Функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение государственного кредита, как экономической категории, его роль и значение в народном хозяйстве.
Методы исследования: метод системного анализа и синтеза, метод обобщения, сравнения.
Исследования и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, изучены функции, изучены различные взгляды экономистов на сущность государственного кредита, охарактеризована роль государственного кредита в экономике Республики Беларусь, выявлены проблемы и перспективы развития.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……...….4
1 Экономическая сущность государственного кредита…………………….....6
1.1 Понятие «государственный кредит», как экономическая категория…......6
1.2 Роль государственного кредита в развитии экономики Республики Беларусь………………………………………………………………………..….9
2 Функции государственного кредита……………………………………….....16
3 Дискуссионные вопросы содержания государственного кредита……….....19
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников……………………………………..…….29

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

Для кредиторов государственный кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; и другое.

Несмотря на то, что мобилизация дополнительных финансовых ресурсов с помощью государственных займов менее опасна, чем эмиссия, но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.

  Во-первых, правительство может прибегнуть к принудительному их размещению, что нарушит рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.

  Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.

  В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги – это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга).

 Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных  отношений – финансов и кредита  – и несет черты, как тех, так  и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.[15, с.209]

Для государственного кредита как финансовой категории характерны следующие признаки:

  • государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств;
  • для государственного кредита характерны перераспределительные отношения, то есть отношения вторичного распределения стоимости ВВП. Как правило, ими являются свободные денежные средства субъектов хозяйствования и граждан, не предназначенные для текущего потребления;
  • одним из участников отношений неизменно является государство.

В отличие от финансов государственный кредит:

  • имеет, как правило, добровольный характер;
  • движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении;
  • существование кредита ограничено конкретным, заранее установленным сторонами сроком.

По сравнению с другими формами кредита государственный кредит имеет следующие особенности:

  • предоставляется, прежде всего, на покрытие дефицита бюджета;
  • не имеет строго целевого характера;
  • обеспечением по государственному кредиту выступает имущество государства или региона;
  • погашается за счёт налогов или новых заимствований;
  • непосредственно выражается в формировании внутреннего и внешнего долга.

Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом.

 

1.2 Роль государственного  кредита в развитии экономики  Республики Беларусь

 

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

  В периоды экономического кризиса, коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.

  Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении .

  Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может преднамеренно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.

  Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий [8, с.307] .

  Следует отметить, что при определенных экономических и политических ситуациях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В истории нашей страны были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).

  Экономические категории при их функционировании характеризуются теми результатами, которые проявляются в данных социально-экономических условиях. Роль кредита характеризуется результатами его применения для развития экономики регионов и страны в целом, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Эти результаты проявляются при осуществлении различных видов кредитных отношений, возникающих и при государственном кредите.

  Конкретная экономическая среда оказывает существенное влияние на степень и характер реализации роли кредита, последствия его использования в воспроизводственном процессе и социальной сфере. Так, например, большое значение имеет тип экономики (командно-административная или рыночная), степень развития кредитной системы и финансовых рынков, практическое действия экономических институтов по организации и развитию кредитных отношений, уровень инфляции и т. д. [12, с. 209].

 В настоящее время в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь Министерство финансов  от имени Правительства выпускает  следующие государственные ценные бумаги:

 для юридических лиц 

  • государственные краткосрочные облигации;
  • государственные долгосрочные облигации;
  • государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
  • векселя Правительства Республики Беларусь.

 для физических лиц 

  • облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь;
  • облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.

  Законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет резидентам и нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг правительства

  В настоящее время в Республики Беларусь наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации (ГКО и ГДО), номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

  Указанные облигации являются государственными ценными бумагами, выпускаются они от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди юридических лиц на добровольной основе.

  Государственные ценные бумаги Республики Беларусь – это долговые ценные бумаги государства, выпускаемые для покрытия дефицита государственного бюджета и размещаемые путем проведения закрытых аукционов. Погашение этих бумаг происходит по истечении срока обращения. Облигации выпускаются в безбумажной форме, в виде записей на счетах.

  В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств.

  Первичное размещение ГКО и ГДО осуществляется одним из нескольких способов:

 • на закрытом аукционе, проводимом  Национальным банком среди первичных  инвесторов;

 • путем прямой продажи  Минфином юридическому лицу (без  аукциона) (специальный выпуск);

 • путем покупки у Минфина  Национальным банком.

  Размещаются на добровольной основе среди юридических лиц. Круг первичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и крупные финансовые компании. Инвесторы имеют право продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через фондовые биржи, которые обязаны вести учет инвесторов [26, с.81 - 87] .

 Вторичное обращение государственных  краткосрочных и долгосрочных  облигаций в соответствии с  Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь [20].

  Вторичный рынок правительственных облигаций основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством:

 • для продавца – последующего  их выкупа,

 • для покупателя – последующей их продажи [18, с. 185].

  В Республике Беларусь также эмитируются долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке ценных бумаг. Размер процентного дохода по ним устанавливается не выше ставки рефинансирования Национального банка.

 Размещение облигаций осуществляется  путем их продажи юридическим  лицам на договорной основе. Каждый  выпуск данных облигаций оформляется  решением Министерства финансов, в котором указывается номер  выпуска, номинальная стоимость, валюта  номинала, срок обращения, даты выпуска и погашения, порядок выплаты дохода, а также другие условия.

 Правительство Республики Беларусь  гарантирует погашение облигаций  и выплату дохода в иностранной  валюте, в которой выражен номинал  облигации.

 Министерство финансов имеет право:

 • досрочно погасить облигации  путем выкупа всего выпуска  или его части;

 • обменять (на основании  заключенных с инвестором договоров) облигации, срок погашения которых  наступил, на облигации других  выпусков [20].

Информация о работе Функции государственного кредита