Структура и использование основных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 13:31, лекция

Описание работы

Основные средства представляют собой совокупность материально вещественных ценностей, действующих в натуральной форме в течение длительного времени. Главными документами, которыми следует руководствоваться при ревизии основных средств, являются ПБУ6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 2бн, и Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20 июля 1998 г. № ЗЗ н.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 104.98 Кб (Скачать файл)
  • срок полезного использования;
  • способ начисления амортизации;
  • освобождение от начисления амортизации (если имеет место);
  • индивидуальные особенности объекта;
  • при модернизации, достройке и ремонте объекта — сведения о дате проведения работ и сумме затрат.

Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии.

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов, а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта в результате реконструкции, модернизации, достройки и дооборудования прежнюю инвентарную карточку в случае невозможности отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный, модернизированный, дооборудованный, достроенный объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

Технические паспорта и другая техническая документация основные средства могут храниться по месту эксплуатации или в бухгалтерии.

    1. Ревизия сохранности основных средств.

Прежде всего при ревизии, проводимой по этому направлению, нужно проверить условия сохранности основных средств. При такой поверке устанавливаются:

  • качество осуществления инвентаризаций;
  • своевременность и полнота закрепления основных средств за материально ответственными лицами по местам нахождения объектов;
  • достоверность учетных данных о наличии основных средств на 1-е число месяца начала ревизии;
  • наличие основных средств.

При проверке качества осуществления инвентаризации проводится документальный контроль:

  • соблюдения сроков и порядка инвентаризаций;
  • порядка подведения итогов инвентаризаций;
  • решений по урегулированию выявленных расхождений;
  • правильности отражения результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета.

При проверке своевременности и полноты закрепления основных средств за материально ответственными лицами по местам нахождения объектов осуществляется документальный и фактический контроль.

В первом случае происходит проверка:

  • приказов, которыми утвержден список материально ответственных лиц;

•договоров о материальной ответственности. Во втором случае происходит

проверка:

  • наличия сигнализации в помещении, где хранятся объекты;
  • наличия решеток на окнах в местах хранения объектов;
  • работы охранных систем.

При проверке достоверности учетных данных о наличии основных средств на 1-е число месяца начала ревизии осуществляется документальный контроль соблюдения правил ведения карточек основных сред ' при этом данные инвентарных карточек сличаются с данными Главной книги, данные первичных документов и технической документации — с данными инвентарных карточек.

При проверке наличия основных средств осуществляется фактический контроль и составляются:

  • опись имеющихся в наличии основных средств;
  • опись имеющихся в наличии оборудования, машин, транспортных средств;
  • опись имеющихся в наличии арендованных средств;

•опись зданий, сооружений и других объектов недвижимости;

  • сличительные ведомости.

По результатам проверки условий сохранности основных средств делаются соответствующие выводы, в зависимости от которых даются необходимые рекомендации.

Выборочная проверка документального оформления учета основных средств.

Ревизионная комиссия (ревизор) оценивает соблюдение правил ведения картотеки или инвентарных книг. Как мы уже говорили, в ходе ревизии записи в карточках учета основных средств сверяются с данными первичных учетных документов. Записи в инвентарных карточках сопоставляются с данными технических паспортов.

Инвентарные карточки суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств. Для этого ревизионная комиссия (ревизор) по данным инвентарных карточек или инвентарной книги подсчитывает стоимость всех основных средств и сопоставляет полученную сумму с остатком по счету 01 «Основные средства» в Главной книге и остатком по статье «Основные средства» в балансе.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в них должны быть внесены исправления и уточнения.

Проверка соблюдения порядка и сроков проведения обязательных инвентаризаций основных средств.

Ревизионная комиссия (ревизор) устанавливает наличие (отсутствие) условий, при которых проведение инвентаризации основных средств обязательно:

  • проводится один раз в три года обязательная инвентаризация основных средств;
  • сменились материально ответственные лица;
  • установлены факты хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • произошло стихийное бедствие.

При выявлении таких фактов ревизионная комиссия (ревизор) обязана проверить результаты инвентаризации по каждому случаю за изучаемый период. Нужно обращать внимание на то, осуществляет инвентаризации постоянно действующая в организации комиссия или назначается отдельно на каждый случай, а также на правильность организации, проведения инвентаризации, полноту, достоверность и точность данных о фактических остатках основных средств, правильность указания отличительных признаков основных средств, а также правильность оформления результатов инвентаризации изложенных взыскании и изменении (корректировок), внесенных в учетные формы и регистры.

Организация и проведение инвентаризации основных средств.

 Инвентаризацию специалисты-ревизоры проводят в соответствии с

требованиями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

До начала инвентаризации оформляется приказ, в котором указываются сроки ее проведения, определяется состав инвентаризационной комиссии, назначается ее председатель.

Во время инвентаризации основных средств члены ревизионной комиссии (ревизор) заполняют опись формы № ИНВ-1, где проставляют инвентарный номер, наименование объекта основных средств. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, модернизации, расширению или

переоборудованию и вследствие этого. изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению,

В инвентарной описи проставляются фактические данные о наличии объектов основных средств и учетные данные. Фактические данные проставляются непосредственно при инвентаризации, учетные данные выводятся на день инвентаризации на базе данных на 1-е число месяца и представленных приходно-расходных документов. Учетные данные

обязательно подтверждает бухгалтер организации.

На машины, оборудование и транспортные средства ведется отдельная опись, куда заносятся следующие данные: заводской инвентарный номер, организация-изготовитель, год выпуска, мощность. Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и прочие объекты одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности этих объектов.

Отдельные описи составляются на арендованные основные средства и на основные средства, находящиеся на ответственном хранении.

В последнем случае дается ссылка на документы, подтверждающие принятие объектов на ответственное хранение. Описи должны быть описаны ревизионной комиссией (ревизором) и материально ответственным лицом.

Основные средства могут быть в наличии, а эксплуатация может не осуществляться или быть затруднена в результате их плохого технического состояния или некомплектности. Поэтому одновременно с поверкой наличия основных средств необходимо проверить их техническое состояние. Такую работу выполняют обычно члены ревизионной комиссии — инженер-механик и специалист по учету.

В xoде инвентаризации нужно выяснять, на всех ли объектах основных средств имеются инвентарные номера, как обеспечивается „урана и как организован технический уход за ними. Особое внимание следует обращать на хранение бездействующих и находящихся в резерве машин и механизмов. Такие объекты основных средств нередко остаются без присмотра под открытым небом, ржавеют, разукомплектовываются.

Важно определить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами- Так, в строительных организациях строительные машины и механизмы часто перемещаются с одной строительной площадки на другую, от одного объекта строительства к другому, В этих случаях перемещаемые основные средства переходят от одного материально ответственного лица к другому. Необходимо убедиться в своевременном документальном оформлении материальной ответственности.

Комиссия проверяет также наличие документов, подтверждающих нахождение зданий, сооружений, другой недвижимости, земельных участков, водоемов и иных объектов природных ресурсов в собственности организации. Ревизор должен помнить, что капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Оформление результатов инвентаризации основных средств.

По завершении инвентаризации члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица подписывают инвентаризационную опись формы № ИНВ-1. Инвентаризационная опись должна быть составлена не менее чем в двух экземплярах, содержать все необходимые реквизиты, не иметь несанкционированных (не оформленных соответствующим образом)

исправлений. При наличии исправлений их вносят во все экземпляры описей.

При выявлении в ходе инвентаризации ревизионной комиссией (ревизором) объектов, не поставленных на учет, а также объект по которым в регистрах бухгалтерского учета нет данных или указаны неправильные данные, нужно включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

При выявлении отклонения данных о фактическом наличии основных средств от учетных данных составляются сличительные ведомости формы № ИНВ-18. Недостачи, выявленные в ходе инвентаризации, отражаются в сличительной ведомости в соответствии и их оценкой в бухгалтерском учете. Оценка выявленных неучтенных объектов основных средств проводится с учетом рыночных цен, а износ определяется по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе отдельными актами. На основные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные), составляются отдельные сличительные ведомости.

По каждому факту выявления несоответствия между фактическими и учетными данными материально ответственные лица пишут на имя председателя инвентаризационной комиссии объяснительные записки. Итоги работы инвентаризационной комиссии оформляются протоколом, в котором отражаются результаты инвентаризации, в том числе результаты проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности основных средств. В нем на основании составленных сличительных ведомостей ревизионная комиссия (ревизор) дает выводы но результатам инвентаризации и предложения по устранению выявленных недостач, списанию недостач, оприходованию излишков и т.д.

Выявленные недостачи основных средств подлежат списанию в установленном порядке. Каждый случай списания недостающих основных средств ревизионная комиссия (ревизор) тщательно проверяет. При этом нередко вскрываются нарушения действующего порядка отнесения на виновных лиц стоимости недостающих основных средств, порядка погашения этой задолженности и отражения в учете всех операций по списанию.

 

    1. ИЗМЕНЕНИЕ СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Информация о работе Структура и использование основных фондов