Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Финансовые рынки чрезвычайно динамичны. Многолетние исследования показывают, что они во многом являются основой рыночной экономики. Обеспечение устойчивости функционирования международных финансовых рынков является одной из важнейших целей развития мировой экономики. Достижение этой цели позволяет поддерживать стабильный уровень основных параметров развития мировой экономики, снижать многочисленные риски, создавать необходимые условия для расширения инвестирования

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования инвестиционных ресурсов международного финансового рынка 5
1.1 Международный финансовый рынок: сущностные характеристики и структура 5
1.2 Сущность и виды инвестиционных ресурсов международного финансового рынка 8
1.3 Правовое регулирование и государственное гарантирование функционирования международного финансового рынка 10
1.4 Выводы по первой главе: 1
2 Анализ перспектив развития инвестиционных ресурсов международного финансового рынка 14
2.1 Анализ и современное состояние международного финансового рынка 14
2.2 Особенности выхода российских инвесторов на международный финансовый рынок 19
2.3 Формирование международного финансового центра в России 22
2.4 Практические рекомендации для эффективного использования инвестиционных ресурсов международного финансового рынка 26
2.5 Выводы по второй главе 27
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение А 35
Приложение Б 37
Приложение В 38
Приложение Г 39

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 1.68 Мб (Скачать файл)

«Положительный» эффект возник фактически только для капиталов, ранее вывезенных из России в оффшорные зоны, и оказался краткосрочным. Уже в 2008 г., во время финансового кризиса, за рубеж было вывезено более 130 млрд. долл. Всего за последние 4,5 года страну отток капитала составил около 350 млрд. долл. Это сопоставимо с размером годового федерального бюджета. Обращает на себя внимание факт увеличения оттока капитала в моменты ключевых политических событий. Если отток 2008 г. объясним мировым финансовым кризисом (темпы оттока логично замедлились в 2009 и 2010 гг.) то 2011 и 2012 гг. резко сбивают положительную динамику (Приложение Г). Это хорошо видно по тому, каким сильным был отток капитала в IV квартале 2011 г. и в I квартале 2012 г. — во время парламентских и президентских выборов (Рисунок 8).

 

 

 

 

Рисунок 8 - Чистый ввоз/вывоз капитала из России в 2008–2012 гг. (по кварталам)

 

В страны СНГ Россия направляет наибольший объем капитала в Белоруссию и Украину. В 2012 году объем вывезенного  капитала в эти страны составил 436 млн. долл. США и 554 млн. долл. США соответственно.

Это свидетельствует о  том, что помимо конкретных экономических  условий хозяйствования на движение капитала существенно влияет геополитический  фактор.

Из вышесказанного можно  сделать вывод том, что трансграничное движение капитала оказывает существенное влияние на экономическое развитие страны. В настоящее время в России остро стоит проблема оттока капитала. Активы, заработанные предпринимателями в России, вместо того чтобы быть инвестированными в национальную экономику, в больших объемах вывозятся за рубеж, стимулируя экономическое развитие других стран. Это происходит несмотря на то, что основой действующей версии государственной экономической политики является ставка на привлечение иностранных инвесторов. 
        

2.3 Формирование международного финансового центра в России

 

Создание международного финансового центра в России было заявлено руководством страны в качестве краеугольной задачи в деле интеграции российской экономической системы в глобальные рыночные институты. В этой связи хочется заметить, что наличие самого по себе финансового центра ещё не гарантирует нашей экономике конкурентные преимущества перед транснациональными финансовыми институтами в зарубежных центрах Европы, Америки и Азии.  [33]

Задачу создания в России международного финансового центра (МФЦ) следует считать вполне логичной, имеющей стратегическое геополитическое и экономическое значение. Несмотря на то, что отдельные экономисты предлагают различные атрибутивные признаки международного финансового центра, обобщенно финансовый центр характеризуется как рынок (географически представленный в городе или стране), обеспечивающий перераспределение значительных объемов финансовых ресурсов на основе функционирования комплекса кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, финансовые и кредитные операции с использованием преимущественно международных финансовых инструментов.

Как показывает международный  опыт и общая характеристика существующих глобальных мировых финансовых центров, при создании МФЦ определяющее значение имеют: во-первых, наличие достаточных ресурсов, аккумулируемых на финансовом рынке; во - вторых, эффективный режим привлечения дополнительных ресурсов в целях их последующего размещения в финансовые инструменты. Поэтому одной из ключевых составляющих в процессе создания конкурентоспособного международного финансового центра является система государственного регулирования финансового рынка, обеспечивающая эффективное воздействие на деятельность всех его участников в соответствии с избранными государством целями и принципами со стороны общественных органов государственной власти. Эта система должна соответствовать современным представлениям о содержании, приоритетах и границах обоснованного вмешательства государства в функционирование рыночных институтов, способствовать повышению эффективности рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, а также привлечению международных потоков капитала.

Выбор направлений и инструментов воздействия на деятельность участников финансового рынка как второй аспект развития государственного регулирования финансовой сферы связан с применением мер косвенного (экономического) регулирования, воздействующих не на нормы и процедуры, но на интересы и экономические мотивы участников рынка. Государству следует оперативно отражать в нормативных актах и обеспечивать соответствующими механизмами регулирования объективно необходимые спонтанно появляющиеся на рынке инструменты и явления, а также целенаправленно формировать рыночную инфраструктуру и использовать рычаги косвенного воздействия, в частности, систему налогообложения. При этом для формирования предпосылок конкурентных преимуществ России как МФЦ следует учитывать опыт наиболее эффективных аналогичных институтов на финансовых рынках развитых стран. Только понятные иностранным инвесторам и операторам финансового рынка механизмы и инструменты в среде, близкой по своим параметрам к международным стандартам, сделают финансовый центр в Москве привлекательным для мирового капитала. В этом направлении в России приняты принципиальные решения и реализуются конкретные меры.

Прежде всего, это консолидация биржевой инфраструктуры. В таблице 2 представлены количественные показатели, характеризующие современный уровень развития крупнейшей российской биржи ММВБ в сравнении с биржами, образующими центральные элементы инфраструктурных систем основных международных финансовых центров. [11]

 

Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика крупнейших мировых бирж

 

 

Данные свидетельствуют  о существенном отставании основной российской биржи от лидирующих фондовых площадок мира, о незначительном количестве обращающихся финансовых инструментов: количество акций, имеющих листинг, а также объемы торгов ценными  бумагами на ММВБ в разы меньше аналогичных  показателей других анализируемых  бирж. Однако Концепция создания МФЦ  в России предусматривает, что до 2012 г. одна из российских фондовых бирж должна войти в число 12 мировых лидеров по торговому обороту и объемам размещения акций и облигаций, а доля иностранных бумаг в биржевом обороте должна составлять не менее 10% . Кардинальным шагом, направленным на преобразование финансовой инфраструктуры и формирование глобальной торговой площадки в России, является консолидация основных российских бирж ММВБ и РТС с последующим проведением IPO, поэтапно реализуемая с начала 2011 г. Цель данного слияния состоит в том, чтобы создать единую мощную биржевую структуру, централизованную систему учета, повысить надежность и капитализацию расчетно-клиринговой инфраструктуры.[11]

Проектная группа по совершенствованию  финансовой инфраструктуры и регулированию  финансового рынка в рамках развития регулирования рынка предлагает также ряд мер, среди которых  следует выделить:

-  ведение института собрания облигационеров;

- признание иностранных депозитариев в качестве номинальных держателей ценных бумаг без дополнительного требования открытия счета в локальном депозитарии;

- формирование единого центра раскрытия корпоративной информации с бесплатным доступом для инвесторов;

- создание центров оценки стоимости низколиквидных финансовых инструментов;

- совершенствование процедуры эмиссии ценных бумаг;

- упрощение порядка работы российских инвесторов с иностранными финансовыми инструментами.

Проектная группа по корпоративному праву и управлению, налогообложению  финансовых операций также предлагает мероприятия, которые следует отнести  к экономическим инструментам государственного регулирования финансового рынка. Основными из них являются следующие:

- совершенствование налогообложения операций с такими финансовыми инструментами, как депозитарные расписки (АДР, ГДР, РДР), еврооблигации российских эмитентов, сложные деривативы;

- освобождение финансовых услуг от обложения НДС;

- совершенствование налогообложения доходов физических лиц, полученных от инвестиционных операций;

-повышение степени открытости публичных компаний и развитие институтов корпоративного управления.

Таким образом, следует признать, что экспертное сообщество и органы государственной власти осознают необходимость  новаций в механизмах функционирования и регулирования финансового  рынка. Большая организационная, исследовательско - аналитическая и методическая работа проектных групп по созданию международного финансового центра в Москве, а также решения, принимаемые органами власти, свидетельствуют о том, что основой институциональной и содержательной модернизации регулирования остается необходимость развития внутреннего инвестиционного потенциала и привлекательности отечественного финансового сектора для иностранных игроков.

В то же время вектор трансформации  содержательных направлений и инструментов государственного регулирования задается преимущественно внешними условиями  развития российского финансового  рынка, а также приоритетной задачей  формирования в России международного финансового центра. Последовательная реализация предлагаемых мероприятий  в перспективе позволит преодолеть традиционные проблемы отечественного финансового рынка, связанные с защитой интересов инвесторов и обеспечением эффективного перераспределения финансовых ресурсов, и достичь целей по предотвращению кризисных явлений в российской финансовой системе и формированию в России международного финансового центра.

 

2.4 Практические рекомендации для эффективного использования  инвестиционных ресурсов международного финансового рынка

 

Как показывают реальные события, происходящие на мировом финансовом рынке, пик финансового кризиса  преодолен. Принятые мероприятия позволили  остановить дальнейшее негативное развитие мировой системы финансов. Мировой  экономике удалось стабилизироваться  на определенном уровне и начать постепенное  движение вверх. От того, какое направление  примет современный рынок финансов, во многом зависит дальнейшие перспективы  преодоления последствий кризиса. От того, насколько правильными будут  данные тенденции, будет зависеть благосостояние мирового сообщества.

Эффективному  функционированию современного международного рынка мешают следующие факторы: продолжающийся кризис в фондовом секторе  рынка, нарастание масштабов спекулятивных  операций по мере наращивания объемов  сделок хеджфондов и пенсионных фондов, возрастание финансовых рисков в  связи с ростом объемов сделок с деривативами (особенно кредитными), рост мировых цен на нефть и  другие.

Видимо, системы организации и регулирования  международного финансового рынка, основанные на гегемонии доллара  США, близки к исчерпыванию своих  потенциальных возможностей. Наступает  время перехода от однополярной к  многополярной системе управления международным финансовым рынком. Она  должна сопровождаться глубокой модернизацией  органов регулирования международного финансового рынка и системы  финансовой отчетности участников этого  рынка, разработкой более эффективных  методов риск-менеджмента в международной  финансовой сфере. В создании новой  многополярной системы управления международным финансовым рынком активное участие, по нашему мнению, должна принимать Россия [37].

Диспропорции на мировом  финансовом рынке и его подверженность кризисам побуждают мировое сообщество искать новые способы его регулирования. Анализ мирового опыта регулирования финансовых рынков дает основание утверждать, что к ужесточению регулирования прибегают в период рецессии, в то время как либерализация и ослабление регулирования становятся более актуальными в период экономического оживления.

Однако в условиях посткризисной  трансформации мирового финансового рынка наднациональное регулирование еще не сформировалось окончательно. В этой связи повышение эффективности регулирования на национальном уровне является необходимым фактором укрепления системы регулирования глобальным финансовым рынком в целом.

В рамках решения вопроса  об эффективном построении институциональной структуры регулирования национальных финансовых рынков актуальным остается вопрос о целесообразности создания мегарегулятора, то есть сосредоточения функций по регулированию всех сегментов финансового рынка у одного регулятора. [ 37]

Совершенствование регулирования  мирового финансового рынка может осуществляться по следующим направлениям:

- создание всеобъемлющей,  глобальной системы регулирования,  пригодной и единообразно применяемой  в масштабах всего мирового  финансового рынка;

- поиск оптимального соотношения  ограничительных и стимулирующих  мер в целях обеспечения развития  и недопущения стагнации;

- сохранение существующих  и внедрение новых эффективных  методов.

Так же необходимы следующие  меры для привлечения большего объема инвестиционных ресурсов международного финансового рынка:

- содействие повышению конкурентоспособности на внешних и внутреннем рынке и экономической эффективности деятельности российских профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и институциональных инвесторов;

- содействие выпуску новых финансовых инструментов, интересных для инвесторов;

- создание эффективной и доступной для любого заинтересованного лица системы раскрытия информации о ценных бумагах, эмитентах, участниках финансового рынка и иной информации, необходимой для инвесторов;

- снижение бюрократических барьеров при входе на рынок и издержек участников по поддержанию искусственных ограничений на совмещение различных видов предпринимательской деятельности и выбора организационно-правовых форм деятельности.

Данные меры позволят увеличить  объем инвестиций международного финансового  рынка. Что приведет к его расширению и улучшению функционирования.

Информация о работе Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка