Развитие видов государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.
Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; перераспределение денежного капитала; экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……………………………………………4
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ……………………………………….………………………………………4
ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ОТ БАНКОВСКОГО ………………………………………………………………………...……..7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……………….….10
2.1. ФОРМЫ ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ………………………………………………………………………10
2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ……………..17
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ ………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 59.42 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Калининградский  государственный  технический университет»

Институт  менеджмента экономики  и предпринимательства

Кафедра экономики и предпринимательства 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине      Финансы и кредит 

на тему: «Развитие государственного кредита в РФ» 
 
 
 
 

                                                                                  работу выполнил студент(ка)

                                                                             гр. 10 ВИМ

                                                                             Чубинова Р.О.

                                                                  Руководитель работы

                                                                                    ________________________

                                                                                   Дата сдачи ______________

                                                                              Работа защищена с оценкой                  

      ________________________

«____»_____________ 2011 г. 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

2011 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……………………………………………4

    1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ……………………………………….………………………………………4
    2. ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ОТ БАНКОВСКОГО ………………………………………………………………………...……..7

ГЛАВА 2.  ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА ……………….….10

2.1. ФОРМЫ  ВНУТРИЭКОНОМИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА ………………………………………………………………………10

2.2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ ……………..17

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ ………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных  капиталов и осуществляющих аккумуляцию  и мобилизацию денежного капитала.

      Через кредитную систему реализуются  сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который  отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

      Кредит  выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; перераспределение денежного капитала; экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики.

      На  рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит.  Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

      Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как части кредитно-банковской системы страны.  Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль  в нашей экономике.  От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.   

        Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- Рассмотреть  экономическое содержание и функции  государственного кредита,

- Изучить  формы государственного кредита,

- Определить  основные тенденции развития  государственного кредита. 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА 

1.1.  Государственный кредит как экономическая категория

     В условиях развитых товарно-денежных отношений  государство может привлекать к  покрытию своих расходов свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения.

     Главным способом их получения является государственный  кредит. Он выражает отношения между  государством и многочисленными  физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного  денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении  кредитных операций внутри страны государство  обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

      Государственный кредит  - одна из форм кредитных  отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и  заемщика как юридически самостоятельных  субъектов кредитной сделки; аккумуляции  свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности  и платности (в исключительных случаях  допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования  госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях. [1]                                       

      С помощью государственного кредита  государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы  для финансирования общегосударственных расходов и  выполнения своих функций. Объективная  необходимость  использования государственного кредита  объясняется противоречиями  между растущими потребностями  общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей  экономической природе  госбюджет перераспределяет  часть национального дохода  станы.

   Объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, установленном  действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования.  Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают  значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. 

      В периоды экономического кризиса (который  имеет место на сегодняшний день), коренных изменений  в хозяйственном  механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный  кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в  государственном кредите  сокращается и сфера его применения сужается.

      Государственный кредит  представляет отношения  вторичного распределения стоимости  валового внутреннего продукта и  части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения  стоимости. Через государственный  кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные  денежные средства населения предприятий  и организаций, не предназначенные  для текущего потребления.  Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы  могут идти на сознательное ограничение  потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории  были примеры, когда подобное ограничение  потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).

      Формирование  посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.

      Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов  для финансирования бюджетных  расходов  и других государственных программ. [1]

     Кредиторами выступают физические и юридические  лица, заемщиком – государство  в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита  позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

      Из  многолетней практики банковского  кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при  кредитовании.  Это объясняется  тем, что исполнение обязательств должником  обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые  гарантируют это своим имуществом. 

      Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном  уровне.  Принимая государственную гарантию за третье лицо (государство или отдельное предприятие), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника, на платежеспособность которого оно рассчитывает.

      При этом существенными условиями обязательства  гаранта будут являться:

      -указание, за кого оно выдано,

      -пределы  обязательства гаранта, т.е. сумма на которую выдана гарантия

      -срок  действия.

      Отличительными  чертами государственного кредита  являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.   

      Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета  является эффективным  и разумным  средством по сравнению с монетарными  приемами.

 

1.2.  Отличия государственного кредита от банковского

      Государственный кредит  как самостоятельная  форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом  особенностей:

• Потребность государства в кредите. 

      Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать  разрыв между денежной массой в обращении  и товарными ресурсами. Государственный  кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и  используется  для поддержки бесперебойности процесса  расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также  для социального развития производственных коллективов. [1] Банковский кредит  могут получать  и частные лица на цели, установленные законодательством.

Информация о работе Развитие видов государственного кредита