Тенденции развития государственного кредита в КР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 06:11, реферат

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, на ряду, с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Содержание работы

Введение
1. Государственный кредит: понятие, сущность, функции
2. Формы государственного кредита. Классификация займов
3. Международный государственный кредит
4. Анализ международных кредитов привлеченных КР
5. Тенденции развития государственного кредита в КР
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1. 1 Государственный кредит- понятие, сущность, функции.docx

— 83.02 Кб (Скачать файл)

Традиционной формой международного кредита является внешнеторговый кредит. Последний представляет собой важный фактор повышения конкурентоспособности товаров поставляемых на внешний рынок. Сегодня подавляющая часть машин и оборудования на мировом рынке продается, как правило, в кредит. Условия этого кредита - сроки, процентная ставка, сумма комиссионных, условия погашения, методы страхования рисков - существенно влияют на конкурентоспособность товара. Чем продолжительнее срок кредита, чем ниже его стоимость (проценты плюс комиссионные), чем больше льгот предоставляет при этом кредитор, тем при прочих равных условиях, выше конкурентоспособность товара на мировом рынке.

Старейшая форма внешнеторгового кредита - фирменные кредиты. Преимущественно это ссуды, предоставляемые экспортером одной страны импортеру другой в виде отсрочки платежа или коммерческий кредит во внешней торговле. Фирменный кредит, сроки которого, как правило, колеблются в пределах от 1 до 7 лет, имеет ряд разновидностей: покупательский аванс, кредит по открытому счету. Фирменный кредит чаще всего реализуется посредством открытого счета.

Кредит по открытому счету осуществляется через банки импортера и экспортера. Между экспортером и импортером заключается долговое соглашение, по которому первый записывает на счет последнего в качестве его долга общую стоимость отгруженных товаров с учетом начисляемых процентов, а импортер, в свою очередь, обязуется в установленный срок погасить сумму кредита и выплатить проценты. При фирменном кредите импортер часто вносит так называемый покупательский аванс в размере, чаще всего, 10-20% стоимости поставки в кредит, что представляет своего рода обязательства принять поставляемые в кредит товары.

Вплоть до начала 60-х годов нашего века фирменные кредиты были преобладающей формой внешнеторгового кредита и по своему стоимостному объему более чем в два раза превышали банковский экспортный кредит. Однако быстрый рост международной торговли, необходимость импорта взаимосвязанной продукции сразу у нескольких поставщиков, увеличение сроков кредита продемонстрировали, что у фирменного кредита есть свои недостатки. Среди них, с точки зрения импортера, наиболее существенными являются: ограниченные сроки кредита, сравнительно небольшие объемы кредитования, жесткая привязанность импортера к продукции фирмы поставщика. Поэтому с ростом масштабов и диверсификацией международной торговли доля фирменных кредитов в общей сумме внешнеторгового кредитования начала снижаться, все более уступая место банковскому внешнеторговому кредитованию.

Банковский внешнеторговый кредит имеет с позиций импортера определенные преимущества перед фирменным кредитом: возможность некоторого маневра в выборе фирмы поставщика определенной продукции; более длительные сроки кредита; большие объемы поставок по кредиту; сравнительно меньшая стоимость кредита.

Первоначально банки вышли в сферу внешней торговли как кредиторы фирм экспортеров. Поэтому такие внешнеторговые кредиты именуются кредитами поставщику.

Со временем национальные банки страны фирмы экспортера стали осуществлять более гибкую политику внешнеторгового кредитования: они стали предоставлять кредиты непосредственно импортеру. За счет полученных от банка средств импортер оплачивает поставки экспортера. Такой метод банковского внешнеторгового кредитования получил наименование кредиты покупателю. Они для импортера более выгодны. Появляется возможность выбора фирмы поставщика, однако, пока что только в данной стране. Сроки кредита удлиняются, а его стоимость несколько снижается. При этом фирмы поставщики, устраненные от непосредственного участия в кредитования экспорта, не могут завысить цены кредита, что весьма типично при фирменном кредите и даже при кредите поставщику.

Помимо внешнеторгового кредита банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю (частному или государственному) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает иностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредиты используются при осуществлении валютной интервенции в целях регулировании валютного курса.

Международный кредит, прежде всего, предполагает определение суммы кредита, его сроков и условий погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования кредитного риска.

Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит. Например, Россия получает кредиты в разных валютах, но валютой платежа, как правило, остается доллар.

Сумма кредита определяется либо в коммерческом контракте, либо в эмиссионном проспекте при выпуске международных облигаций. Срок международного кредита зависит от целого ряда факторов, к которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле каждое государство стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, перед которыми становится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

Типичным примером национального государственного института по стимулированию экспорта является Экспортно-импортный банк США (Эксимбанк), который был основан еще в 1934 году в целях предоставления прямых кредитов иностранным покупателям американских товаров. Ныне он предоставляет преимущественно гарантии американским промышленным и банковским компаниям против коммерческого и политического риска.

Подобные институты функционируют и в ряде других стран, в частности, в Японии и во Франции. Учрежденный в 1951 году Экспортно-импортный банк Японии в отличие от соответствующего в США имеет более широкие возможности кредитования: он кредитует и экспортные, и импортные, а также операции по иностранным капиталовловложениям японских компаний. Причем он кредитует преимущественно не иностранных импортеров, а японских экспортеров.

Во Франции государственный кредитный механизм для поддержания экспорта начал функционировать еще в 1946 году. В некоторых странах - Бельгии, Голландии, ФРГ, Швеции - государство участвует в кредитовании экспортных операций через внешнеторговые банки, созданные с консорциумами коммерческих банков.

Помимо участия в кредитовании экспортеров государство в странах с рыночной экономикой проводит активную политику по страхованию внешнеторговых кредитов от изменений курсов валют, политической неустойчивости, которые существенно увеличивают риск осуществления международного кредита. В этих целях в Великобритании, во Франции, в ФРГ, в США и в других странах сложилась целая система страхования и гарантирования экспортных операций.

Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.

Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.

Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров.

      4. Анализ международных кредитов привлеченных Кыргызской Республикой

       Кыргызская Республика - это страна, находящаяся в стадии развития переходной рыночной экономики, которая пришла на смену командно-административной экономике. После периода экономического спада, инфляции, кризиса государственных финансов и почти постоянного бюджетного дефицита и накопленного государственного долга, страна вернулась на путь экономического развития и роста. Но все еще перед страной стоят структурные проблемы. Не все реформы еще проведены и не достигнута еще фискальная устойчивость страны - велико бремя обслуживания государственного долга.

Быстрое увеличение показателей внешнего долга – до неприемлемых уровней отражает главным образом не эффективное использование средств международных кредитов. Однако иностранные кредиты росли также быстро, хотя, в общем, в меньшей степени, чем было запрограммировано. Выделялись займы для поддержки платёжного баланса и финансирования Программы государственных инвестиций. Тот факт, что между 1995 и 1998 гг., долларовая стоимость Кыргызского внешнего государственного долга удвоилась, а к концу 2006 г. утроилась, говорит о том, что координация в пределах сообщества стран-доноров для ограничения объема финансовой помощи оказалась недостаточной. Проблема долга была усилена отсутствием национальной стратегии долга и системы мониторинга, что затенило издержки быстрого накопления долга. Из-за очень льготных условий многостороннего долга, его доля, тем не менее, с точки зрения чистой приведенной стоимости составляет менее 55 процентов. Займы и от многосторонних и от двусторонних кредиторов согласно Программе государственных инвестиций приблизились в конце 2006 г. к 50 процентам номинального накопленного долга. Хотя Кыргызская Республика начала переход к рыночной экономике без внешнего долга, распад СССР завершился резким увеличением дефицитов кыргызского внешнего текущего счета, колебавшихся в незначительных пределах от 10 до 20 процентов ВВП в первой половине 1990-ых гг. Увеличения дефицита, запланированные в рамках программы, предназначались для содействия возрождению экономического роста, а также для удержания быстро снижающегося уровня жизни. Первая программа стабилизации учитывала резкое увеличение во внешнем заимствовании и дефиците текущего счета приблизительно на 18 процентов ВВП в 1993 г., но с быстрым восстановлением до 2,6 процентов ВВП к 1998 г. Под этим подразумевался рост внешнего долга с 438 миллионов долларов США в 1993 г. до 1425 миллионов долларов США к 1998 г.. Номинальный ВВП в долларовом выражении США, ожидалось, вырастет примерно на 47 процентов за тот же самый период, при этом долларовая стоимость экспорта почти удвоится через пять лет до 1335 миллионов долларов США в 1998 г.

Внешний долг Кыргызской Республики.

Годы

1993

1995

1997

1999

2004

2006

2007

2008

Общий внешний долг (млн. $)

320

764

1356

1673

1678

1 808

1 949

1 932


       Таким образом, отношение внешнего долга к ВВП должно было по программе более чем удвоиться приблизительно с 21 процента в 1993 г. до 46 процентов в 1998 г. – уровень, который считали приемлемым. Как оказалось, в 1994-98 гг. дефицит текущего счета (в долларах) не оправдал ожиданий, частично отражая непредвиденный экспорт золота компанией Кумтор, начиная с 1997 г., и накопленный внешний долг (в долларах) вырос меньше запланированного уровня, но ВВП в долларовом выражении оказался намного ниже прогнозного уровня, отражая тем самым резкое снижение обменного курса между 1994 и 1998 гг. Следовательно, отношение внешнего долга к ВВП достигло 72 процентов в 1998 г., по сравнению с прогнозировавшимся отношением 46 процентов.

Последующие среднесрочные программы стабилизации предусматривали сравнительно низкий дефицит текущего счета относительно ВВП и более взвешенное накопление внешнего долга. Опять таки, сравнение прогнозов с фактическими результатами говорит о том, что эти прогнозы оказались, в общем говоря, оптимистичными. Фактический ВВП в долларовом выражении оказался в общем ниже прогнозного уровня, особенно после российского кризиса, когда сом обесценился и далее относительно доллара США. Кроме того, дефициты текущего счета в общем превышали прогнозные уровни из- за импорта, связанного со строительством рудника Кумтор и большой программой государственных инвестиций. Вместе со снижением экспорта в страны СНГ, отмеченным выше, это вело к накоплению внешнего долга, снова превышающему прогнозы, и к отношению внешнего долга к ВВП, которое было намного выше прогнозировавшихся уровней.

Большая программа инвестиций, финансировавшаяся из внешних источников, стала главным фактором в накоплении долга, при этом ее наибольшее увеличение наблюдалось в 1998-2004 гг. Никакая ранняя оценка экономической приемлемости ПГИ не предпринималась. Однако для решения 17 вопросов прозрачности в контексте ПГИ, программа 1997 г. требовала того, чтобы все внешние заимствования для финансирования проектов включались в ПГИ. В этом контексте, АБР предоставил постоянного советника для оказания помощи в распределении приоритетов по проектам ПГИ.

Информация о работе Тенденции развития государственного кредита в КР