Читательские предпочтения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать рекомендации студентам по актуальной теме моей курсовой работы

Задачи:
-анализировать как сейчас обстоят дела в исследуемом учебном заведении, что для студентов чтение, что студентам даёт чтение

-описать и провести исследования в МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, провести опрос студентов вуза и подвести итоги
-дать рекомендации по улучшению ситуации

Файлы: 1 файл

Курсовая импирическая социология 3.docx

— 122.61 Кб (Скачать файл)

1) профессионально-познавательный  мотив (в основе которого лежат  как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным  для будущей профессии);

2) мотив получения  диплома о высшем образовании (как стремление к определенному  статусу в обществе);

3) мотив межличностного  общения (в основе которого находится  потребность общения с "единомышленниками" - кругом людей, объединенных общими  интересами и профессиональной  направленностью). [9]

Социальный портрет современного студента по результатам различных социологических исследований : в одном из исследований социальный портрет современного студента описывается следующим образом. Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и «В контакте». Любят, проводить весело время, приходят на занятия, вечно сонными и голодными. Одни считают, что студент живет от сессии до сессии, другие считают, что студент успевать везде и всюду что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По-мнению многих преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

Современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему творческий потенциал, веру в добро и в людей, готовность служить российским идеалам гуманизма, культуры, образования и науки.

Сегодня, когда происходят изменения в общественном сознании, во взглядах на мир и месте в нем человека его общественно-политического, духовно-нравственного, ценностно-ориентированного отношения к окружающей социально-культурной среде, задачей государства становится формирование новых идеалов, культурных ценностей, социально-значимых интересов, которые всегда были и остаются основными устоями жизни человеческой цивилизации.

Таким образом, без коренной трансформации системы отечественного образования, очевидно, невозможно добиться радикальных качественных перемен в интеллектуальной сфере жизнедеятельности общества, внедрить новое мышление в общественное сознание.[10]

 

Причины снижения интереса к чтению художественной литературы:

Следствием во многом схоластического, формального подхода к преподаванию классической литературы явилось снижение интереса к классике. Снижение роли литературы в социализации подростков происходит также и в связи с изменениями в свободном чтении юных. Телевидение играет большую роль в жизни студентов. Таким образом, телевидение - это и образование, и отдых, и развлечения. Меняется восприятие печатного текста и информации, оно становится более поверхностным и фрагментальным , «мозаичным», «клиповым» Под влиянием телевидения и видео просмотров усиливается интерес к темам и жанрам, которые широко представлены на телеэкране и в видео прокате - детективам, триллерам, боевикам, фэнтези, «ужасам», «кинороманам»); предпочтение отдается печатной продукции с широко представленным видеорядом . Кроме того, происходит «клиширование», упрощение и огрубление речи, поскольку студенты не осваивают язык классического наследия, в том числе и язык русской классики, которая раньше составляла значительную часть репертуара чтения студентов.

Таким образом, низший слой массовой культуры, активно стимулируемый и продвигаемый телевидением, книгоизданием, периодической печатью, влияет на социализацию студентов, казалось бы, незаметно, но очень значительно.

Именно студенты, сегодня – самые активные социальные группы, легко осваивающие новые информационные технологии. Сегодня значительно меняется отношение студентов к информации в целом, и в том числе к книге, их коммуникативные привычки и поведение. [8]

Чтение студента :часть книг – для учебы, часть для отдыха и развлечения. Все меньше в круге чтения студента становится литературы «для души», самовоспитания и самообразования. Дело не в том, какое средство будет выбираться – книга или компьютер, где будет расположен текст – на бумаге или на экране монитора, дело в другом: что же именно будет читаться, как будет идти процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какую культуру и искусство будут представлять различные типы медиа для развития юной личности.

Предполагается, что вскоре студенческое чтение трансформируется: утвердятся новые «модели чтения» – читательской деятельности студентов контексте их нового масс коммуникативного и информационного поведения. Иначе говоря, информационные технологии не только приблизили «закат» эры «типографского человека», но, наоборот, снова обращают нас к чтению.

Кроме того ,за последние двадцать лет страна претерпела значительные изменения, которые не могли не отразиться на обществе. Известно, что население России стало намного меньше читать .Обилие разнородной информации, повышенная значимость времени, трансформация системы образования и повышение требований к уровню квалификации, интенсивное развитие медиа культуры — это и многое другое в совокупности приводит к изменению мотивов чтения, что сказывается на выборе литературы и видов читательских ресурсов. В целом, само чтение меняет свою функциональную характеристику: становится более функциональным, инструментальным и прагматичным. По отношению к чтению четко выявляются две основных тенденции: процесс чтения либо используется преимущественно для получения конкретных сведений или самообразования, либо приобретает все более «легкий» характер, становится средством приятного время провождения; в то же время мировоззренческая функция чтения уходит на второй план, что проявляется в виде падения интереса к классической литературе .

Президент Российской Федерации В. В. Путин на съезде Российского книжного Союза также отметил проблему увеличения числа россиян, не читающих книги — ее решение он считает общенациональной задачей. По его мнению, наполненный смыслом потенциал и культура нации зависят не только от объемов чтения, но и тех нравственных, духовных ценностей, которые держатся в книгах. «По данным социологов, растет цифра людей, которые вообще не читают книг — ни бумажных, ни электронных, никаких … в интересах страны, ее будущего мы будем возрождать надобность людей в книге… »

Несмотря на актуальность данной проблемы, ее изучению не уделяется достаточного внимания. Исследования идут преимущественно в рамках маркетингового анализа рынка, однако полученные результаты, естественно, не дают информацию о причинах проблемы чтения и о возможных способах ее решения. Изучение же данной проблематики в рамках социологии литературы, социологии чтения и библиотековедения носит субъективный характер, т.е. внимание уделяется, как правило, только жанровым предпочтениям респондентов, не учитывая мотивы чтения, используемые носители текстовой информации и др. Притом, исследования проводятся локально — преимущественно в школах и юношеских библиотеках, не охватывая остальные возрастные группы.

Следует отметить, что на сегодняшний день книге трудно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, Интернетом. Основные источники приобретения печатных читательских ресурсов, такие как библиотеки и книжные магазины, не отражают в своей деятельности происходящих изменений. Однако интерес к чтению в целом не приходит в упадок — его поддерживает использование ряда других источников: газет, журналов, комиксов и проч. [3]. Свой вклад вносят возникшие с развитием Интернета их электронные издания, а также новостные ленты, блоги и т. д. Однако мотивы приобретения данных ресурсов, и, главное, их использования, различны — а данные мотивы, в свою очередь, определяют читательские предпочтения. Налицо противоречие в изменение структуры читательских предпочтений, что требует социологического изучения.

1.3 Литературные предпочтения и круг чтения современных московских студентов.

 

   Проанализировав ряд различных  исследований, выявляется, что классическая русская литература является самой читаемой, особым интересом пользуется Достоевский. В читательских предпочтениях респондентов наблюдается весьма широкий спектр интересов, с небольшим преимуществом романа Льва Толстого «Война и мир». 

Книги: 1 — Война и мир, 2 — Мастер и Маргарита, 3 — Властелин колец, 4 — Код да Винчи, 5 — Гарри Потер, 6 — Тихий Дон. 

Авторы: 1 — Достоевский, 2 — Булгаков, 3 — Тургенев, 4 — Коэльо, 5 — Донцова, 6 — Есенин. 

Среди книг, названных студентами института культуры, были произведения, которые для определенных читателей всегда являются своеобразной "книгой года", и те, которые они открыли для себя недавно: Г.Миллер "Тропик козерога", Р.Бах "Чайка Джонатан Ливингстон", Р.Бах "Иллюзии", У.Эко "Имя розы", Э.Радзинский "Господи, спаси и усмири Россию", А. и Б. Стругацкие "Град обреченных", Ш.Бронте "Джейн Эйр", Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда", С.Моэм "Подводя итоги" и другие.

Среди читаемых журналов  самым популярным, как и предполагалось, стал «Космополитен». Журналы: 1 — Космополитен, 2 — Вокруг света, 3 — Гламур, 4 — Лиза, 5 — Авто, 6 — Бурда, 7 — Здоровье. 

По этим результатам несложно определить четкую позицию студентов в сфере интересов.

В ходе  исследований выявилась четкая зависимость и между жанровыми пристрастиями студенчества и профилем вуза.

Если провести рейтинг четырех самых популярных жанров, то по данным анкет получается следующая картина: чем "гуманитарнее" вуз, тем больше в чтении студентов "серьезных" жанров: если для читателей технического университета это исторический роман, то в МГУ - историческая и интеллектуальная проза.

В 1991 г. В.П. Беляниным были получены аналогичные результаты: в чтении студентов-математиков преобладали детектив, фантастика, приключенческая и историческая литература, а студенты-филологи увлекались классикой, интеллектуальной и психологической прозой, поэзией, драматургией [7]. 

 Некоторые выводы можно сделать  на основе анализа читательских  пристрастий студентов к детективам. Наибольшую заинтересованность  к ним проявили респонденты  МГУ - 60,8% опрошенных. И, видимо, это не случайно, так как 16 человек из 23 (т.е. 70%), участвующих в исследовании, это юристы. Именно их будущая специальность обусловила такой интерес к детективной литературе. Для студентов технического университета скорее характерен развлекательный мотив чтения, 46,7% респондентов МГТУ увлекаются детективами, в читательских формулярах эта литература составила 22,6%: это произведения Д.Х. Чейза, А.Кристи, В.Гарднера, Ж.Сименона, Г.Чандлера, Д.Хэммета, М.Спиллейна, В.Пронина, Н.И. Леонова, Д.Корецкого, В.Доценко и других. В институте культуры лишь 16% опрошенных студентов ответили, что интересуются детективной литературой.    

 Исследователи всегда фиксировали  стабильный интерес читателей  к детективам: и в 80-е, и в 90-е  годы. Правда, сегодня все большую  популярность приобретают произведения  российских писателей: книги В.Пронина, Н.Леонова, Д.Корецкого, В.Доценко, а  также произведения С.Высоцкого, Л.Словина, В.Шитова, Ч.Абдуллаева, А.Серого и другие.  

 Результаты исследования показали, что фантастикой, как и 25 лет назад, и позднее больше всего интересуются  студенты технического вуза: 64,8% читателей. Пятую часть (19,1%) выданной  респондентам литературы составляют  именно фантастические произведения  таких писателей, как Р.Хайнлайн, Г.Гаррисон, К.Д. Саймак, П.Андерсон, Р.Бредбери, А.Азимов, А. и Б. Стругацкие, К.Булычев.  

Приключенческая литература в читательских формулярах студентов содержится в небольшом количестве (всего 5,6%), хотя в анкетах 43,4% опрошенных отдали ей предпочтение. Данное расхождение мы связываем с тем, что скорее всего произведения приключенческого жанра имеются в достаточном количестве в домашних библиотеках. Трудно представить себе семью, где не было бы ни одной книги Р.Сабатини, М.Рида, Ж.Верна, Ф.Купера, Э-Берроуза, А. Дюма.  

 Популярен в студенческой  среде исторический роман. В МГУ  ему отдали предпочтение 34,8% опрошенных  студентов, в МГТУ - 46,7%.  

 Что касается прозы, то по  данным анкетирования 27,0% студентов  технического университета интересуются  интеллектуальной прозой и 30,3% - психологической. У библиотекарей и режиссеров  интеллектуальный и психологический  роман пользуется большей популярностью: им отдали предпочтение 53% и 63% респондентов, соответственно в МГУ - гораздо  меньше, 30,4% и 21,7%. Особый вопрос в  анкете был посвящен поэзии: "принято считать, что современная молодежь редко обращается к поэзии, так ли это?" Утвердительно на этот вопрос ответили 77 опрошенных студентов МГТУ, что составляет 63% от общего числа респондентов технического вуза. Причины такого  явления студенты объясняют  в следующем: "непонимание старых классиков и отсутствие хороших новых поэтов", "поэзия для современной молодежи не актуальна", "исчезает романтика", "поэзия оторвана от прозы реальной жизни", "общее падение нравов", "возведение в культ материальных благ", "не интересно", "многие относят поэзию к сентиментальному жанру", "сложна для восприятия, особенно современная поэзия", "ничего для себя в поэзии не нахожу", "человек не думает стихами", "за редким исключением" и так далее.[8]    

 Эти данные подтверждают  уже имевшиеся в исследовании  сведения о невысоком спросе  на поэзию. "Теперь тебе не  до стихов, о слово русское, родное...", - эта мысль Ф.И. Тютчева, высказанная  почти полтора века назад, как  нельзя точно отражает сегодняшнюю  ситуацию. [9]

Собранные материалы показали, что чтение студентами технического университета носит преимущественно развлекательный характер, а для студентов гуманитарного - познавательная, эстетическая: наибольшей популярностью у них пользуется такие жанры художественной литературы, как интеллектуальная и психологическая проза, поэзия и преимущественно - классическая литература.

Информация о работе Читательские предпочтения студентов