Сущность и функции государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.
Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:
определить понятие, роль и значение государственного кредита, разграничить понятия государственного и банковского кредитов;
рассмотреть основные формы государственного кредита, выделить преимущества внешних займов для национальной экономики;
рассмотреть особенности формирования государственного долга и особенностей управления им.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………………………………………………………6
1.1. Понятие, сущность, формы государственного кредита………………………………………………………………….6
1.2.Аспекты управления государственным кредитом……………………………………………………................15
Глава 2 .ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 20
2.1. Анализ государственного кредита (государственных заимствований)………………………………………………………..20
2.2. Современные проблемы государственного кредита в РФ……………………………………………………………………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………39

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАпппБОТА ПО ФИНАНСАМ.docx

— 95.19 Кб (Скачать файл)
 

Тема: «Сущность и функции  государственного кредита»

Филатова п.р. ЭП-10

 
 
 

 

 

 



 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА………………………………………………………………6

1.1. Понятие, сущность, формы государственного кредита………………………………………………………………….6

1.2.Аспекты управления  государственным кредитом……………………………………………………................15

Глава 2 .ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ                                     20

2.1. Анализ государственного кредита (государственных заимствований)………………………………………………………..20

2.2. Современные проблемы государственного кредита в РФ……………………………………………………………………...28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что в рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать  непрерывное обращение. Временно свободные  денежные средства должны поступать  на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться  в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность  в дополнительных капиталовложениях. Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств. Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только федеральным, но и местными органами власти (краев, областей). Государство использует данную форму кредита, прежде всего для покрытия дефицита государственного и федерального бюджетов. То есть доходы от внутренних займов стали вторым (после налогов) источником финансирования государственных расходов, особенно в низко рентабельных, но необходимых для воспроизводственных процессов отраслях экономики (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

Целью данной работы является комплексное рассмотрение экономической категории государственного кредита, а также особенностей формирования государственного долга и его управления.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих  задач:

    • определить понятие, роль и значение государственного кредита, разграничить понятия государственного и банковского кредитов;
    • рассмотреть основные формы государственного кредита, выделить преимущества внешних займов для национальной экономики;
    • рассмотреть особенности формирования государственного долга и особенностей управления им.

Объектом исследования является государственный кредит и  государственный долг как его  закономерность.

Предметом исследования выступают функции, инструменты  и закономерности государственного кредитования.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения.

Первая глава  посвящена понятию, сущности государственного кредита, а именно, кто участвует в этих экономических отношениях, кто и как выступает, государство, предоставляя кредиты, выступает в лице гаранта, кредитора и заемщика. Также формулируются теоретические основы  государственного кредита как финансово-правовой категории. Раскрываются все детали понятия экономических отношений между государством и юридическими или физическими лицами. Также отражается различия государственного кредита от других, например, от банковского. Через какие функции и как регулируется государственный кредит, главной из которой является контрольная функция. Имеются данные как и каким образом управляется государственный кредит. Кто им управляет и как.

Во второй главе  отражаются анализ государственного кредита и современные проблемы, а именно, раскрываются подробнее объем государственного долга по сравнению с предыдущими годами, увеличение и снижение в некоторых промежутках времени государственного долга, также показана структура государственного долга, которая свидетельствует о изменениях внутреннего и внешнего долга. А также на основе анализа взглядов ученых и экономистов исследуется вопрос какие данные были получены за определенный период.

В заключение изложены выводы, отражающие основные положения, содержащиеся в курсовой работе, а  также обобщены предложения по законодательному совершенствованию государственного кредита с участием РФ.

Теоретической основой  курсовой работы явились  издания  ведущих отечественных специалистов в области финансов Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Курочкина В.В., Степанищева Е.Г., Философа Т.Г., статьи из периодических журналов "Финансовый эксперт", «Финансовая аналитика: проблемы и решения», нормативно-правовые документы, Интернет источники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

1.1. Понятие, сущность, формы государственного кредита

Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В этих отношениях преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Кредитные отношения, при  которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора, влияют на величину централизованных денежных фондов; гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и совмещает их особенности, функционируя, тем не менее, как особое специфическое отношение. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Еще одной отличительной чертой банковского кредита является производительное использование его как капитала, создающего условия для его погашения и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. Источником же погашения государственного кредита, как отмечалось, выступают в основном средства бюджета.

Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок: до одного года, от одного до пяти лет, от пяти до тридцати лет.

На рисунке 1. Показаны функции государственного кредита


 



 

 

Рис. 1. Функции государственного кредита

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности, возвратности и целевого назначения. С переходом России к рынку, распределительная функция претерпела ряд изменений, в частности изменились субъекты кредитных отношений, со стороны государства их участниками стали субъекты федерации. Особым субъектом кредитных отношений стали местные органы власти, их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лица. Для государства или субъектов федерации контрагенты – иные государства, международные финансово-кредитные организации и т. д. Изменились и инструменты, посредством которых осуществляются кредитные отношения, все чаще государство становится участником рынка ценных бумаг, осуществляя заимствование посредством эмиссии облигаций, в том числе и на международном рынке. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Это одна сторона государственных кредитных отношений. Другая ее сторона — финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью дополнительно мобилизованных средств. Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Регулирующая  функция государственного кредита имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая сторона проявляется, прежде всего, в формировании основных общеэкономических пропорций, таких как, воспроизводственные, отраслевые, территориальные. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов. Выделение бюджетных ресурсов на безвозвратной основе далеко не всегда оправданно, особенно в условиях их ограниченности, а порой их дефицитности. В целом государственный кредит не только стимулирует высокий темп экономического роста, но и смягчает циклические колебания. Социальная сторона государственного кредита связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы, за счет поддержки социальной сферы. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта.

Одной из функций государственного кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием средств привлекаемых и выделяемых государством.

Контрольная функция государственного кредита практически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории. Контрольная функция вытекает из самой природы кредита.1

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое  не было бы связано с контролем  за формированием и использованием денежных фондов.

С помощью финансов государство  осуществляет распределение общественного  продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи  с этим становится возможным и  необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного производства.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения  и использования общественного  продукта и НД. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, формированием и использованием основных фондов и оборотных средств.

Объектом контрольной  функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

    • общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль (осуществляют органы государственной власти и управления);
    • внутрихозяйственный финансовый контроль (проводится финансовыми службами предприятия);
    • общественный финансовый контроль;
    • независимый финансовый контроль (осуществляют аудиторы).

Государственный финансовый контроль в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и  управления – Федеральное Собрание и его 2 палаты (Государственная Дума и Совет Федераций). Федеральное  Собрание образует Счетную палату как  постоянно действующий орган  государственного финансового контроля. Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в ЦБ РФ и иных финансово-кредитных учреждениях  РФ.

На региональном уровне финансовый контроль осуществляется как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Информация о работе Сущность и функции государственного кредита