Управление проблемными кредитами в банках второго уровня: казахстанский и международный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности современной практики управления проблемными кредитами в банках второго уровня Республики Казахстан и внести предложения по совершенствованию действующей практики.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты возникновения проблемных кредитов.
- Провести анализ действующей практики управления проблемными кредитами на материалах банков второго уровня и системообразующих банков РК

Содержание работы

Введение
5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТОВ
8
1.1 Сущность и причины возникновения проблемных кредитов
8
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий-заемщиков – как предварительная оценка возможности появления кредитного риска


18
1.3 Зарубежная практика управления проблемными кредитами
26

2 практикА управления проблемными кредитами в банках второго уровня Республики Казахстан

36
2.1 Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан

36
2.2 Оценка кредитного портфеля системообразующих банков Республики Казахстан
43
2.3 Деятельность банков второго уровня Республики Казахстан по работе с проблемными кредитами

49

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИКИ РАБОТЫ БАНКОВ ВТОРОГО УРОВНЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ


61
Методы управления проблемными кредитами в практике зарубежных банков
61
3.2 Перспективные направления использования зарубежного опыта управления проблемными кредитами в банках второго уровня Республики Казахстан


71
Заключение
78

Список использованной литературы
80

Приложения
82

Файлы: 1 файл

Проблемные кредиты.doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

При принятии решения  о возможной реструктуризации кредита  или лишении заемщика прав на заложенное им имущество кредитор должен также  учитывать следующее:

- Текущую стоимость дохода, получаемого в качестве процентов, и основной суммы долга, утрачиваемой при реструктуризации.

- Разумные и необходимые административные издержки работы с заемщиком по завершению и реализации плана реструктуризации.

- Предоставление заемщиком проекта плана реструктуризации кредита и анализа потоков наличности, свидетельствующего о разумной вероятности того, что в результате реализации предложенного плана реструктуризации будет осуществлено планомерное погашение кредита.

- Предоставление заемщиком или готовность предоставить свою полную текущую фин. отчетность по форме, удовлетворяющей учреждение.

Проблемные кредиты  это основная головная боль большинства  банков. С какого момента они считаются  проблемными сказать сложно, каждый банк определяет индивидуальный срок, в течение которого происходит задержка очередного платежа со стороны заемщика.

Стратегия возвращения  проблемных кредитов строится индивидуально  по отношению к каждому клиенту, происходит взвешивание всех рисков, которые может понести банк, осуществляются переговоры, а так же выезд групп по месту проживания должника, для выяснения дальнейших действий. Самым не приятным решением в борьбе с проблемными кредитами является принятие банком постановления о досрочном погашении кредита.

При уже имеющемся проблемном кредите, который не выплачивается на протяжении нескольких месяцев многие банки стали прибегать к услугам коллекторов, которые в дальнейшем занимаются возвратом денежных средств, правда уже не в такой мягкой форме, как сам банк.

При налаживании контакта непосредственно с самим банком, который выдавал кредит, поможет решить многие проблемы. А самое главное это возможность избежать судебных разбирательств. И если в данный момент действительно имеются проблемы с деньгами, то банк пойдет на встречу и вполне возможно согласится на реструктуризацию имеющейся задолженности.

Аспекты возникновения  проблемных кредитов:

- кризисное состояние экономики переходного периода, которое выражается не только падением производства, финансовой неустойчивостью многих организаций, но и уничтожением ряда хозяйственных связей;

- незавершенность формирования банковской системы;

- отсутствие или несовершенство некоторых основных законодательных актов, несоответствие между законодательной базой и реально существующей ситуацией (по законодательству РК при принятии в обеспечение кредита недвижимости, должна быть полностью выкуплена земля. Есть ряд юридических лиц, которые выкупают эту землю по графику. Банк вынужден принимать в обеспечение недвижимость с не выкупленной землей и поэтому, при не возврате банк испытывает затруднения с реализацией недвижимости с государственной землей);

- инфляция, переходящая в гиперинфляцию;

- при получении клиентом кредита в валюте, банк планирует свои доходы так же в валюте, но территории РК клиент имеет право реализовывать свой товар только в казахстанских тенге, таким образом при конвертации (постоянно увеличивающегося курса) увеличивается доля проблемных долгов;

- при поставке товара в страны ближнего зарубежья и кризисного состояния экономики в этих странах (приостановление работы на валютных биржах), возникает проблема конвертации местных валют в казахстанские тенге;

- негативные тенденции или определенные форс-мажорные обстоятельства, происходящие в компании или отрасли, ставят под удар денежные потоки или активы;

- ошибка кредитора:

- недостаточная проверка активов;

- неадекватная финансовая информация;

- неподобающая структура активов;

- неадекватная поддержка активов;

- неадекватное документирование активов;

- неадекватное наблюдение, контроль и аудит

- признаками повышения кредитного риска являются:

- изменение руководства компании-заемщика

- изменение юридического статуса заемщика

- изменение юридического адреса заемщика;

- возникновение просроченной задолженности по любым обязательствам клиента сроком более 3 месяцев.

Основным методом снижения риска кредитования является анализ кредитоспособности заемщика[6, с.57].

Управление риском –  комплекс мер направленных на снижение вероятности наступления неблагоприятных  событий, уменьшение негативных последствий их возникновения.

Система управления рисками  при кредитовании компаний заемщиков  в  банке построена на основе:

- независимый специализированной службы Управления кредитными рисками;

- единых стандартов по документации;

- процедур регламентирующих взаимоотношения между подразделениями при проведении кредитных операций.

Управление кредитными рисками предполагает создание механизма  идентификации факторов риска, анализа  и расчета их величины, мониторинга  текущего состояния заемщика и контроля сделки. Этот механизм основан на распределении полномочий и ответственности между подразделениями и коллегиальными органами управления банка.

Кредитный инспектор  идентифицирует факторы риска, обусловленные  финансовым состоянием заемщика и самой  кредитной сделки, анализирует финансовое состояние заемщика и предполагаемую сделку в соответствии с определенной методикой, готовят предложения по установлению размера и срока лимита кредитного риска на заемщика, а также по страхованию или хеджированию сделки.

Департамент рисков в  свою очередь готовит в соответствии со своей методикой анализа заключение, содержащей оценку и расчеты величины кредитного риска, и предложения  по страхованию или хеджированию.

Кредитный комитет как  коллегиальный орган управления банком на основе предоставленных материалов, подготовленных и другими подразделениями (юридическим, безопасности и так далее), выносит решение о выдачи кредита и размере лимита риска на заемщика, а также об отнесении кредита к той или иной группе риска и, соответственно, размере формируемого резерва.

Текущая оценка кредитных  рисков реализуется через:

- систематический контроль качества, классификацию ссудного портфеля и условных обязательств Народного банка РК, расчет и создание провизий для покрытия кредитных рисков;

- организацию кредитного аудита, проведение независимой экспертизы заключений по проектам для представления ее на заседании правления и кредитного комитета банка, выявление потенциальных рисков по проектам и заемщикам;

- текущий мониторинг кредитов, контроль за лимитами кредитных рисков, анализ текущей платежеспособности клиента, выявление рисков неисполнения обязательств заемщиком.

Работа банка, связанная  управлением кредитными рисками, должна носить комплексный характер, охватывать всю организацию и содержание кредитной деятельности банка. Перечислим основные мероприятия по управлению кредитным риском [7, с.178].

  • формирование политики управления рисками. Такая политика должна включать в себя меры по предотвращению ряда неблагоприятных ситуаций и смягчению последствий тех из них, которые невозможно исключить полностью;
  • разработка рекомендаций, регламентирующих процедуру заключения кредитного договора они должны определять состав документации, сопровождающей кредитную заявку, проверку кредитоспособности, платежеспособности клиента, их классификацию по надежности;
  • разработка внутренней системы лимитов, обеспечивающей диверсификацию кредитного портфеля по срокам, отраслям, субъектам кредитования и прочим;
  • сбор информации о кредитном риске и применение системы его оценки;
  • создание системы мониторинга кредитного риска в режиме реального времени с применением специальных компьютерных программ учета и анализа данных;
  • мероприятия по уменьшению риска, то есть по уменьшению величины возможных убытков и их влияние на платежеспособность банка, включающая:

- Создание специальных резервов;

- Перекладывание рисков на имущество заемщика;

- Передачу риска страховой компании;

  • работа с проблемными кредитами.

Обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о серьезности проблемы управления рисками в банковской деятельности. Следует отметить, что необходимыми условиями организации управления рисками являются правильная система распределения полномочий, проработанные должностные инструкции и совершенные каналы передачи информации. В целом система управления кредитными рисками реализуется через конкретные мероприятия,  осуществляемые на уровне стратегического управления и в рамках взаимодействия структурных подразделений банка.  

 

    1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий-заемщиков – как предварительная оценка возможности появления кредитного риска

 

Банки Казахстана в настоящее  время не располагают надежно  разработанным процессом управления кредитным риском. Более того, ненадежная финансовая информация, правовая структура приводит к плохому анализу кредитуемой отрасли, поверхностному финансовому анализу заемщика, завышению стоимости залога, отсутствию контроля над займами и др. все это в конечном итоге не способствует выполнению обязательств предприятий по погашению долга. 

Назначение и принципы анализа кредитоспособности заемщика направлены на соблюдение условий возвратности, срочности, платности и использования  ссуд по целевому назначению.

Основные  цели и задачи анализа.

1. Цель методики –  подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности:

-определение ликвидности  и финансовой устойчивости предприятия;

-изучение эффективности  использования собственных и  привлеченных  финансовых ресурсов.

2. Программа анализа финансово-хозяйственной деятельности выглядит следующим образом:

- предварительный обзор  экономического и финансового   положения  хозяйствующего субъекта;

- оценка и анализ  экономического потенциала предприятия-заемщика (оценка финансового и имущественного положения).

2.1. Цель предварительного  обзора - проведение визуальной и  простейшей счетной проверки баланса и сопутствующей документации по формальным признакам и внутреннему содержанию для определения целесообразности анализа финансовой отчетности и готовности к чтению:

Первый этап включает:

- проверку учредительных  документов и банковских реквизитов;

- проверку комплектности  бухгалтерского отчета и документации;

- проверку надлежащего  заполнения отчетных форм;

- наличие всех необходимых реквизитов, включая подписи ответственных лиц;

- анализ критических  статей балансовой отчетности, непосредственно  указывающих на неблагополучие финансового положения предприятия, а также  свидетельствующие об определенных недостатках в работе предприятия.

2.2. Второй этап - динамический  анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия - заемщика и оценка его экономического потенциала.

Цель второго этапа - проведение аналитических процедур в исследовании финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь необходимо выполнить расчет и  динамики базисных аналитических коэффициентов. В случае если в обеспечения обязательств (по кредиту, гарантии, аккредитиву непокрытому) Заемщиком предлагаются гарантийные письма организаций или банков, требуется выяснить на сколько устойчиво финансовое положение  гаранта, банка гаранта.

Анализ финансового  состояния ссудозаемщика также  включает поэлементный анализ финансово-хозяйственный деятельности, позволяющий оценить влияния недостатков в системе управления на его платежеспособность и рентабельность, риск своевременного возврата ссуд и меры по минимизации риска. Подробному анализу, в частности, подвергается:

- движение материальных  запасов;

- движение денежных  средств на р/с, в/c клиента за  определенный анализируемый период ;

- себестоимость продукции;

- прибыль;

- размещение основного  и оборотного капитала;

Экономический потенциал  хозяйствующего субъекта может быть охарактеризован двояко: с позиции  финансового положения и с  позиции его имущественного положения.

Обе эти стороны финансово-хозяйственной деятельности взаимосвязаны - нерациональная структура имущества, его некачественный состав могут привести  к ухудшению  финансового положения и наоборот. Так, неоправданное омертвление средств  в неходовых товарах, дебиторской задолженности может повлиять на своевременность текущих платежей, а неоправданный рост заемных средств привести к необходимоcти сократить имущество предприятия для расчетов с кредиторами. Рассмотрим анализ финансового положения  хозяйствующего субъекта.

Анализ финансового  положения. Анализ кредитоспособности.

Информация о работе Управление проблемными кредитами в банках второго уровня: казахстанский и международный опыт