Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является рассмотрение теоретического аспекта проблемы формирования ресурсов коммерческого банка, анализ пассивов ОАО КБ «Еврокоммерц» и на основе этого разработка предложений по совершенствованию депозитной политики банка в системе укрепления его экономической устойчивости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты формирования ресурсов коммерческого банка, раскрыть сущность пассивов и структуру;
выявить и описать специфику рисков, возникающих при осуществлении пассивных операций;
охарактеризовать методы управления рисками пассивов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..………………...
3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЕСУРСНОЙ БАЗЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА …………………….……………………………

5

1.1. Экономическое содержание и формы пассивных операций банка
5

1.2. Структура операций по формированию собственных и привлеченных ресурсов банка …...……………………………………..…

10

1.3. Риски пассивных операций и управление ими …………………..
26
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПАССИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ОАО КБ «ЕВРОКОММЕРЦ»……………………………………….…….………………..


2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО КБ «Еврокоммерц»……………………………………………………………..

32

2.2. Анализ собственных средств ОАО КБ «Еврокоммерц»………..
39

2.3. Анализ источников привлеченных средств ОАО КБ «Еврокоммерц»………………………………………………………………………

42
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ДЕПОЗИТНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ……………………

48

3.1. Информационная система поддержки решений при формировании портфеля привлеченных средств ……………………………....

48

3.2. Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ …………………………………..…………………………….…

56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………..
70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..
74

Файлы: 1 файл

Дипл.р.Ресурсы КБ.doc

— 467.00 Кб (Скачать файл)

Решению проблем увеличения рентабельности, поддержания ликвидности посвящено много трудов отечественных и зарубежных авторов, но основное внимание в них уделяется управлению активными операциями. Несмотря на то, что эти операции рассматриваются в совокупности с пассивными, недостаточно внимания, на наш взгляд, уделяется управлению важной составляющей ресурсной базы банка - депозитному портфелю. Существующие подходы к его формированию, применяемые методы и инструменты не обеспечивают значительного повышения устойчивости депозитов, не дают ответа на ряд актуальных вопросов, встающих перед банками при управлении депозитными ресурсами, а поэтому требуют дальнейшей проработки и совершенствования.

Повышение эффективности деятельности банка видится возможным за счет совершенствования процесса формирования депозитного портфеля, прежде всего путем обеспечения притока в банк более стабильных ресурсов и ориентации на снижение его средневзвешенной стоимости с обеспечением рентабельности каждой операции по привлечению нового или обслуживанию старого клиента.

Формирование депозитного портфеля следует рассматривать как непрерывный циклический процесс, состоящий из основных этапов, - анализ (исследование «поведения» средств на счетах клиентов), планирование (ориентация на привлечение определенных клиентов, групп клиентов и виды депозитов), работа по привлечению клиентов (внедрение новых продуктов, гибкая тарифная политика и индивидуальная работа с клиентами), контроль.

В рамках маркетингового подхода следует рассматривать вопросы ценообразования, поскольку именно цена является одним из ключевых факторов, определяющих взаимовыгодное сотрудничество клиента и банка и непосредственно влияющих на рентабельность последнего. Основная трудность при решении задачи ценообразования - определение себестоимости банковского продукта. Методы ее расчета основываются на определении состава издержек на оказываемую услугу, и основные вопросы заключаются в выборе как способов учета прямых и косвенных затрат, так и разнесения косвенных расходов на конкретные услуги (продукты). Чаще всего критерием разнесения косвенных расходов служит доля услуги в совокупном объеме или количестве оказываемых услуг. Практика показывает, что для крупного банка с разветвленной сетью филиалов реализация подобного расчета себестоимости оказываемых услуг затруднена.

В современной банковской практике формирование депозитного портфеля в соответствии с требованиями поддержания ликвидности банка обычно достигается путем регулирования соотношений между активами и пассивами по срокам с помощью расчета специальных коэффициентов, оценивающих эти соотношения. Следует отметить, что данные методы не предназначены для анализа клиентской базы и выявления стабильных депозитных ресурсов, они не дают ответов на ряд актуальных вопросов, встающих при реализации депозитной политики: какие виды ресурсов, каких клиентов и в каком количестве необходимо привлекать банку в целях обеспечения стабильности ресурсной базы.

Важным аспектом при решении задачи формирования депозитного портфеля является планирование работы по привлечению депозитных ресурсов. Для обеспечения планирования и управления работой по привлечению клиентов банку необходимо оценить возможную величину остатка денежных средств, которую могут обеспечить потенциальные и существующие клиенты. Другими словами, необходимо определить, какое количество клиентов надо иметь или привлечь, чтобы обеспечить заданный объем депозитов.

Итак, на наш взгляд, для качественного управления депозитными ресурсами банку необходимо решить следующие основные задачи:

- знать, какие клиенты наиболее выгодны с точки зрения возможности более эффективного использования их ресурсов, т.е. уметь определять клиентов, которые обеспечивают большую стабильность депозитной базы и более высокий остаток на своем счете;

- уметь планировать работу по привлечению клиентов, т.е. знать, сколько клиентов необходимо иметь или привлечь для обеспечения заданного объема депозитной базы и ее составляющих;

- организовать и проводить работу  по привлечению наиболее выгодных потенциальных клиентов в банк, не забывая про необходимость удержания прежних;

- обеспечить эффективность каждой  операции, связанной с обслуживанием клиента, т.е. следует рассчитывать себестоимость оказываемых услуг и определять их рентабельность в разрезе каждого клиента, что даст возможность проведения гибкой индивидуальной ценовой политики;

  • разработать информационно-аналитическую систему поддержки принятия решений при формировании депозитного портфеля. Это ключевой фактор, влияющий на возможность своевременного получения необходимой информации с целью оперативного и адекватного реагирования на происходящие изменения.

 

Заключение

По результатам проведенного дипломного исследования можно сделать следующие выводы. Привлеченные средства занимают доминирующее положение в структуре пассивов банка. В целях привлечения ресурсов для своей деятельности коммерческим банкам важно разработать стратегию депозитной политики, исходя из целей и задач коммерческого банка, закрепленных в уставе, получения максимальной прибыли и необходимости сохранения банковской ликвидности.

С 2006года ОАО КБ «Еврокоммерц» выпускает и обслуживает банковские карты международных платежных систем VISA и Master card, с 2007г. банк входит в Международную платежную систему Master card в качестве аффилированного члена.

ОАО КБ «Еврокоммерц» выполняет требования Центрального банка РФ по нормативу достаточности капитала. В настоящее время значение данного норматива установлено в размере 25%

ОАО КБ «Еврокоммерц» в общем объеме ресурсов преобладают привлеченные средства, причем эта доля ежегодно увеличивалась и в 2009г. составила 75,9%. В банке преобладают депозиты сроком до 3 лет.

Существующие подходы к формированию депозитного портфеля, применяемые методы и инструменты не обеспечивают значительного повышения устойчивости депозитов, не дают ответа на ряд актуальных вопросов, встающих перед банками при управлении депозитными ресурсами, а поэтому требуют дальнейшей проработки и совершенствования.

Для выявления ключевых вопросов, которым необходимо уделять особое внимание при реализации депозитной политики, был проведен сравнительный анализ видов и структуры депозитов в России и экономически развитых зарубежных странах, а также теоретических и практических аспектов, связанных с депозитными ресурсами. Наиболее важным принципиальным отличием является отсутствие в практике российских банков депозитов физических лиц, изъятие денежных средств с которых возможно только после предварительного уведомления.

От эффективности управления депозитным портфелем во многом зависят важнейшие показатели деятельности кредитной организации - рентабельность и ликвидность.

На наш взгляд, для качественного управления депозитными ресурсами банку необходимо решить следующие основные задачи:

- знать, какие клиенты наиболее  выгодны с точки зрения возможности  более эффективного использования их ресурсов;

- уметь планировать работу по  привлечению клиентов;

- организовать и проводить работу  по привлечению наиболее выгодных потенциальных клиентов в банк, не забывая про необходимость удержания прежних;

- обеспечить эффективность каждой операции, связанной с обслуживанием клиента, рассчитывать себестоимость оказываемых услуг и определять их рентабельность в разрезе каждого клиента, что даст возможность проведения гибкой индивидуальной ценовой политики;

  • разработать информационно-аналитическую систему поддержки принятия решений при формировании депозитного портфеля, т.к. это ключевой фактор, влияющий на возможность своевременного получения необходимой информации с целью оперативного и адекватного реагирования на происходящие изменения.

Повышение эффективности деятельности банка видится возможным за счет совершенствования процесса формирования депозитного портфеля, прежде всего путем обеспечения притока в банк более стабильных ресурсов и ориентации на снижение его средневзвешенной стоимости с обеспечением рентабельности каждой операции по привлечению нового или обслуживанию старого клиента.

В современной банковской практике формирование депозитного портфеля в соответствии с требованиями поддержания ликвидности банка обычно достигается путем регулирования соотношений между активами и пассивами по срокам с помощью расчета специальных коэффициентов, оценивающих эти соотношения. Следует отметить, что данные методы не предназначены для анализа клиентской базы и выявления стабильных депозитных ресурсов, они не дают ответов на ряд актуальных вопросов, встающих при реализации депозитной политики: какие виды ресурсов, каких клиентов и в каком количестве необходимо привлекать банку в целях обеспечения стабильности ресурсной базы.

Одним из упущений управления привлечением средств в большинстве случаев считаем отсутствие правильно организованной работы с клиентами (особенно физическими лицами), ориентированной на удовлетворение всех потребностей клиентов и развитие взаимоотношений с ними. Устранению этих недостатков может способствовать приведенная нами в третьей главе методика анализа привлеченных средств, учитывающая каждый вид привлеченных ресурсов, их количественные и качественные характеристики, специфические особенности и черты.

Логическим продолжением аналитической работы и важным этапом процесса формирования депозитного портфеля являются: непосредственная работа с потенциальной и уже имеющейся клиентурой; применение соответствующих инструментов для их привлечения и удержания; использование определенных методов работы по привлечению потенциальных клиентов. Эти методы зависят от срочности привлекаемых ресурсов и принадлежности клиента к категории физических или юридических лиц.

Мы полагаем, что для дальнейшего совершенствования действующей системы страхования вкладов, возможно, потребуется внесение изменений в действующее законодательство и нормативные акты ЦБ РФ в части:

  • ограничения изъятия банковских вкладов;

- расширения перечня объектов  страхования и включения в  него счетов индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, а затем и иных юридических лиц;

- повышения максимального размера  страхового возмещения по вкладам;

- расширения перечня источников  формирования Фонда обязательного страхования вкладов с целью повышения его доходности;

  • внедрения дифференцированной шкалы для исчисления банками - участниками системы страхования вкладов страховых взносов в зависимости от объема вкладов, подлежащих обязательному страхованию, а также от финансовой устойчивости самого банка.

Использование рассмотренных нами в первом параграфе третьей главы подходов к анализу и формированию депозитной базы позволяет получить определенные выводы о качестве пассивов, которые имеются или будут сформированы в будущем. Причем в данном контексте планирование ограничивается не только принятием контрольных сальдовых цифр по остаткам, но и планированием маркетинговых предложений, позволяющих сегментировать отдельные продукты и отдельные клиентские группы, с тем, чтобы сформировать в кредитном учреждении «правильный» портфель пассивов.

Предлагаемая информационная система позволяет в режиме on-line отслеживать происходящие изменения в портфеле привлечения и получать необходимую управленческую информацию максимальной информативности с минимальным документооборотом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный Закон РФ  от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 18.06.2005).
  2. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2004) "О банках и банковской деятельности".
  3. Закон РФ от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2004).
  4. Инструкция ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» № 139-И от 03.12.2012
  5. Письмо ЦБ РФ «О порядке расчета суммы процентов по привлеченному депозиту кредитной организации» № 82-Т от 16.07.2004.
  6. Письмо ЦБ РФ «О типичных банковских рисках» №70-Т от 23.06.2004.
  7. Положение ЦБ РФ «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» № 215-П от 10.02.2003.
  8. Положение ЦБ РФ «О порядке проведения ЦБ РФ депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации» № 203-П от 21.07.2003.
  9. Положение ЦБ РФ «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» №254-П от 26.03.2004г.
  10. Приказ ЦБ РФ от 22.09.2004 N ОД-682 «О расчете стоимости обеспечения по кредитам Банка России» (ред. от 16.05.2005).

II. Книги и монографии

  1. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах / Под ред. Лаврушина О.И. - М., 1995.
  2. Банки и банковские операции./ Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Биржи и банки,1997
  3. Банковский портфель-1.- М.: СОМИНТЕК, 1994
  4. Банковское дело. Учебник под ред.  Г.Н. Белоглазовой. – М.: Финансы и статистика, 2006г.
  5. Банковское дело /Под ред. Колесникова В Д., Кроливецкой Л.П. -М.: Финансы и статистика, 2005.
  6. Банковское дело /Под ред. Коробовой Б.Г. -М.,2005.
  7. Букато В.И., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. /Под ред. Лапидуса М.Х. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  8. Василишен Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. - М.:Финстатформ. 1995.
  9. Виноградова Т.Н. Банковские операции: Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  10. Гиляровская Л.Т., Паневина С.Н. Комплексный анализ финансово-экономических результатов деятельности банка и его филиалов. – СПб.: Питер, 2003.
  11. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М., 2005.
  12. Денежное обращение и банки: Учебное пособие / Под ред. Г.Н.Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  13.   Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.,2005.
  14. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М: Банки и биржи, 1997.
  15. Максютов А.А. Основы банковского дела. – М.: Бератор – Пресс, 2003.
  16.   Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ. / Миллер Р.Л. Ван-Хауз Д.Д. – М.: Инфра-М, 2000.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы страхования вкладов в РФ