Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является рассмотрение теоретического аспекта проблемы формирования ресурсов коммерческого банка, анализ пассивов ОАО КБ «Еврокоммерц» и на основе этого разработка предложений по совершенствованию депозитной политики банка в системе укрепления его экономической устойчивости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования ресурсов коммерческого банка, раскрыть сущность пассивов и структуру;
выявить и описать специфику рисков, возникающих при осуществлении пассивных операций;
охарактеризовать методы управления рисками пассивов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………………...
3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА …………………….……………………………

5

1.1. Экономическое содержание и формы пассивных операций банка
5

1.2. Структура операций по формированию собственных и привлеченных ресурсов банка …...……………………………………..…

10

1.3. Риски пассивных операций и управление ими …………………..
26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ»……………………………………….…….………………..


2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО КБ «Еврокоммерц»……………………………………………………………..

32

2.2. Анализ собственных средств ОАО КБ «Еврокоммерц»………..
39

2.3. Анализ источников привлеченных средств ОАО КБ «Еврокоммерц»………………………………………………………………………

42
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ДЕПОЗИТНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ……………………

48

3.1. Информационная система поддержки решений при формировании портфеля привлеченных средств ……………………………....

48

3.2. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ …………………………………..…………………………….…

56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………..
70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..
74

Файлы: 1 файл

Дипл.р.Ресурсы КБ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Российская банковская система только начинает сталкиваться с негативными последствиями введения системы страхования вкладов, связанными с тем, что основным критерием выбора банка для вкладчиков теперь становится уровень процентной ставки, а не надежность банка. Исследования банковских кризисов во многих странах показали, что наличие системы страхования действительно способно повысить системные риски за счет перераспределения средств граждан в менее надежные банки.

В такой ситуации на первое место выходит проблема обеспечения эффективного банковского надзора и своевременного вмешательства в деятельность рискованных банков, принятых в систему страхования вкладов. Без полноценного решения данной задачи отечественная банковская система может столкнуться с ростом системных рисков, а задача выживания для средних банков усложнится.

При надлежащем функционировании системы страхования вкладов Агентство становится государственным органом, заинтересованным в развитии и укреплении банковской системы России.

Основополагающие компоненты системы депозитного страхования имеют, на наш взгляд, определенные преимущества и недостатки, приведенные нами в виде таблицы 14.

Таблица 14

Сравнительный анализ основополагающих компонентов системы

депозитного страхования (СДС)

Вид СДС

Краткое содержание

Преимущества

Недостатки

Обязательное

Все банки принимают участие в СДС в обязательном и установленном законом порядке

Полнота охвата обеспечивает равные гарантии клиентам разных банков, что создает в этом смысле равные стартовые возможности в межбанковской конкуренции

Ослабляет мотивацию клиентов в выборе самых надежных банков, увеличиваются издержки всех банков, которые они, очевидно, должны закладывать в цену своих услуг

Ограниченное

Объем покрытия ограничен, ориентированно на защиту мелких вкладчиков

Защищает в основном население, одновременно сохраняя рыночную мотивацию у крупных депозиторов

Трудно реализовать в период сильной инфляции (определить порядок расчета базы минимального покрытия); исключает возможность полного решения банком проблемы страхования депозитов

Государственное

Учредителями СДС являются органы государственного управления и регулирования

Высокий статус СДС, возможность функционирования как не прибыльной организации, соблюдение ер контроля текущей деятельности

Вероятное недостаточно эффективное вложение средств фонда СДС (черта государственного сектора в принципе)

Дифференциация по рискованности операций банка

Устанавливается шкала платежей, величина которых определяется для каждого банка индивидуально в зависимости от выполнения им экономических нормативов или других показателей ликвидности и рискованности деятельности

Более обоснованно с точки зрения соотношения уровня риска, принимаемого банком и размером отчислений в фонд СДС

Трудности в оценке рисков, значимость которых меняется со временем, отсутствие опыта сбора и обработки балансов на базе среднемесячных данных


 

Для дальнейшего совершенствования действующей системы страхования вкладов, возможно, потребуется внесение изменений в действующее законодательство и нормативные акты ЦБ РФ в части:

- ограничения изъятия банковских  вкладов, что, во-первых, создаст внутренний механизм сдерживания массового оттока вкладов из банковской системы, актуальный при постоянном повышении страхового возмещения, во-вторых, потребует внесения изменений в гражданское законодательство;

- исключения нового вида системных  рисков, сопровождающих банковскую деятельность, - невозможности отмены в судебном порядке решения надзорного органа и выполнения органами судебной власти функций надзорного органа (указанный вид системных рисков возникает в случае, когда надзорный орган признал банк не соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов, а суд вынес решение разрешить банку привлекать вклады физических лиц);

- расширения перечня объектов  страхования и включения в  него счетов индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, а затем и иных юридических лиц;

- повышения максимального размера  страхового возмещения по вкладам до 600 тыс. руб. в перспективе до 2012 г. и приближения к цифрам, установленным специальной директивой ЕС для стран Евросоюза (20 тыс. евро);

- расширения перечня источников  формирования Фонда обязательного страхования вкладов с целью повышения его доходности (по данным Банка России, в 2008 г. доходность составила 15% годовых, а в 2006 г. - 9,7%). Однако повышение доходности не должно сопровождаться повышением рискованности вложений [29];

- внедрения дифференцированной шкалы для исчисления банками - участниками системы страхования вкладов страховых взносов в зависимости от объема вкладов, подлежащих обязательному страхованию, а также от финансовой устойчивости самого банка. В этой связи представляется актуальным создание межведомственной комиссии, задачей которой стало бы проведение постоянного мониторинга и комплексного анализа экономической среды с целью своевременного реагирования для предотвращения кризисных ситуаций. Кроме того, наличие подобного аналитического центра особенно важно при реализации предложений о создании мегарегулятора национальной финансовой системы;

- расширения штата Агентства  с целью присутствия сотрудников в субъектах Российской Федерации для обеспечения своевременного и эффективного взаимодействия Агентства с вкладчиками, кредиторами, органами государственной власти и местного самоуправления в процессе осуществления своих функций;

- осуществления совместного контроля за состоянием банков - участников системы страхования со стороны Банка России и Агентства, сохранив за Банком России полномочия надзорного и лицензирующего органа. При этом необходимо учитывать, что минимизация затрат при осуществлении страхования вкладов физических лиц в банках является одним из условий эффективного функционирования Агентства;

- усиления роли Агентства при  осуществлении мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банков - участников системы страхования вкладов при условии законодательного закрепления критериев по отбору банков - участников системы страхования вкладов для оказания им финансовой поддержки в преодолении кризисной ситуации за счет государственных средств, а также ответственности Агентства: за разработку и осуществление плана мер по финансовому оздоровлению проблемного банка; за достоверную оценку активов проблемного банка; за предоставление государственных средств на оказание финансовой поддержки проблемному банку;

- расширения перечня применяемых  процедур при осуществлении Агентством функций конкурсного управляющего и ликвидатора, в том числе дополнение такими процедурами, используемыми в международной практике, как распродажа филиалов ликвидируемого банка; покупка активов и принятие обязательств (всего банка или «чистого» банка, путем формирования различных групп активов, а также с разделением убытков), перевод застрахованных вкладов на обслуживание в финансово устойчивый банк без согласия вкладчиков, оказание финансовой помощи открытому банку и т.д.;

- повышения ответственности учредителей (участников) банков, членов совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов за доведение банка до банкротства. Здесь важное значение имеет разработка и внедрение в кредитных организациях стандартов корпоративного управления, а также законодательное закрепление обязательного отстранения владельцев и менеджеров банка, виновных в утере платежеспособности банка, от участия в управлении банком начиная с периода применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства); исключения возможности блокирования мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) применением судами мер по обеспечению исковых требований кредиторов.

Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Агентство является конкурсным управляющим в деле о банкротстве кредитной организации в случае, если кредитная организация-банкрот имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Таким образом, Агентство с момента его основания стало одним из важнейших органов банковского регулирования и надзора за банками - участниками системы страхования вкладов, хотя прямо в законодательстве Российской Федерации эта функция не закреплена за Агентством.

Понятно, что Агентство на данном этапе развития не может самостоятельно осуществлять надзорную деятельность, поскольку «эксклюзивные» права в этой области закреплены за ЦБ РФ законом о Банке России [1]. Тем не менее, роль Агентства в надзорном процессе постоянно повышается, а механизм государственного участия в предупреждении несостоятельности (банкротства) кредитных организаций в современных условиях функционирования финансовых институтов требует совершенствования.

Цели, для достижения которых и был принят закон о страховании вкладов, - защита прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к отечественной банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банки. При этом следует учитывать тесную взаимосвязь указанных целей, ни одна из них не может быть достигнута в ущерб другой. Как только банковская система выходит из равновесия (что мы можем наблюдать в кризисные периоды), сразу возрастает риск потери вкладов физическими лицами.

Основой для достижения указанных в законе о страховании вкладов целей является наличие стабильной и развивающейся банковской системы, Непременное условие этого - надлежащая законодательная база и сильный орган банковского регулирования и надзора. Кроме того, надзорные органы должны располагать целостным и действенным законодательным механизмом для осуществления как эффективного дистанционного надзора за деятельностью банков, так и инспекционной деятельности.

Достижение аналогичных целей предусматривает также ст. 56 закона о Банке России. Центральный банк является не только одним из важнейших субъектов банковской системы, но и в силу закона наделен функцией регулятора. Таким образом, ЦБ РФ является органом банковского регулирования и надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами требований законодательства и нормативных актов, осуществляет инспекционную деятельность в соответствии со ст. 73 закона о Банке России [1].

Цель деятельности Агентства - обеспечение функционирования системы страхования вкладов. Это подразумевает не только ведение учета банков - участников системы страхования вкладов, контроль за сбором страховых взносов и поддержание достаточности Фонда обязательного страхования вкладов. Ключевым моментом является возможность законодательного закрепления осуществления постоянного надзора Агентством за деятельностью банков ~ участников системы страхования в дополнение к положениям закона о страховании вкладов, согласно которым Агентство вправе иметь доступ к отчетности банков, хранящейся в ЦБ РФ. Агентство также вправе обращаться в Банк России с предложениями о проведении проверки по вопросам соблюдения банками обязанностей, установленных законом о страховании вкладов, а также ходатайствовать перед ЦБ РФ о применении к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, со стороны государства действуют два субъекта - Банк России и Агентство, что требует проведения совместной работы:

* по совершенствованию нормативной  базы, применяемой Банком России при осуществлении функций органа банковского регулирования и надзора в отношении банков - участников системы страхования вкладов;

* по разработке рекомендаций  и разъяснений для банков - участников  системы страхования вкладов  по соблюдению ими требований  закона о страховании и нормативных актов, изданных надзорным органом в целях реализации положений указанного закона;

* по совершенствованию внутренних  регламентов Банка России и  Агентства в целях повышения эффективности внутренних процедур, связанных с осуществлением указанными субъектами возложенных на них задач и функций.

В свете дискуссии о необходимости перераспределения надзорных, регулирующих и нормотворческих функций, возложенных на Банк России, а также о создании мегарегулятора национальной финансовой системы одним из возможных вариантов представляется активное включение Агентства по страхованию вкладов в процесс банковского регулирования и надзора. Например, участия в мониторинге состояния банков - участников системы страхования вкладов; участия служащих Агентства в проверках банков и т.д.

Таким образом, необходима комплексная проработка концепции развития системы страхования вкладов, а также определение законодательных актов Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, которые потребуют внесения изменений, согласования и разработки. При этом некоторые нововведения, в том числе внесения изменений в законодательство России, потребуют согласования не только с заинтересованными государственными органами, но и с банковским сообществом.

Значимость поиска направлений совершенствования формирования депозитного портфеля обусловлена тем, что от эффективности управления им во многом зависят важнейшие показатели деятельности кредитной организации - рентабельность и ликвидность.

Для экономик развитых стран характерно преобладание долгосрочных вложений , поэтому как перед зарубежными, так как и перед российскими коммерческими банками достаточно остро стоит проблема несоответствия сроков привлечения и размещения финансовых ресурсов, т.е. задача обеспечения ликвидности и платежеспособности. Помимо фактора несоответствия сроков активных и пассивных операций, на ликвидность коммерческого банка, особенно мгновенную и текущую, оказывает влияние и другой немаловажный фактор - стабильность ресурсной базы.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ