Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Факторинг – достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6
Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23
Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг
в России………………………………………………………………………40
2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44
2.3. Перспективы развития факторинговых операций в России………....49
2.4. Осуществление факторинговых операций на примере ОАО
АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая факторинг - копия.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Суммы комиссионных вознаграждений, указанные в договоре факторинга в абсолютном выражении (в рублях), включаются в состав прочих расходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ. В целях налогообложения прибыли организаций расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций учитываются в составе либо прочих расходов, связанных с производством, либо внереализационных расходов при условии, что и те и другие документально подтверждены и экономически обоснованны. 

Если в договоре факторинга комиссионное вознаграждение или иные платежи указаны в процентах, то такие расходы в целях налогообложения прибыли признаются расходами в виде процентов по долговым обязательствам и учитываются в налоговом учете в соответствии с положениями ст. 269 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг  в России

    1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг в России

 

Причиной возникновения  факторинговых услуг стало развитие торговых отношений, выразившееся в  предоставлении отсрочки платежа по поставленной продукции (оказанным услугам). Отношения между поставщиком и покупателем, возникающие при поставке товара с отсрочкой платежа, принято называть коммерческим кредитом (их также называют товарным кредитом). Рынок факторинговых услуг – это рынок товарно-кредитных отношений.

Несмотря на то, что  кредитование практиковалось еще в  Советском Союзе, финансовые операции, в основе которых лежала уступка  денежного требования к должнику возникли в РФ лишь на рубеже 1990-х годов. В основном это были различные зачетные схемы, схемы оптимизации налогообложения и перевода активов из одной коммерческой структуры в другую. Эти операции нельзя рассматривать как факторинговые, так как цели и порядок их осуществления были отличными от целей и порядка проведения классических факторинговых операций. Под классическим факторингом нами понимается комплекс финансовых услуг, направленных на финансирование оборотных средств поставщиков товаров и услуг, на покрытие их товарно- финансовых рисков, на администрирование их дебиторской задолженности.

Первые попытки создания классического факторинга в РФ можно  отнести к середине 1990-х годов. Эти попытки были предприняты  крупнейшими банками страны, такими как Российский кредит, Менатеп, Инкомбанк, Альфабанк и другими. Факторинговые операции этих банков были в основном достаточно ограничены в сравнении с иностранными аналогами.

На сегодняшний день рынок классических факторинговых  услуг значительно вырос в  качественном и количественном отношении.

Рынок факторинга в данный момент динамично развивается. Согласно данным и оценкам Ассоциации факторинговых компаний (АФК), по итогам девяти месяцев 2011 года оборот российского рынка факторинга составил 575 млрд. рублей. Прогноз по итогам года – 750 млрд. рублей (рост на 63% к уровню прошлого года).

С начала 2011 года российские Факторы профинансировали товарооборот на сумму свыше 470 млрд. рублей, что  на 161% выше аналогичного показателя 2010г. за тот же период. Отношение объема финансирования к объему уступленных  требований увеличилось до 82,8% (рис. 3.).

Рис. 3. Динамика доли профинансированных поставок за 9 месяцев 2011г.

 

Совокупный факторинговый  портфель на 01.10.11г. составил 123 млрд. рублей. В 3 квартале 2011 года совокупный факторинговый  портфель вырос на 13% по сравнению  с предыдущим кварталом текущего года, превысив показатель 01.10.2010г. на 111%. Средняя оборачиваемость по портфелю увеличилась до 58 дней. На рис. 4. приведена динамика оборота и портфеля рынка факторинга на 01.10.2011г.

Рис. 4. Динамика оборота и портфеля рынка факторинга на 01.10.2011,

            млн. руб.

 

В структуре продуктового ряда российских факторов продолжает доминировать факторинг с правом регресса, однако его доля в обороте рынка по итогам 9 месяцев составила 69,8% против 76% годом ранее. Доля внутреннего факторинга без регресса остается стабильной по сравнению с предыдущим кварталом (23,8%). В 3 квартале 2011 года благодаря росту импортных операций объем международного факторинга «пробил» отметку в 1% от оборота рынка (см. приложение 1).

В целом факторингом воспользовались свыше 4500 компаний при расчетах с 14600 дебиторами. Российские факторы привлекли 2053 новых клиентов, приняли на обслуживание поставки в адрес 4767 новых дебиторов. Факторами было обработано около 3 млн. поставок товаров и услуг (см. приложение 2).

В 3 квартале 2011 года оборот российского рынка факторинга вырос  на 227 млрд. рублей  (+65% к 2 кварталу). По сравнению с итогами 9 месяцев 2010 года, оборот также вырос более  чем на 270 млрд. рублей (+88,8%).Объем уступленных денежных требований по кварталам представлен на рис. 5.

Рис. 5. Объем уступленных денежных требований, по кварталам, млрд. руб.

 

Участники АФК занимают свыше 50 процентов рынка факторинга. Оборот входящих в АФК компаний и  банков, предоставляющих услуги факторинга за 9 месяцев 2011 года превысил 290 млрд. рублей и составляет 51% общего объема рынка [10].

В топ 10 составленного  агентством «Эксперт РА» рейтинга факторов по темпам прироста объемов уступленных  требований в первом полугодии 2011 года вошли Промсвязьбанк, «ВТБ Факторинг», Альфа-банк, банк «Петрокоммерц», банк «Национальная Факторинговая Компания» и «НФК-Премиум», «ТрансКредитФакторинг», Газпромбанк и «ГПБ-Факторинг», «БСЖВ Факторинг», ЮниКредит Банк и Металлинвестбанк. Доля их участия в обороте рынка по итогам 9 месяцев 2011 года представлена на рис. 6.

Рис. 6. Доля отдельных участников в обороте рынка по итогам 9 месяцев     2011г., %

    1. Проблемы развития факторинга в России

Несмотря на устойчивое развитие рынка факторинговых услуг в Российской Федерации, существует ряд нерешенных проблем, которые не позволяют говорить о факторинге как о развитом экономическом рынке.

На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую  экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако закон о «Лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в октябре 2005г. выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ в 2004 году был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций лицензироваться не будет. На текущий момент поправки в ГК РФ внесены не были, хотя их внесение было запланировано Правительством РФ на июль 2005г. Отмена лицензирования факторинговых операций изменит рынок факторинговых услуг, увеличится число его участников, а основными игроками на нем станут факторинговые компании.

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

В отличие от широкой  практики в западных странах предоставлять  факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного  рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкой кредитной политики поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).  
Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа.

Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная  информационная открытость, достоверность  финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной транспорентности компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.

Проблемы, связанные с  нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие Картотеки №2 к счетам в банках, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных статистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования  в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены  создавать достаточные резервные  фонды под возможные потери, что  приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоит особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых.

Информация о работе Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России