; информационная – служащая основой для осуществления информационной деятельности библиотеки; коммуникационная обеспечивающая социальные и электронные коммуникации абонентов с информационными технологиями, а так же взаимодействие библиотеки с другими информационными структурами; ценностно-ориентационная – направленная на социализацию личности; просветительская – тесно связана с образовательной функцией .

Так же специалисты-практики к основным библиотечным функциям (сбор, хранение и предоставление в пользование источников информации) добавляют новую функцию, присущую современным библиотекам: сосредоточение электронных информационных нитей, ведущих к любым источникам .

Конечно же, все вышеперечисленные функции присущи и вузовской библиотеке. Однако у вузовской библиотеке как субъекта информационного обслуживания есть свои функции, характерные только для нее. Функции прописаны в Примерном положении о библиотеке высшего учебного заведения . В данном документе выделены такие функции:

¾        Организация дифференцированного обслуживания читателей в читальных залах, на абонементах и других пунктах выдачи по единому читательскому билету, применяя методы индивидуального и группового обслуживания;

¾        Бесплатное обеспечение читателей основными библиотечными услугами (предоставление полной информации о составе библиотечного фонда, оказание консультационной помощи в поиске и выборе произведений печати и других документов, выдача документов во временное пользование, составление в помощь научной и учебной работе вуза библиографических указателей, списков литературы; выполнение тематических, адресных и других справок; организация книжных выставок и т. д.);

¾        Предоставление читателям других видов услуг, в том числе платных;

¾        Прививание навыков поиска информации и ее применения в учебном процессе и научной работе;

¾        Обеспечение комплектования фонда в соответствии с образовательно-профессиональными программами, учебными планами и тематикой научных исследований;

¾        Изучение степени удовлетворения читательского спроса с целью корректировки планов комплектования фондов, планирования выпуска литературы вузом и приведения в соответствие информационных потребностей читателей и состава фонда и др.

Примерное положение прописывает и основные задачи, стоящие перед вузовской библиотекой. Среди них:

¾        полное и оперативное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, учащихся, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий читателей вуза в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к любым фондам;

¾         формирование библиотечного фонда в соответствии с профилем вуза и информационными потребностями читателей;

¾        расширение репертуара библиотечных услуг, повышение их качества на основе технического оснащения библиотеки, компьютеризации библиотечно-информационных процессов;

¾        проведение научных исследований и методической работы по вопросам библиотечного и информационно-библиографического обслуживания.

Данные функции и задачи выполняют структурные подразделения библиотеки. Перечислим только те из них, которые заняты непосредственным информационным обслуживанием пользователей. Это такие как отдел обслуживания научной литературой с секторами, отдел обслуживания учебной литературы с секторами, отдел гуманитарно-просветительской работы с секторами, научно-библиографический отдел с секторами, отраслевые отделы .

Кроме задач и функций библиотека имеет конкретную миссию в обществе. Понятие «миссия» происходит от латинского слова, переводимого как «посылать». Понятие «миссия» имеет много значений, среди которых наиболее подходящее для определения миссии библиотеки ответственное задание, поручение. Миссия библиотеки – это ответственное задание, поручение библиотеке как социальному институту, данное обществом. Конечно миссия любой библиотеки, в том числе и вузовской – это информационное обслуживание всех категорий пользователей; обеспечение свободного доступа к мировым ресурсам информации

Чтобы оперативно и качественно осуществлять информационное обслуживание вузовская библиотека, как и любая другая библиотека, стремится жить и развиваться в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к ней. Директор научной библиотеки Орловского государственного технического университета Свергунова Н. М. утверждает, что каждый пользователь вузовской библиотеки хочет получать хороший сервис. Для библиотеки вуза должно быть выделено отдельное здание, позволяющее организовать деятельность каждого отдела в соответствии с поставленными целями. Так же важен для полного и качественного информационного обслуживания оптимальный режим работы библиотеки, который должен согласовываться с расписанием учебных занятий, чтобы пользователь мог в любое удобное для него время воспользоваться информационными услугами. В современной вузовской библиотеке все библиотечно-библиографические процессы должны быть автоматизированы, что должно улучшать процесс информационного обслуживания пользователей. Так же важной составляющей качественного библиотечного и справочно-библиографического обслуживания является тщательное комплектование фонда, при котором нужно учитывать качественные, количественные, видовые характеристики приобретаемых источников информации. При комплектовании должны учитываться и информационные потребности пользователей, которые условно можно разделить на учебные, научные и культурные. Разнообразие потребностей пользователей требует от вузовской библиотеки полноты комплектования фонда. Свергунова Н. М. отмечает, что вузовская библиотека наряду с традиционными библиотечными и библиографическими услугами должна предоставлять и дополнительные информационные услуги: заседания литературных клубов, творческих встреч, вернисажей, видео-гостиных, мастер-классов, круглых столов, конференций, семинаров и т. д. .

Информация о работе Читательские предпочтения студентов