Читательские предпочтения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать рекомендации студентам по актуальной теме моей курсовой работы

Задачи:
-анализировать как сейчас обстоят дела в исследуемом учебном заведении, что для студентов чтение, что студентам даёт чтение

-описать и провести исследования в МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, провести опрос студентов вуза и подвести итоги
-дать рекомендации по улучшению ситуации

Файлы: 1 файл

Курсовая импирическая социология 3.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

Характер требований, предъявляемых в настоящее время к информационно-библиотечной деятельности, обуславливают необходимость совершенствования информационно-библиографического обслуживания, от эффективной организации которого зависит успешное выполнение главной задачи библиотеки вуза – содействовать информационно-документному обеспечению учебного процесса и научных исследований. Поэтому библиотеки вузов сегодня активно внедряют в свою деятельность информационные технологии, повсеместно используют компьютерную технику, организуют различные информационные центры, которые за счет детальной разработки конкретной тематики, могут более эффективно вести информационное обслуживание. Так в библиотеке Томского Государственного Университета действуют различные центры: Центр патентной и нормативно-технической информации, Лингвострановедческий центр, Центр электронного копирования и печати, Информационно-библиографический центр [14]. Наличие информационных центров в составе вузовской библиотеки – это важная составляющая, влияющая на качество информационного обслуживания.

Все эти требования, предъявляемые к вузовской библиотеке, в случае их выполнения, обеспечат качественное информационное обслуживание всех категорий пользователей, не только студентов, но в том числе и преподавателей .

Итак, вузовская библиотека является подразделением вуза, осуществляющим информационное обслуживание, как студентов, так и преподавателей. Вся ее деятельность направлена на качественное удовлетворение потребностей в информации, возникающих в процессе учебной и научной работы. Библиотека высшего учебного заведения выполняет ряд функций, которые нацелены на предоставление потребителям достоверной информации в короткие сроки. Библиотека вуза является полноценным субъектом информационного обслуживания

 

 

 

  1. Анализ исследования

 

2.1 Описание проведенного исследования

 

Мною был проведен опрос в виде анкетирования. В анкетирование участвовали студенты 2 курса МАТИ-РГТУ им. К.Э.Циолковского. В опросе участвовало 45 человек из них 13 юношей и 32 девушки.

Структура анкеты включала 3 части: введение, где давалось описание цели исследования и правила заполнения анкеты; основная часть, включавшая все содержательные вопросы и так называемая паспортичка, куда были включены вопросы о личности респондента. 
Основная часть анкеты включала содержательные вопросы, с помощью которых удалось выявить внутренние представления о чтении у студентов, условно данная часть была поделена на блоки. Каждый блок включал вопросы, соответствующие той или иной поставленной задаче (см. Приложение 1).

В результате обработки полученных данных было установлено, что большинство орошенных студентов любят читать( только 2 студента ответили ,что не любят читать). Далее выяснилось, что для большинства студентов чтение является ,как познание чего-то нового. Кроме того ,студенты считают, что чтение -это отдых, развлечение, уход от повседневных забот, любимое занятие(не представляют своей жизни без книг) и огромная помощь в учебной профессиональной деятельности .К огромной радости никто не ответил ,что чтение для них- это напрасная трата времени ,и один человек добавил ,что чтение для него –это саморазвитие.

В следующем вопросе :книги, каких жанров предпочитают студенты. Были разные ответы. Из опрошенных :

-фантасика:1 чел.

-фэнтэзи:1 чел.

-детективы:9 чел.

-исторические  романы:10 чел.

-любовные  романы: 7 чел.

-триллеры/ужасы: 2 чел.

-русская классика: 7 чел.

-зарубежная  классика: 8 чел.

Показательно, что практически никто из опрашиваемых студентов не указал (даже

кратко) причин, объясняющих такой выбор книг. Напрашивается предположение, что отвечали студенты, исходя из того, что на слуху, что сейчас для них «модно» и т.д.,

В вопросе, какова мотивация чтения произведения, то большинство учащихся ответили, что это для них отдых после тяжёлого трудового дня, следующей мотивацией является: реклама в СМИ и обсуждение в кругу друзей. Так же 2 студентки добавили ,что мотивация к чтению для них :

-моральное  обогащение

-интерес к  произведению.

На вопрос какими источниками приобретения книг пользуется студенты подобающие большинство разделились на 2 лагеря: одно ответили ,что предпочитают бесплатное скачивание из Интернета ,другие покупают книги в книжном магазине.

Проанализировав, я выяснила ,что книги студенты выбирают самостоятельно ,опираясь на свои предпочтения и свой вкус. Лишь 2 человека ответили ,что читают по рекомендации друзей/родных/знакомых и 1 человек читает рецензию и критику.

На достаточно интересующей меня вопрос, что же всё-таки даёт студенту чтение, я получила такие ответы: все, кроме 6 человек, ответили, что  чтение для них это-получение новых знание.

6 человек  ответили, что чтение для них это- удовлетворение от проведённого времени.

Выяснилось и то, что факторы, оказывающие влияние на студента при покупке книги для 37 человек - это соответствие цели, 5 человек, основываются на выбор книги, 1 человек, основывается на интересный сюжет, и 2 человека считают, что при покупке книги важно оформление и качество.

Было интересно, что на чтение студентов не повлияло поступление в ВУЗ, тот, кто до института увлекался чтением и сейчас также читает, а те, кто не читал тогда, и сейчас не читают.

В последнем вопросе моего анкетирования я попросила студентов сообщить некоторые сведения о себе:

-пол

-читательские  предпочтения вашей семьи

-сколько в  среднем книг студенты прочитывают  в месяц

Ну как уже ранее я говорила, что в моём исследовании участвовали 13 юношей и 32 девушки. В среднем и юноши, и девушки прочитывают около 1-2 книг в месяц, а читательские предпочтения своей семьи, к сожалению, написали не все, а те, кто написали ответили так: «В моей семье предпочитают читать классическую литературу», «Никто не читает, если только отец, но схемы и цифры сложно назвать чтением», «Самая читающая в семье мама, она предпочитает романы», «Русская и зарубежная классика, фантастика» и т.д.

 

2.2 Мои рекомендации читательских  предпочтений современным студентам

 

Особое внимание в формировании читательской культуры студентов я отвожу Программе поддержки чтения. При разработке Программы (с опорой на новые технологии) я выстроили систему действий, проанализировали обстоятельства, влияющие на развитие интереса к чтению, на выбор книг современных студентов для чтения, на формирование у них мотивов к чтению; рассмотрели и сами мотивы, возрастную историю их становления, обусловленность. И, наконец, проанализировав стимулы читательской деятельности, их сравнительную эффективность и долговременность действия, соотнесенность с уровнем читательского развития и системой моральных ценностей, принятых в обществе. Именно такой анализ и был основой выработки программы желаемых изменений в сфере чтения, определения рычагов и механизмов возможного влияния.

В результате я предлагаю с помощью моей программы достигнуть следующие результаты:

 

-создать авторскую программа по дисциплине «Литература» и тд

-еженедельно проводить индивидуальные занятия, предполагающие работу не только с отстающими, но и одаренными студентами

-проводить регулярный анализ качества чтения (рейтинговая оценка знаний, тестирование, беседы)

-ежегодно проводить Недели Словесности, включающей проведение таких мероприятий как: читательская конференция, День письма

-использование ИКТ на парах литературы

-ведение Читательского дневника

-проведение совместных мероприятий с библиотекой: реклама книги, библиотечные уроки (работа с каталогом)

-составление рекомендательных списков чтения

-участие студентов старших курсов в проведении уроков, мероприятий,

-работа инициативной группы студентов, проводящей не только исследования читательских интересов первокурсников, но и мероприятия (самостоятельно ими разработанные), направленные на формирование этих интересов.

Одной из причин снижения интереса к классике, и как следствие интереса к чтению, является отрыв преподавания курса литературы 19 века от волнующих студентов вопросов современной жизни. Есть немало путей для того, чтобы повысить интерес студентов к произведениям классической литературы. Чтобы сформировать «квалифицированного читателя», интерес к литературе как учебному предмету, необходим комплексный подход к решению этих проблем с учетом индивидуального руководства за чтением студентов.

Прежде всего, необходимо значительно лучше поставить изучение курса литературы 19 века в учебных заведениях. Это, на мой взгляд, можно сделать путем:

 

1. обращения  пристального внимания к реальному  читательскому опыту, (задания по  литературе должны отвечать читательским  потребностям и интересам студентов, опираться на их читательский  опыт, вносить новизну в представления  юных читателей о произведении  и, вместе с тем, соответствовать  задачам их литературного развития)

2. сочетания  коллективных и индивидуальных  форм работы с читателем, совершенствования  структуры и форм внеаудиторной  работы 

3. интеграции усилий всех заинтересованных лиц: преподавателя, библиотекаря, семьи (библиотечные уроки, уроки семейного чтения)

4. учебная деятельность должен носить творческий характер и быть нацеленной на перспективу 8. 9. использованием разнообразного учебного материала и методов работы

5. эмоциональным воздействием учебного материала

6. созданием оптимального уровня трудности

7. достаточно частой проверкой и оценкой работы студента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе теоретического анализа литературы мною было изучено определение читательских предпочтений студентов, идеальная и реальная ситуация читательских предпочтений студентов.

Мною был проведен анализ читательских предпочтений студентов, и я описала рассматриваемое исследования и дала рекомендации по улучшению ситуации данной темы. При анализе было установлено, что гипотеза , выдвигаемая мной подтвердилась.

Современная динамичность жизни московских студентов и рост требований к уровню обучения и квалификации работников обусловливает использование литературы преимущественно для получения конкретного знания, что влечет за собой широкое использование учебной, научной и профессиональной литературы.

В связи с интенсификацией деятельности, провоцирующей физическое и интеллектуальное напряжение, и с очень ограниченным количеством свободного времени, логично предположить, что использование этого времени студентами преимущественно направлено на расслабление. Это говорит о сохранении значительной роли развлекательной функции чтения, становлении данного процесса средством приятного времяпровождения, особенно в связи с распространением «легкой» литературы — любовных романов, женских детективов и т.д.

 

Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что выдвинутые предположения о влиянии на читательскую активность сформировавшихся субъективных имплицитных теорий во многом подтвердилось. По ответам респондентов можно сказать, что читательская активность молодого поколения не на высоком, но достаточно на развитом уровне, и начавшийся процесс вытеснения чтения Интернет в будущем будет развиваться все больше, но при этом а престиж чтения не будет падать. По результатам исследования можно утверждать, что чтения в сознании большинства современных людей прочно связано с познавательно – интеллектуальными аспектами, но при появлении новых технологий обучения и получения образования ,оно не будет отодвинуто на последний план. 
 

 

 

Список литературы

 

1.) http://nauka-pedagogika.com

 

2) livedocuments.ru

3.) ВЦИОМ [Электронный ресурс] //Читающая  Россия: сайт. — URL: http://gm-dar.livejournal.com/(дата обращения: 03.02.2010)

4.) ИТАР-ТАСС[Электронный ресурс] //Россияне стали меньше читать книги, 35 % опрошенных вообще их не читает: сайт. — URL: http://www.bigbook.ru/ (дата обращения: 17.06.2009)

5.) Корешкова Л. Д. Читательские предпочтения молодежи Томской области [Электронный ресурс] // По результатам исследования ТОДЮБ: сайт. — URL://http://odub.tomsk.ru/image/pdf/read_yan.pdf(дата обращения: 13.11.2008)

6.) Interfax[Электронный ресурс] // Путина тревожит рост числа россиян, не читающих книги: сайт. — URL: http://interfax.ru/(дата обращения: 28.09.2011)

7.) Белл, Д. Грядущие постиндустриальное общество М.: Академия ,1999

8.) Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России-2000.-№3.-с.99-1005

9.) Плотинский Ю.М. Модели социальных систем и современность/ Ю.М. Плотинский//

10.) Бородина В.А. Технологический подход в читательском развитии взрослых читателей. Теоретические и методические основы основы анализа тестов отраслевой и художественной тематики с.192/ Теория и технология читательского развития в отечественном бибилиотековедении

В 24.4.1:Научные и методологические основы.- М.: Школьная библиотека, 2006 -336 с.

 

 

 

Приложение

 

Приложение 1.

 

                                          Анкета.

Здравствуйте, уважаемые студенты! Прошу Вас принять участие в социологическом опросе, проводимом студенткой 2 курса Буровой Яны.Цель данного анкетирования заключается в исследовании читательских предпочтений студентов. Я прошу Вас выбрать те варианты ответов , которые соответствуют Вашему мнению. Если не один Вас не устраивает, напишите , пожалуйста, собственный вариант. Полученные данные будут использованы в исследовании.

 

 Заранее  благодарю Вас за внимание!

 

Сколько в среднем книг Вы прочитываете в месяц? 

 Я не читаю книг  

 От 1 до 3  

 От 3 до 5  

 Более 5  

 

Какого рода литературу Вы читаете больше всего? 

 Художественная  

 Учебная  

 Деловая/справочная  

 Книги для досуга  

 Научно/научно-популярная  

 Газеты/жкрналы  

 

Какие виды художественной литературы Вам наиболее интересны? 

 Фантастика  

 Фентези  

 Детективы  

 Исторические романы  

 Психологические романы  

 Приключенческие романы  

 Повести, сборники рассказов  

 Мемуары, автобиографии  

 Другое  

 

Вы предпочитаете литературу 

 Отечественных авторов  

Информация о работе Читательские предпочтения студентов