Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного кредита, определение его значения в народном хозяйстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть понятие государственного кредита,
 определить его роль в народном хозяйстве,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1 Экономическая сущность государственного кредита………………………..5
2 Функции государственного кредита………………………………………….14
3 Дискуссионные вопросы содержания и функций государственного
кредита……………………………………………………………………….….18
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

функции государственного кредита.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 26 с., 2 табл., 1 рис., 17 источников.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, ФУНКЦИИ КРЕДИТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КРЕДИТОР, ГАРАНТ.

 

Объект исследования - государственный кредит как экономическая категория.

Предмет исследования - финансовая система во всех их функциональных зависимостях.

Цель работы: раскрыть сущность государственного кредита, определить его значение в народном хозяйстве.

Методы  исследования: сравнительный анализ, противопоставление, индукция и дедукция, диалектический, исторический методы и системно-структурный подход.

Исследования  и разработки: раскрыта суть понятия «государственный кредит», «функции государственного кредита», выяснено, какие функции существуют у государственного кредита, а также тот факт, что данные функции глубоко взаимосвязаны.

Область возможного практического применения: материал, предложенный в курсовой работе, может быть использован при изучении курса «теория финансов».

                                                                       

                                                                         _____________________

                                                                                (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1 Экономическая  сущность государственного кредита………………………..5

2 Функции государственного  кредита………………………………………….14

3 Дискуссионные  вопросы содержания и функций  государственного

кредита……………………………………………………………………….….18

Заключение………………………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………………………25 
ВВЕДЕНИЕ

 

Современная кредитная  система - это совокупность различных  кредитно-финансовых институтов, действующих  на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для  решения проблем достижения баланса  бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Принимая во внимание сложившиеся в Беларуси экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.

Актуальность данной темы заключается  в том, что в настоящее время экономика Республики Беларусь нуждается в эффективном преобразовании, однако собственных средств на это не хватает. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой обновления экономики является государственный кредит. Государственный кредит - форма кредитных отношений, предполагающая возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

Итак, целью  данной курсовой работы является раскрытие сущности  государственного кредита, определение его значения в народном хозяйстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие государственного кредита,
  • определить его роль в народном хозяйстве,
  • характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
  • определить функций государственного кредита,
  • изложить различные точки зрения экономистов по вопросу сущности и функций государственного кредита.

Данная курсовая работа состоит из введения, глав основной части, заключения и списка использованных источников.

При написании  работы была использована специальная  литература, которая способствовала раскрытию теоретической части материала данной работы, а также статистические данные касаемо Республики Беларусь.

 

 

1 Экономическая сущность государственного кредита

 

Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации и распределения денежных ресурсов государством с целью выполнения им своих функций. Государство, как и всякий самостоятельный экономический субъект, может выступать в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Государственный кредит имеет сложную структуру. Прежде всего, и это главное, государство за счет займов увеличивает объем своих централизованных денежных фондов (государственного бюджета и внебюджетных денежных фондов всех уровней). В качестве кредиторов государства могут выступать другие государства, корпорации, банки и физические лица, как отечественные так и иностранные.[1, с. 85]

Но государство может и само выступать как кредитор, предоставляя деньги взаймы другим государствам, юридическим, а иногда и физическим лицам. Как правило, займы, которые берет государство, превышают выданные им кредиты. Поэтому результатом кредитных отношений государства является возникновение и постоянное «присутствие государственного долга. Государственный долг имеется во всех странах. В большинстве стран преобладает внешний долг, т.е. долг другим государствам, иностранным юридическим и физическим лицам и международным финансовым организациям. Долг государства «своим» юридическим и физическим лицам называют внутренним. Государственный долг, его структура играют важную роль в проведении всей финансовой и в частности денежно- кредитной политики. [3, c. 882]

Основной возникновения  государственного долга является бюджетный  дефицит, который представляет собой  сумму превышения расходов из бюджета  над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:

- во-первых, осуществление  крупных государственных программ  развития экономики. Например, ее  структурной перестройкой. В этом  случае появление дефицита может  быть оправдано, так как значительные  государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;

- во-вторых, бюджетный  дефицит может быть обусловлен  спадом экономики. Сокращение  объема производства и доходов  ведет к уменьшению налоговых  поступлений в казну, что при  фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;

- в-третьих,  превышение расходов над доходами  может быть вызвано милитаризацией  экономики, войнами, стихийными  бедствиями и другими чрезвычайными  обстоятельствами;

- в-четвертых,  резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);

- в-пятых, расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в определенные периоды жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.).

Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде:

 

Дефицит

бюджета

 

Дефицитное

финансирование

 

Государствен-

ный

долг

       

       
       

обслуживание  государствен-

ного долга

     
         
         

Рисунок 1.1 - Формирование государственного долга

Примечание  - Источник: [14, с.329]

 

В рамках государственного кредита государство выступает иногда в качестве гаранта, когда оно принимает ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться для поддержания отечественных производителей в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей экономики, роста научно-технического прогресса, повышения уровня занятости в народном хозяйстве. Государственные гарантии по долговым обязательствам эмитентов соответственно влекут за собой увеличение расходов из централизованных денежных фондов при наступлении необходимости совершать выплаты по гарантийным обязательствам.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. При предоставлении банковского кредита обычно в качестве обеспечения выступают конкретные ценности (товары на складе, незавершенное производство и т.д.). При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все собственное его имущество или имущество данного региона. Важное значение имеет и рейтинг государства как заемщика, который определяется авторитетными специальными организациями. [5, с. 265]

Выступая в качестве заемщика, государство получает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются важным источником финансирования бюджетного дефицита. Существует тесная связь между динамикой бюджетного дефицита (профицита) и динамикой государственного долга.

Государственный долг существенно влияет на распределение налогового бремени во времени. Источником погашения долгов по полученным ранее государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны. Требуется осторожность и предусмотрительность, чтобы не создать в будущем серьезных экономических и социальных трудностей вследствие чрезмерного роста государственного долга в настоящее время.

Очень важно сопоставление динамики государственного долга и ВВП. При темпах роста экономики страны (т.е. ВВП), превышающих процентные ставки по государственным долговым обязательствам и темпы роста самого долга, за счет государственного кредита формируются дополнительные доходы государственного бюджета. То есть в условиях низких реальных процентных ставок и высоких темпов роста экономики государственный долг способствует формированию дополнительных доходов бюджета, стимулирует дальнейший экономический рост. В противоположном случае долг становится фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие страны. Существует внутренняя взаимосвязь роста долга и роста экономики страны. При высоких темпах экономического роста и низких реальных процентных ставках использование государством займов является обычным делом. В условиях стагнирующей экономики государство испытывает большие трудности при обслуживании долга. Постоянно растущий долг не приводит к ухудшению будущей налогово-бюджетной ситуации в стране только в том случае, если положительные темпы роста валового внутреннего продукта страны позволяют безболезненно обслуживать госдолг и вместе с тем создавать предпосылки для его возможного увеличения.

Современная мировая практика допускает краткосрочное превышение темпов роста госдолга над темпам и роста экономики. Кроме того, поскольку финансирование госрасходов за счет увеличения госдолга выступает альтернативой роста налогов, увеличение госдолга можно рассматривать в качестве стимулирующей меры роста экономики. Необходимо временное превышение роста долга над ростом экономики впоследствии компенсировать снижением темпов роста госдолга по сравнению с ростом ВВП. Платежи по обслуживанию долга финансируются за счет налоговых сборов, снижения государственных расходов или новых заимствований. Необходимость привлечения дополнительных доходов бюджета или снижения его непроцентных расходов существует только в том случае когда средние темпы роста реального ВВП ниже уровня реальных процентных ставок по государственным обязательствам. [6, с. 315]

Эффективно используемые денежные средства, привлекаемые в виде государственных заимствований, вносят определенный вклад в развитие национальной экономики. Например, государственные социальные расходы в сфере образования и здравоохранения способствуют развитию человеческого капитала. Возможное негативное влияние госдолга на объем национального производства в определенной степени уравновешивается социально-экономическими преимуществами, полученными в результате эффективного размещения государственных средств.

Но, к сожалению, государственные расходы не всегда способствуют экономическому росту. Примером этого являются процентные выплаты по внешнему долгу. В этом случае масштабы негативного влияния госдолга на экономику не компенсируются увеличением ее производительности и долг действительно ограничивает возможные темпы роста экономики. С целью прогнозирования допустимых объемов внешнего долга Мировым банком разработана модель RMSM-X («Пересмотренная минимальная стандартная модель — расширенный вариант»). Она позволяет прогнозировать развитие стран, пользующихся займами мирового банка, их потребности во внешних заимствованиях и возможности обслуживания внешнего долга. Расчеты включают основные макроэкономические показатели страны (ВВП, потребление, инвестиции) и ее платежного баланса (экспорт и импорт ресурсов), а также другие параметры экономической активности разных секторов. [3, c. 586]

Информация о работе Функции государственного кредита