Сущность кредитования в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение управления кредитным портфелем коммерческого банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– раскрыть сущность кредитования в коммерческом банке;
– рассмотреть управление кредитным портфелем коммерческого банка;
– изучить рынок кредитования на современном этапе;
– определить перспективы развития рынка кредитования.

Содержание работы

Введение
3
1 Сущность кредитования в коммерческом банке
5
1.1 Кредит как экономическая категория
5
1.2 Банк как участник кредитных отношений
9
2 Управление кредитным портфелем коммерческого банка
21
2.1 Сущность и состав кредитного портфеля банка
21
2.2 Методы управления кредитным портфелем
29
3 Рынок кредитования на современном этапе и перспективы его развития

44
Заключение
60
Список использованных источников
63

Файлы: 1 файл

Upravlenie_kreditnym_portfelem_kommercheskogo_ba.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

В 2011г. рынок показывал позитивную динамику по снижению уровня просроченной задолженности по всем сегментам бизнеса в целом и по кредитам малого и среднего бизнеса (МСБ) в частности. Значительную роль здесь играет рост портфелей кредитов МСБ на балансах банков, что позволяет размывать проблемные активы. С 01.01.2011 по 01.01.2012 доля договоров, по которым наблюдаются проблемы, выросла только на 3% (портфели выросли на 19%). Другой позитивный фактор – постепенное завершение разбирательств с кризисными заемщиками. Поколение выдач 2011г. по-прежнему демонстрирует высокое качество кредитного портфеля.

К чему может привести прекращение роста портфеля МСБ, наглядно показывает опыт отдельных регионов (таблиц. 3).

 

Таблица 3 – Региональный антитоп-10 по уровню просроченной задолженности

Мес-то

Доля просроченной задолженности  на 1.01.2012 в портфеле МСБ, %

Субъект

Округ

Оборачиваемость портфеля МСБ за 2011г.

1

28,01

Республика Адыгея (Адыгея)

ЮФО

0,95

2

22,77

Вологодская область

СЗФО

1,57

3

17,95

Липецкая область

ЦФО

0,9

4

17,71

Удмуртская Республика

ПФ0

1,23

5

17,59

Пензенская область

ПФО

1,3

6

16,36

Еврейская автономная область

ДФО

1,1

7

16,22

Краснодарский край

ЮФО

1,17

8

16,13

Курская область

ЦФО

1,5

9

15,26

Республика Алтай

СФО

1,02

10

14,84

Калининградская область

СЗФО

0,92


 

Антитоп-10 по проблемам  с портфелями МСБ стабилен с 2010г. Эти регионы отличаются низким уровнем  оборачиваемости ссудных портфелей  и слабой динамикой роста. Средний  показатель оборачиваемости портфелей МСБ за 2011г. по России составил 1,7, по проблемным регионам – только 1,1.

Важно отметить, что основной объем просроченной задолженности  приходится на крупные банки (таблица 4): доля просроченных кредитов МСБ по РСБУ на балансах банков из топ-30 значительно превышает аналогичный показатель для средних и небольших кредитных организаций.

Начав в 2009г. примерно с одного уровня проблемной задолженности, к 2012г. две группы кредитных организаций значительно разошлись.

 

Таблица 4 – Доля просроченной задолженности крупных банков, %

Показатель

1.04.09

1.12.09

1.06.10

1.12.10

1.06.10

1.06.11

1.12.11

Банки топ-30

4,9

8,9

10,6

10,5

11,8

11,9

10,8

Банки топ-30

3,2

5,1

5,9

5,4

4,6

4,4

4,1


 

Если по топ-30 банков уровень  просроченной задолженности на 01.01.2012 составляет 10,8%, то у остальных – только 4,1%. Подобное расхождение может быть, в частности, объяснено большой долей в портфеле у лидеров рынка поточных коробочных кредитов, в то время как небольшие банки делают ставку на индивидуальный подход.

По итогам 2011г. лидером рынка кредитования МСБ по-прежнему остается Сбербанк России, хотя за год его кредитный портфель увеличивался медленнее рынка (на 15,6 против среднерыночных 19%). Лидер российского банковского сектора в 2011г. сделал ставку на внедрение инновационных подходов к кредитованию клиентов МСБ, что предопределило его динамику. Два ключевых подхода Сбербанка в сегменте МСБ можно назвать кредитной фабрикой (предоставление небольших кредитов на основе скоринговых программ) и фабрикой бизнес-проектов (создание набора типовых бизнес-планов, под которые заемщикам предлагается брать кредиты). Оба направления активно начали развиваться в конце 2011г., и пока их эффективность оценивать рано.

Банк ВТБ 24 по итогам 2011г. показал прирост кредитного портфеля МСБ на 39,9% . Как и ранее, в кредитном портфеле в основном преобладают инвестиционные кредиты срочностью свыше 3 лет, предоставленные для целей модернизации.

Промсвязьбанк по итогам 2011г. увеличил кредитный портфель МСБ более чем в 2,6 раза в первую очередь за счет расширения географии присутствия банка и увеличения количества сотрудников, работающих с МСБ. Также существенное влияние на его портфель оказала сделка по покупке кредитов МСБ у НБ «ТРАСТ». «В соответствии со стратегией развития, ТРАСТ сконцентрировался на микрокредитовании.

Банк «Возрождение»  за год увеличил портфель кредитов МСБ на 11% . В портфеле по-прежнему преобладают короткие кредиты, предоставленные  на срок до 12 месяцев. УРАЛСИБ продемонстрировал  прирост портфеля на 29%, в основном за счет традиционных для него кредитов на срок до 12 месяцев на текущую деятельность заемщиков.

Обращает на себя внимание стагнация портфеля Банка Интеза: прирост составил только 1,3%. При этом кредитование МСБ является одним из его ключевых направлений деятельности, но из-за напряженной ситуации у итальянских акционеров Банк Интеза ограничен в привлечении длинных дешевых средств материнской структуры. Это заставляет его повышать ставки по вкладам физических лиц, что негативно сказывается на росте его активов и процентной марже.

СКБ-Банк в 2011г. показал значительное увеличение кредитного портфеля МСБ – более чем на 230%, основная доля кредитов выдана на срок до 12 месяцев и предоставлена в основном на пополнение оборотных средств.

Группа Лайф (от нее в исследовании приняли участие банки: ЗАО АКБ «Экспресс-Волга», ОАО АКБ «Пробизнесбанк», ОАО «ВУЗ-банк», ОАО «Газэнергобанк») заняла бы в совокупности 26-е место по размеру портфеля, показав прирост в 34%.

Несмотря на снижение доли на рынке кредитов МСБ в 2012г., крупные банки готовятся к реваншу. Активно наращивается число структурных подразделений, где возможна выдача кредитов по специальным программам кредитования МСБ: за 2011г. их число в целом по рынку выросло на 14%, основную долю прироста дали банки топ-30 . Численность персонала, занятого кредитованием МСБ, выросла за тот же период времени на 21% .

Другим важнейшим направлением стали разработка и внедрение  принципиально новых кредитных  продуктов. В первую очередь, так  называемых кредитных фабрик. Такие фабрики – это попытка переноса розничных технологий кредитования на работу с малым и средним бизнесом.

Среди отличительных  черт кредитных фабрик – небольшой  объем займа (до 3 млн. руб.), поточное принятие решений о кредитовании (иногда за счет скоринговых моделей), принципиальное обособление фронт-офиса и бэк-офиса, практика беззалоговых кредитов. Также некоторые программы предусматривают кредитование не самого бизнеса, а предпринимателя как физического лица. 64% опрошенных «Экспертом РА» банков предлагают предпринимателям выбор из стандартных продуктов с четкими условиями. Эта модель может быть использована при кредитовании исключительно малого и микробизнеса: такие объемы средним предприятиям неинтересны. Малый бизнес значительных объемов кредитования абсорбировать не может.

Банки начинают активнее работать с высокомаржинальным сегментом  рынка – микро. Определяющим фактором становится скорость принятия решения. 

Крупные банки пытаются играть и на поле своих региональных коллег. Ранее индивидуальная работа с заемщиками считалась прерогативой региональных игроков. Теперь же почти все опрошенные крупные банки работают таким способом со средним бизнесом.

Наметившаяся тенденция  к росту дополнительных услуг  заемщикам, в первую очередь консалтинговых, продолжилась. Уже более трети опрошенных банков тем или иным способом помогают своим клиентам со структурированием бизнеса, поиском партнеров, налоговым и финансовым консалтингом. При этом если ранее такая практика была распространена среди небольших и средних банков, то теперь многие крупные игроки перенимают их опыт. Это повышает лояльность клиентов, снижает кредитные риски и помогает росту кредитных портфелей. В целом можно говорить о формировании тенденции, когда банки отходят от роли просто продавцов услуг и становятся финансовыми консультантами для своих клиентов. Вместе с тем при продолжении этой тенденции помощь заемщикам может стать из конкурентного преимущества обязательным атрибутом бизнеса банков. Если эти услуги будут оказываться всеми игроками на рынке, то клиенты банков не будут рассматривать их в качестве бонусов. Но в любом случае это произойдет не ранее, чем через два-три года.

Сбербанк России пошел  в вопросе консультирования заемщиков  еще дальше, предложив типовые  бизнес-планы. При этом другим банкам скопировать это решение очень сложно, так как стоимость внедрения таких продуктов очень высока. Кроме того, в распоряжении конкурентов, особенно небольших банков, нет необходимой статистики, которая бы позволила сформировать соответствующие решения сразу по широкому спектру типовых бизнесов. Активная позиция банка по отношению к заемщику, выражающаяся не только в кредитовании, но и комплексном сопровождении его бизнеса, позволяет обеим сторонам максимально нейтрализовать свои риски.

Другое важное направление – тендерные гарантии. Рынок гарантий МСБ получил новое развитие во второй половине 2011г. в первую очередь за счет административного регулирования. Ряд компаний, которые ранее предоставляли тендерные гарантии по демпинговым ценам, но при этом не обладали достаточной финансовой устойчивостью, начали планомерно выдавливаться с рынка. Это привело к значительному росту выдачи реальных банковских гарантий. Всего за 2011г. их было предоставлено на 70-80% больше, чем в 2012г. Тендерные гарантии характеризуются низким уровнем риска и позволяют банкам получать практически гарантированный комиссионный доход.

Влияние кризиса на предпочтения банков относительно обеспечения практически  исчерпано. Товары в обороте и  оборудование в качестве залога принимают практически все опрошенные «Экспертом РА» кредитные организации. 75% банков вернулись к практике беззалоговых кредитов, 71% – готовы принимать в качестве обеспечения поручительства гарантийных фондов.

Субъекты малого и  среднего бизнеса обычно прибегают  к страхованию только в случаях, когда это требуется какой-либо внешней стороне, обычно банку. От 60 до 70% кредитных организаций требуют обязательного страхования внеоборотных активов, недвижимости и запасов. При этом практика включения ковенантов (условие, которое заемщик обязуется соблюдать в течение срока действия кредита) в кредитные договоры пока не получила распространения – применяется только 45% опрошенных банков.

С 2009г. на рынке лизинга наблюдается рост доли крупного бизнеса в структуре новых заключаемых сделок. По итогам 2011г. доля крупного бизнеса достигла 70%, при этом доли малого и среднего бизнеса сократились до 15,5 и 13%, соответственно (таблица 5) .

 

Таблица 5 – Структура  сделок на рынке лизинга по субъектам  бизнеса, %

Субъекты бизнеса

9 мес. 2008г.

9 мес. 2009г.

9 мес. 2010г.

2011г.

Малый бизнес

27,2

18,2

17,0

15,5

Средний бизнес

25,3

16,0

18,0

13,0

Крупный бизнес

47,5

65,3

61,2

70,0

Госучереждения

-

0,5

3,8

1,49

Физлица

-

-

-

0,01


 

В 2011г. лизинговый рынок продемонстрировал высокие темпы роста – сумма новых сделок увеличилась на 79%. Отсутствие шоков в экономике и улучшение финансового состояния лизингополучателей из сектора МСБ тем не менее не привели к росту доли сделок с такими клиентами ввиду опережающего роста сделок с крупными лизингополучателями.

Несмотря на сокращение доли малого и среднего бизнеса в  структуре новых сделок, объемы сделок ощутимо выросли. Всего по итогам 2011г. с малым бизнесом было заключено новых лизинговых сделок на сумму более 200 млрд. руб. (рост примерно на 63%), со средним бизнесом – на 169 млрд. руб. (рост примерно на 30%).

Рост доли малого бизнеса (как по объемам, так и по количеству клиентов) c 2009-го по 2011г. свидетельствует о том, что Факторы все больше концентрируются на анализе бизнеса дебитора, а не клиента (таблицы 6 и 7). Это позволяет им принимать на обслуживание поставщиков из числа малого бизнеса, которые обычно не обладают хорошими финансовыми показателями.

Информация о работе Сущность кредитования в коммерческом банке