Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Факторинг – достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6
Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23
Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг
в России………………………………………………………………………40
2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44
2.3. Перспективы развития факторинговых операций в России………....49
2.4. Осуществление факторинговых операций на примере ОАО
АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая факторинг - копия.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

В ходе факторинговой  операции с конкретным клиентом выделяют несколько стадий:

  1. Предварительная оценка финансового состояния клиента и его партнеров. Анализу подлежат: кредитоспособность самого клиента (на основе его бухгалтерских балансов и отчетности); платежеспособность его должников; качество и конкурентоспособность производимой продукции, работ, услуг; уровень рентабельности и динамика прибыли; размер и источники формирования оборотных средств клиента, в том числе и собственных.
  2. Анализ объема и качества долговых обязательств, представляемых клиентом. Его цель – определить число плательщиков клиента и роль каждого из них в обороте его задолженности; вид долговых обязательств и той доли, которая не будет учитываться в факторинговых операциях; наличие сезонных колебаний в объемах производства и продаж у клиента; факты отказа от платежа по долговым обязательствам и их причины.
  3. Определение лимитов кредитования в зависимости от условий оборота средств клиента, уровня риска, потенциальных сроков погашения ссуды, вида факторинга и других факторов. Лимит кредитования определяется прежде всего установленным размером предварительной оплаты (до 80% от суммы долговых обязательств). Однако реальная величина предварительной оплаты при факторинге с правом регресса может уменьшаться с учетом:

- суммы выписанных  долговых обязательств по каждому  плательщику, превышающей установленные  для него пределы;

- средств на покрытие  обязательств в связи с отказами  от платежа;

- суммы средств по  обязательствам, срок которых превысил установленный в договоре период погашения и др.

4.  Расчет платы  по факторингу. Производится с  использованием нескольких составляющих, величина каждой из которых  зависит от ряда факторов.

5.  Заключение договора  по факторингу, в котором, кроме условий соглашения, отмечается ответственность клиента за своевременное предоставление фактор-отделу или компании информации о задолженности покупателей, об их финансовом состоянии, оборачиваемости средств в расчетах, а также его обязанность перечислять комиссионное вознаграждение в установленные в договоре сроки. В свою очередь фактор-отдел или компания обязуются в договорные сроки оплатить передаваемые долговые обязательства и все расходы, связанные с перечислением средств.

6.  Уведомление плательщиков об участии в платежном обороте фактор-отдела банка или компании и изменении реквизитов счета для оплаты долговых обязательств (в случае открытого факторинга).

7.  Информационно-аналитическое  сопровождение договора. В соответствии  с договором факторинговое подразделение ведет учет платежных операций клиента и периодически представляет ему отчет о состоянии задолженности, причинах образования и мероприятиях по ее снижению [3].

Типы факторинговых  соглашений.

В зависимости от требований поставщика к фактор-фирме существуют различные варианты факторинговых соглашений.

Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается при постоянных контактах между поставщиком и фактор-фирмой и при соответствии показателей деятельности поставщика ряду требований. Оно предусматривает: 100%-ную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств, управление кредитом, учет продаж, кредитование в форме предварительных продаж (по желанию клиента) или суммы переуступленных требований к определенной дате. В последнем случае выступление срока оплаты может варьироваться, но обычно фактор-фирмы по соглашениям, не предусматривающим права регресса, гарантируют оплату поставщику по истечении определенного срока (обычно до 90 дней), начиная с даты приобретения долгового требования, независимо от того, оплатили свои долги клиенты или нет. Этот срок называется фиксированным сроком оплаты. Для его определения фактор-фирма анализирует финансовую отчетность будущего контрагента (поставщика) и производит расчет среднего срока оплаты его счетов клиентами. Полное финансовое обслуживание предусматривает переуступку поставщиком фактор-фирме долгов всех своих потребителей, что, с одной стороны, защищает фирму от того, что поставщик будет переуступать ей лишь долги, при инкассировании которых имеются какие-либо трудности, а с другой – унифицирует учет поставщика.

Разновидностью полного обслуживания является дробный фактор, который используется обычно более крупными компаниями. В этом случае компания переуступает все свои требования не одной, а нескольким фактор-фирмам. Цель подобной операции – более узкая специализация факторинговой компании на конкретном направлении деятельности поставщика, минимизация риска неправильного выбора фактор-фирмы, риска подчинения.

Соглашение о полном обслуживании с правом регресса отличается от соглашения без права регресса тем, что компания не страхует кредитный риск, который несет поставщик, т.е. компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты). Если поставщик предлагает фактор-фирме не совершать обратной переуступки долговых требований и продолжать обычную процедуру инкассирования, либо просит фактор фирму предпринять законные действия для возмещения долга, то фактор-фирма обычно взимает плату за рефакторинг, аналогичную плате за факторинг.

Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является агентское соглашение, или соглашение об «оптовом» факторинге. Какое-либо предприятие, функционирующее длительный период времени, может отработать собственную эффективную систему управления и учета кредита. В этом случае факторинговая компания может согласиться с тем, что некоторые пункты ее обслуживания окажутся невыгодными для поставщика, и заключить с ним соглашение об оптовом факторинге. В соответствии с этим она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик – выступать ее агентом по инкассированию. Преимущество такого соглашения заключается в том, что снижаются расходы фактор-фирмы по оценке кредитоспособности клиента и, следовательно, плата, взимаемая с него.

Кредитование, предусматриваемое  настоящим соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами.

Если поставщик заинтересован  только в кредитовании со стороны  факторинговой компании, то может  быть заключено соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для фактор-фирмы, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Фактор-фирма при учете счетов-фактур предоставляет поставщику больше средств, чем если бы последний учел долговые обязательства в банке, поскольку фактор-фирма обладает необходимым опытом и информацией для оценки системы и методов контроля поставщика и надежности клиентов поставщика.

Итак, мировая практика выработала значительное число вариантов внутреннего  факторинга: от полного обслуживания (максимального) до учета счетов-фактур (минимального).

Широкое распространение факторские операции получили и при экспорте продукции. Существуют две организационные формы экспортного факторинга: периферийная сеть филиалов крупных компаний и международные ассоциации факторинговых компаний.

Как правило, фирмы зарубежных стран, заключающие сделку с новым зарубежным партнером, требуют банковскую справку от специализированных фирм. Благодаря наличию обширной компьютерной информационной системы крупных банков  фактор-фирмы хорошо проинформированы о финансовом положении предприятий, в том числе и зарубежных. Все фактор-фирмы в Европе являются членами международной организации Factors Chain International, поэтому в любой стране они могут применять правовые санкции к покупателю через членов этой организации. Если иностранный покупатель не готов оплатить счет в течение 90 дней, фактор-фирма оплачивает его своему клиенту полностью и сама принимает меры, чтобы получить деньги от покупателя. Таким образом, экспортер получает 100%-ную гарантию на получение всех платежей по своим счетам. Кроме того, у клиента уже нет необходимости добывать информацию о финансовом положении новых покупателей, поскольку этим занимается фактор-фирма.

Основной предпосылкой факторингового обслуживания внешней торговли является осуществление значительной части  экспорта на условиях открытого счета. Т.е., продавец отгружает товар покупателю и отправляет в его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности в дебет счета, открытого им на имя покупателя. При обслуживании экспортера факторинговая компания передает определенный объем работ фактор-фирме страны импортера, т.е. фактор-фирма экспортера будет действовать в своей стране от имени и по поручению иностранной фактор-фирмы, по сделкам, предполагающим участие этих двух стран. Такой факторинг называется взаимным, или двухфакторным.

Преимущество взаимного факторинга заключается в том, что для фактор-фирмы, обслуживающей импортера, долговые требования являются внутренними, а не внешними, как для фактор-фирмы экспортера. Но взаимный факторинг обладает большими издержками, и для устранения этого недостатка существует прямой импортный факторинг. При этом фактор-фирма страны импортера заключает соглашение с экспортером о переуступке ей платежных требований по данной стране и осуществляет страхование кредитного риска, учет продаж и инкассирование требований, являющихся для нее внутренними. В связи с тем, что фактор-фирме трудно кредитовать экспортера в иностранной валюте, условие о предварительной оплате в подобные соглашения включается редко.

Операцией, сходной с прямым импортным  факторингом, является форфейтинг - кредитование экспортера путем покупки коммерческих векселей, акцептованных импортером без права регресса к продавцу. Таким образом, все риски импортера переходят к форфейтеру, который в целях защиты своих интересов нуждается в получении гарантии или аваля первоклассного банка страны импортера. Для страхования от валютного риска большинство форфейтеров приобретают требования только в наиболее устойчивых валютах. Учетная ставка по форфейтинговым операциям варьируется в зависимости от категории должника, срока кредитования и валюты. Стоимость форфейтинга часто превышает стоимость других видов кредитования, но его преимущества – простая процедура оформления и переход всех рисков к форфейтеру – делают форфейтинг привлекательным для клиентов. Форфейтинговое обслуживание экспортера предполагает среднесрочное (от шести до пяти-шести лет) или даже долгосрочное кредитование на достаточно крупные суммы, что отличает  его от факторинга, который сводится к краткосрочному кредитованию. Кроме того, форфейтинг представляет собой однократную операцию по взиманию денежных средств в соответствии с определенным документом, тогда как факторинг предполагает постоянные связи между сторонами и наличие комплексной системы обслуживания. Еще одна характерная особенность форфейтинга заключается в наличии вторичного рынка, на котором возможна купля-продажа приобретенных векселей.

Законодательством РФ совершение форфейтинговых операций не запрещается, однако сегодня  форфейтинг в российской банковской практике практически не применяется.

Высокие издержки на взаимный факторинг  приводят к тому, что ряд компаний отдают предпочтение прямому экспортному  факторингу, т.е. они берут на себя кредитный риск, кредитование, учет и инкассирование долговых требований.

Виды услуг  факторингового отдела.

Реализуя свою посредническую и рисковую деятельность в расчетах, факторинговый отдел кроме финансового  положения плательщика, характера  его хозяйственных связей и сложившейся  практики взаимоотношений с поставщиком  учитывает вид, качество, конкурентоспособность поставляемой продукции, сроки и суммы оплаченных счетов и наличие свободных средств отдела, предстоящие обязательства отдела, ведет картотеку невозмещенных платежей по каждому плательщику.

Это свидетельствует  о важности нового вида посреднических услуг банка, направленных на разрыв цепочки неплатежей, ограждение хорошо работающего поставщика от риска  несвоевременного получения платежа. Предприятие-поставщик получает возможность  увеличить скорость оборачиваемости оборотных средств, создать предпосылки наиболее полного учета результатов производства, ускорить оформление расчетных документов для своевременного получения платежа через факторинговый отдел, что стимулирует предприятие к отгрузке товара в срок.

Банк получает дополнительный источник дохода, позволяет материально  заинтересовать работников факторингового отдела в результатах работы.

Факторинговый отдел  может предоставлять своим клиентам следующие виды услуг:

- вкладные операции;

- услуги покупателям по погашению их задолженности поставщикам с заменой состава картотеки, а также с отсрочкой платежей на основе применения вексельной формы расчетов;

- услуги поставщикам   по немедленной оплате отгруженной  ими продукции;

- услуги поставщикам  по погашению дебиторской задолженности покупателей;

- оказание помощи предприятиям  – клиентам факторинга по работе  с банками, обслуживающими покупателей;

- консультационные услуги.

Суть услуг  факторингового отдела по вкладным операциям заключается в том, что оборотный фонд факторинга в значительной   степени формируется из вкладов предприятий, организаций, кооперативов и других субъектов хозяйствования независимо от ведомственной подчиненности. Вклады предоставляются на платной основе. Размер процентной ставки по вкладам зависит от длительности срока вклада и его характера.

Информация о работе Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России