Активные операции банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение услуг коммерческих банков на современном этапе развития.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия "коммерческий банк";
- определить функции и роль активных операций коммерческих банков;
- изучить основные виды активных операций банков в России;
- проанализировать проблемы и наметить перспективы совершенствования проведения активных операций в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические основы проведения активных операций коммерческих банков
1.1. Понятие и классификация операций, проводимых коммерческими банками
1.2. Понятие и виды активных операций коммерческих банков
2. Анализ активных операций ООО КБ "Сембанк"
2.1. Краткая характеристика ООО КБ "Сембанк"
2.2. Основные показатели активных операций ООО КБ "Сембанк"
2.3. Методы повышения эффективности активных операций в ООО КБ "Сембанк"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Уральский государственный  экономический университет

Центр дистанционного образования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине:  

«Деньги, кредит, банки» на тему

Активные операции банка.

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ФК-11ТВ

Биче-оол К.В

Проверила: Маркова А.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы  проведения активных операций коммерческих банков

1.1. Понятие и классификация  операций, проводимых коммерческими  банками

1.2. Понятие и виды  активных операций коммерческих банков

2. Анализ активных операций ООО КБ "Сембанк"

2.1. Краткая характеристика ООО КБ "Сембанк"

2.2. Основные показатели  активных операций ООО КБ "Сембанк"

2.3. Методы повышения  эффективности активных операций в ООО КБ "Сембанк"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Рост рынка и возросшие покупательские возможности у российских потребителей создали ясное понимание перспектив развития российского рынка розничных банковских продуктов. Очевидно, что данные перспективы видят не только российские банки, но в том числе и международные, которые проявляют растущий интерес к инвестициям в Россию на протяжении 10 последних лет. Иностранные банки, вышедшие на российский рынок самостоятельно, так и путем слияний и поглощений, создали необходимость для российских банков перейти на новый уровень конкуренции на рынке. В целом, иностранные банки привнесли в Россию элементы лучшей международной банковской практики, внедрили стандартные процессы, привлекли опытных риск-менеджеров, использовали мировые бренды и маркетинговую тактику, и многое другое для осуществления своей успешной работы в России. Но зарубежным банкам не хватает подробного знания российского рынка и четкого понимания желаний и потребностей россиян. Так в большинстве случаев они не достигают того уровня распространения своей розничной сети, которыми обладают российские банки.

Российские банки, ощущая конкурентное давление со стороны иностранных банков, за последние 5-7 лет много работали над предлагаемыми финансовыми продуктами, уровнем обслуживания, каналами распространения, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Во многих случаях, данная работа позволяла быть довольно успешным в быстром внедрении, но из-за поверхностного понимания передовой зарубежной практики, привнесенной на рынок иностранными банками, существовало и множество недочетов.

За последние 5-7 лет  растущая конкуренция вызвала большой интерес у потребителей из-за увеличившегося количества предложений на рынке розничных банковских услуг. А также из-за ценовых войн, неизбежно сопровождающих использование новых подходов на банковском розничном рынке. Приведенный рисунок показывает рост доступности розничных финансовых услуг для российского потребителя за последнее десятилетие.

Целью работы является изучение услуг коммерческих банков на современном  этапе развития.

Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие  задачи:

- раскрыть сущность  понятия "коммерческий банк";

- определить функции  и роль активных операций коммерческих  банков;

- изучить основные  виды активных операций банков  в России;

- проанализировать проблемы  и наметить перспективы совершенствования  проведения активных операций в России.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

1. Теоретические основы проведения активных операций коммерческих банков

1.1. Понятие и классификация операций, проводимых коммерческими банками

    Как известно, содержание банковской деятельности в части, направленной на клиента, раскрывается через следующие фундаментальные понятия.

Банковский продукт  – конкретный способ, каким банк оказывает или готов оказывать  ту или иную услугу нуждающемуся в ней клиенту, т.е. упорядоченный, внутренне согласованный и, как правило, документально оформленный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных действий (процедур), составляющих целостный регламент взаимодействия сотрудников банка (конкретных его подразделений) с обслуживаемым клиентом, единую и завершенную технологию обслуживания клиента.

Банковская операция – сами практические действия (упорядоченная, внутренне согласованная совокупность действий) работников банка в процессе обслуживания клиента (оказания ему заказанной конкретной услуги), форма воплощения в действительность банковского продукта. Банковский продукт – это не что иное, как банковская технология, т.е. определенное умение сотрудников банка, которое может применяться, если это нужно клиентам, но может и не использоваться, оставаясь в "резерве".

Банковская услуга –  результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке/продаже ценных бумаг и т.п.).

1.2. Понятие и виды активных операций коммерческих банков

В ходе использования средств, привлекаемых коммерческими банками от своей клиентуры, других банков, с денежного и финансового рынков, а также собственных ресурсов банка, в целях получения прибыли банки производят различного рода вложения (инвестиции), совокупность которых и составляет их активные операции. При этом, хотя основной целью коммерческих банков является получение прибыли, они не могут вкладывать все средства только в высокодоходные операции (как, например, кредитование клиентуры), поскольку при совершении активных операций такие банки одновременно должны обеспечивать своевременный возврат привлеченных средств их владельцам за счет поддержания определенного уровня ликвидности, разумно распределять риски по видам вложений, соблюдать различные законодательные нормы, предписания и указания органов банковского контроля, а также требования кредитной политики правительства своей страны.

Активные операции коммерческого  банка можно разделить на четыре крупные группы:

- кредитные операции (или ссуды);

- инвестиции в ценные бумаги;

- кассовые операции;

-прочие активы.

Активные операции банков представляют собой использование  собственных и привлеченных (заемных) средств, осуществляемое банками в  целях получения прибыли при  одновременном соблюдении законодательных  норм, поддержания необходимого уровня ликвидности и рациональном распределении рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения указанных требований вынуждает банки размещать часть средств во вложения, не приносящие дохода, либо приносящие его в крайне ограниченном размере (наличность в кассе, средства на счетах в центральном банке и другие виды ликвидных активов). С другой стороны, потребности всестороннего обеспечения деятельности банка и ее дальнейшего развития обусловливают наличие в их активах таких статей, как банковские здания и оборудование, инвестиции в филиальные, ассоциированные и "дочерние" компании, занимающиеся специализированными банковскими операциями.

По своим задачам  активные операции можно подразделить на операции, имеющие целью поддержание на том или ином уровне ликвидности банка, и операции, направленные на получение прибыли. Между этими видами операций существует определенное соотношение, необходимое для поддержания деятельности банка на достигнутом уровне. К

вложениям, имеющим основной целью поддержание ликвидности банка, относятся:

– наличные средства в  кассе банка,

– остатки на счетах в  центральном банке,

– инвестиции в быстрореализуемые  ценные бумаги (казначейские и первоклассные  коммерческие векселя),

– средства на счетах и  вклады (депозиты) в других банках.

При этом, хотя некоторые  из перечисленных вложений и приносят банкам определенный доход, основной причиной их наличия является необходимость  поддержания общей ликвидности  банка на соответствующем уровне, тогда как доход по ним служит хотя и существенным, но второстепенным фактом. Операции банков по кредитованию компаний и фирм по своей сути не могут считаться ликвидным размещением средств и осуществляются банками исключительно в целях получения прибыли на разнице в процентных ставках между привлечением и размещением средств.

Помимо соображений  прибыльности и ликвидности активных операций немаловажное значение для  их осуществления имеет вопрос кредитных  рисков и их распределения. Если помещение  ресурсов в кассовую наличность, остатки на счетах в центральном банке, государственные ценные бумаги считаются имеющими практически нулевую степень риска, а размещение средств у других банков – активами с минимальной степенью риска, то кредиты компаниям, фирмам и частным лицам, включая вложения в векселя, акцепты и другие аналогичные инструменты денежного рынка, сопряжены с более значительным риском. В этой связи при проведении активных операций для банков большое значение имеет вопрос о распределении рисков и недопущении их чрезмерной (избыточной) концентрации на каком-либо одном виде.

2. Анализ активных операций ООО КБ "Сембанк"

2.1. Краткая характеристика ООО КБ "Сембанк"

Коммерческий банк "Сембанк", генеральная лицензия № 2606, зарегистрирован  в 1993 году. Уставный капитал банка  составляет 99,4 млн. рублей.

Крупнейшими учредителями банка являются:

- Старейший немецкий  банк M.M.Warburg&CO (Гамбург), образован  в 1798г., входит в тысячу крупнейших  банков мира;

- ООО "Агромашбизнес";

- ООО "Варжапет";

- ООО "Имидж-Партнер";

- ООО "Магистр Профи";

- около 25% принадлежит  сотрудникам банка.

Клиентами банка являются крупнейшие предприятия и фирмы, работающие в области сельского  хозяйства (ЗАО НПФ "Российские семена", холдинг "Русские семена", АО "ИНТЕРАГРОФОНД", ЗАО "Элинар"), медицинского и фармакологического профиля (Всероссийский научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений – ВИЛАР, крупные риэлторские фирмы (ЗАО "Белый городъ", "Русский дом недвижимости", "Скип"), ЗАО НПО "Фомос", ОАО "Атоммед", завод "Калибр", ЗАО "Аэропит".

Наличие генеральной  лицензии позволяет банку работать на международных финансовых рынках. КБ "Сембанк" установил корреспондентские  отношения с ведущими банками  мира: M.M. Warburg & CO (Германия), Den Danske Bank (Дания), Raiffeisen Zentralbank (Австрия), Bank Brussels Lambert (Бельгия) и др.

Имея иностранный капитал, КБ "Сембанк" работает на международном  уровне, проводя банковские операции и расчеты, что дает возможность  учредителям и клиентам Банка  участвовать во многих международных  программах. Наличие иностранного капитала также позволяет клиентам, имеющим финансовых или торговых партнеров в Германии и других государствах ускорять расчеты со своими контрагентами, а также получать товары из-за рубежа под гарантию КБ "Сембанк" и кредитоваться в нем для расчетов с зарубежными партнерами.

КБ "Сембанк":

- член Ассоциации Российских  Банков;

- член НАУФОР, НФА,  ПАРТАД;

- участник международной  системы REUTER;

- член фондовой секции  и секции срочного рынка ММВБ;

- член валютной секции  ММВБ, участник торгов в системе электронных лотовых торгов;

- уполномоченный банк  Фонда имущества Москвы;

- официальный дилер  ЦБ РФ по операциям с государственными  ценными бумагами;

- член Московской Фондовой  Биржи.

- КБ "Сембанк" имеет  лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг ФКЦБ России:

- брокерская деятельность  – лицензия № 177-02967-100000 от 27.11.2000 г.

- дилерская деятельность  – лицензия № 177-03071-010000 от 27.11.2000 г.

- деятельность по управлению  ценными бумагами – лицензия  № 177-03140-001000 от 27.11.2000 г.

- депозитарная деятельность  – лицензия № 177-03977-000100 от 15.12.2000 г.

2.2. Основные показатели активных операций ООО КБ "Сембанк"

      Активные операции ООО КБ "Сембанк" составляют существенную часть его операций. Под структурой активов понимается соотношение разных по качеству статей актива баланса банка к балансовому итогу.

Анализ динамики состава  и структуры активов баланса  дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения,как в целом  так и отдельных его видов. Прирост либо уменьшение актива свидетельствует о расширении, либо сужении деятельности предприятия.

Анализ качества управления активами банка следует начинать с оценки структуры банковских активов, в первую очередь с позиций  ее рациональности и диверсифицированности. При этом можно использовать таблицу 1.

Рис.1. Основные направленя анализа качества управления активами коммерческого банка.

Таблица 1Динамика структуры активов ООО КБ "Сембанк"

Как видно из таблицы 1, денежные средства и счета в ЦБ РФ увеличились более, чем в 3 раза, за счет увеличения резервных требований.

Информация о работе Активные операции банка