Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Факторинг – достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6
Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23
Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг
в России………………………………………………………………………40
2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44
2.3. Перспективы развития факторинговых операций в России………....49
2.4. Осуществление факторинговых операций на примере ОАО
АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая факторинг - копия.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6

    1. Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
    2. История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
    3. Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
    4. Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23

Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40

2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг

в России………………………………………………………………………40

2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44

2.3. Перспективы развития  факторинговых операций в России………....49

2.4. Осуществление факторинговых  операций на примере ОАО 

АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53

Заключение………………………………………………………………………….58

Список использованной литературы……………………………………………...61

Приложения…………………………………………………………………………63                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время  широкое распространение в хозяйственном  обороте приобретают факторинговые  сделки.

Конкуренция на товарных рынках и рынках услуг заставляет идти на более гибкие взаимоотношения  между поставщиком и покупателем. Снижение цен, улучшение качества товаров и услуг, расширение товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т.п. - лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик в современных условиях в стремлении найти и удержать покупателя. К перечисленному ряду также можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Товарный кредит выгоден всем участникам рынка: и производителю, и дистрибутору, и розничному продавцу.

Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита  является необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также организационные вопросы построения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит и т.д. Поэтому построение продаж в кредит требует не только вливания инвестиций в оборотный капитал, но и на построение технологии. Альтернативой самостоятельному развитию товарного кредита является факторинг.

Факторинг - это относительно новый вид услуг в области финансирования, особенно в России, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки. Этот вид услуг является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права получения платежа по ним.

Быстрый рост факторинга неудивителен для России. У нас  структура экономики как раз "факторинговая", поскольку подавляющее число договоров поставки товара идет с отсрочкой платежа. То есть фактически это финансирование под дебиторскую задолженность. Без залога, без поручительств, без перевода оборотов в банк. Финансирование, которое можно получить, несмотря на другие уже имеющиеся кредиты (например, под залог принадлежащей фирме недвижимости). И это выгодно предприятиям, и они это, похоже, поняли. Факторинг является уникальной альтернативой кредиту, возможностью без залога и поручительств получить необходимые средства для расчетов. Это инструмент, позволяющий минимизировать экономические риски работы с дебиторами, четко спланировать потоки денежных средств на предприятии, своевременно погасить собственную задолженность - дебитор-ская задолженность превращается в свободные денежные средства, что дает возможность компаниям, работающим на условиях отсрочки платежа, решать проблему нехватки оборотных средств. Более того - получить деньги для развития бизнеса, роста оборотного капитала, привлечения новых клиентов и как следствие увеличения объемов продаж, расширения ассортимента товаров и роста прибыли.

Поэтому сейчас рынок  факторинга двигают, с одной стороны, сами факторы, осознавшие громадный  потенциал этой услуги, а с другой - компа-нии. Спрос на факторинг подхлестывает  и потребительский бум в стране. В минувшем году розничная торговля стала одним из самых динамичных секторов российской экономики. Предпосылками для такого развития служат не только высокие темпы роста розничного товарооборота, но и стремительное развитие лидирующих компаний отрасли. Несомненно, бум потребительского кредитования косвенно способствовал успешной работе компаний-факторов - "физики" больше покупали в рознице, розница больше покупала у поставщи-ков, поставщики чаще обращались за помощью к специалистам в области факторинга.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод об актуальности и важности выбранной темы, о необходимости ее раскрытия, анализа положения дел на факторинговом рынке, количества и качества предоставляемых услуг и количества компаний, предоставляющих эти услуги. Кроме того, эта тема представляет значительный интерес для изучения, так как позволяет расширить экономический кругозор и по–новому взглянуть на недостатки финансирования российских предприятий.

Цель курсовой работы – изучение факторинговых операций, исследование их особенностей и перспектив развития в России.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

    1. Рассмотреть понятие факторинговых операций.
    2. Изучить историю факторинговых операций.
    3. Провести классификацию видов факторинговых операций.
    4. Провести анализ современного состояния рынка факторинговых услуг в России.
    5. Исследовать проблемы российского рынка факторинговых услуг.
    6. Исследовать перспективы развития факторинговых операций в России.
    7. Рассмотреть технологию оказания факторинговых услуг на примере ОАО АКБ "Металлинвестбанк".

Объект исследования – факторинговые операции.

Предмет исследования – проблемы и перспективы развития факторинговых операций в России.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников и приложения.

При написании работы использовалась учебная и научно-публицистическая литература отечественных и зарубежных авторов, а также обзорные статьи информационной сети Интернет.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты факторинговых операций

    1. Сущность понятия «факторинговые операции»

 

Факторинг – достаточно новый вид услуг в области  финансирования, которым  занимаются либо банки, либо специальные факторинговые  компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.

В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним» [17, с.7]. То есть, факторинг включает инкассирование дебиторской задолженности клиента, кредитование и гарантию от кредитных и валютных рисков.

Операция факторинга представляет собой покупку банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассацию за определенное вознаграждение. Это способ кредитования поставщика с условием возврата кредита в форме правопреемства или уступки права требования к покупателю.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 824 «Финансирование под уступку денежных требований» главы 43) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование» [5, с.229]. При этом, в ГК РФ термин «факторинг» отсутствует, но в международной и отечественной деловой практике организации применительно к указанным отношениям используют термин «факторинг».

В конвенции УНИДРУА  «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring) «под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

1. Поставщик должен  или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.

2. Финансовый агент  выполняет по меньшей мере  две из следующих функций:

- финансирование поставщика, включая заем и предварительный  платеж;

- ведение учета (бухгалтерских  книг) по причитающимся суммам;

- предъявление к оплате денежных требований;

- защиту от неплатежеспособности  должников.

3. Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования».

Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа и предотвращение возникновения сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, ведению бухгалтерского учета относительно своих требований и заинтересованы по возможности в наиболее быстром получении денег по счетам.

В основе факторинга лежит  покупка банком (факторской компанией) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части стоимости     (70-90%) отфактурованных поставок и оплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.

Схема организации факторинга представлена на рис. 1.





 

 

 


 

 

 

1 – поставка продукции

2 – передача платежных требований  банку

3 – оплата платежных требований

4 – оплата покупателем продукции

 

Рис. 1. Схема организации факторинга

В факторинговых операциях  участвуют три стороны:

1) фактор-посредник, которым  может быть факторинговый отдел  банка или специализированная  факторинговая компания;

2) клиент (поставщик товара) – промышленная или торговая  фирма, заключившая соглашение с фактор-посредником;

3) покупатель товара.

Обычно фирмы-клиенты  получают от фактора-посредника 80-90% стоимости  отгрузки и таким образом авансируют свой оборотный капитал. При этом фактор по сути дела предоставляет  своему клиенту кредит, так как осуществляет финансирование в виде досрочной оплаты поставленных товаров.

Резервные 10-20% стоимости  отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете  на случай претензий в его адрес  от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее плотно отвечает потребностям функционирующих предприятий, поскольку позволяет им превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ускорить движение капитала, сократить неплатежи. Оставшаяся сумма обязательства (резервные 10-20% стоимости отгрузки) возмещается поставщику в момент поступления платежа за товар.

За свои услуги фактор-посредник  получает: комиссионные за инкассацию счетов (обычно это 1,5-3% в зарубежных странах, 15-20% -в России от суммы счета фактора); процент по факторингову кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1-2 пункта выше учетной ставки.

В соответствии с Конвенцией УНИДРУА о международном факторинге, принятой в 1988г. Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет хотя бы двум из четырех требований:

Информация о работе Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России