Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве.
Методы исследования: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнения.
Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, изучены функции, изучены различные взгляды экономистов на сущность государственного кредита, охарактеризована роль государственного кредита в экономике Республики Беларусь, выявлены проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……...….4
1 Экономическая сущность государственного кредита…………………….....6
1.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория…......6
1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………..….9
2 Функции государственного кредита……………………………………….....16
3 Дискуссионные вопросы содержания государственного кредита……….....19
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников……………………………………..…….29

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Кафедра финансов и финансового менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 по дисциплине: Теория финансов      

 на тему: Функции государственного кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент                                                              Ю.С. Полегошко

ВШУБ, 4-курс, ВВК-1             (подпись)

(дата)

 

Руководитель                                                   К.А. Марусева

                              (подпись)

(дата)

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2014

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 30 с., 28 источников.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ.

Объект исследования – государственный кредит.

Предмет исследования – государственный  кредит как экономическая категория.

Цель работы: изучение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве.

Методы исследования: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнения.

Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, изучены функции, изучены различные взгляды экономистов на сущность государственного кредита, охарактеризована роль государственного кредита в экономике Республики Беларусь, выявлены проблемы и перспективы развития.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          ________________________

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….……...….4

1 Экономическая сущность государственного  кредита…………………….....6

1.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория…......6

1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………..….9

2 Функции государственного кредита……………………………………….....16

3 Дискуссионные вопросы содержания  государственного кредита……….....19

Заключение…………………………………………………………………….....27

Список использованных источников……………………………………..…….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Одним из способов их получения является государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств, в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. Использование международного кредита носит политический характер и служит обеспечению экономических и политических интересов Беларуси в современном мире.

Осуществление финансовой деятельности государства в сфере привлечения заимствований, предоставления государственных кредитов, а также осуществления управления долговым процессом вызвало необходимость разграничения в рамках государственного кредита категорий «государственный долг», «государственное кредитование». Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве методом обобщения, сравнения, анализа.

Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:

·   раскрыть понятие государственного кредита, и его роль в финансовой    системе государства;

·   определить функции государственного кредита;

·   изучение различных точек зрения по вопросу сущности и функций государственного кредита.

Объектом данной работы являются теоретические и практические вопросы функционирования государственного кредита в целом.

Предметом исследования - государственный  кредит как экономическая категория.

В основу данной курсовой работы положены труды признанных специалистов в области бюджета и бюджетной системы,  финансового права, бюджетного права и финансов.

В настоящее время, выбранная  тема весьма актуальна, так как государственный кредит оказывает большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

 

1.1 Понятие «государственный  кредит», как экономическая категория

 

В практической экономической деятельности кредит представляет собой передачу в пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности. При этом кредитные отношения проявляются в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых в  настоящее время характеризуются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна независимо от специфики его проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.

Экономическую категорию «государственный кредит» в широком смысле можно рассматривать как совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу возвратного движения ссуженной стоимости на условиях срочности, возвратности, платности, обеспеченности.

В узком понимании государственный кредит-это кредитные отношения, возникшие между государством и юридическими и физическими лицами при которых государство выступает в качестве кредитополучателя временно свободных денежных средств. [3, с. 260]

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.

Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд. В рамках отношений государственного кредита государство может выступать как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим и физическим лицам. В качестве кредитора государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую потенциальную значимость. А также предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет большое значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны.

Государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических и юридических лиц. Это означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств вышеупомянутых физических и юридических лиц. Иначе говоря, если лица, по обязательствам которых государство выступило гарантом, не смогут их выполнить, то обязанность по выплате этих обязательств переходит к государству. Следовательно, выступление государства в сделке в качестве гаранта не влечет за собой автоматического увеличения государственного долга. Вместе с тем, как показала практика, государственные гарантии не требуются заёмщикам, способным самостоятельно привлекать кредитные ресурсы. В гарантиях кредитов нуждаются, как правило, не достаточно надежные заемщики, именно поэтому государственные гарантии чаще всего влекут за собой рост расходов их централизованных денежных фондов.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы) [1, с. 275].

Государство выступает заемщиком в лице его органов (Министерство финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика такая форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства [26, с.82].

Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств на кредитной основе, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и другое. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.

Денежный объем доходной части бюджета ограничен  уровнем налогообложения, который установлен действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование  экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается [11, с. 207].

Заемные средства, поступающие от выпуска местных облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган может выделить часть средств из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.

Информация о работе Функции государственного кредита